Найти в Дзене

Судьба актёра: Тот самый Игорь Кваша - От Мюнхгаузена до «Жди меня»

Есть такой тип людей – про них нельзя сказать «актер такой-то». Нет. Они – это сама ткань, сам воздух целой эпохи. Они не играли – они жили на сцене и на экране, становясь частью нашего внутреннего мира, наших семейных разговоров и нашего понимания того, что же такое настоящая, не наигранная интеллигентность. Игорь Владимирович Кваша был именно таким. Человек-эпоха, человек-театр, человек-совесть. Его уход в 2012 году стал точкой, поставившей финальную черту под огромным пластом нашей общей культуры. Но разве такие люди уходят по-настоящему? Давайте вспомним. Игорь Кваша появился на свет в холодном феврале 1933-го, в Москве. Семья его была классической советской интеллигенцией высшей пробы. Отец, Владимир Ильич, – крупный ученый-химик, мать, Дора Захаровна, – посвятившая себя непростой работе с глухими детьми. Казалось бы, будущее мальчика уже написано – наука, медицина. Но судьба распорядилась иначе. Война, эвакуация в сибирский Ленинск-Кузнецкий… Именно там, в далеком от столицы госп
Оглавление

Есть такой тип людей – про них нельзя сказать «актер такой-то». Нет. Они – это сама ткань, сам воздух целой эпохи. Они не играли – они жили на сцене и на экране, становясь частью нашего внутреннего мира, наших семейных разговоров и нашего понимания того, что же такое настоящая, не наигранная интеллигентность.

Игорь Владимирович Кваша был именно таким. Человек-эпоха, человек-театр, человек-совесть. Его уход в 2012 году стал точкой, поставившей финальную черту под огромным пластом нашей общей культуры. Но разве такие люди уходят по-настоящему? Давайте вспомним.

Начало пути: за кулисами большой войны

Игорь Кваша появился на свет в холодном феврале 1933-го, в Москве. Семья его была классической советской интеллигенцией высшей пробы. Отец, Владимир Ильич, – крупный ученый-химик, мать, Дора Захаровна, – посвятившая себя непростой работе с глухими детьми. Казалось бы, будущее мальчика уже написано – наука, медицина. Но судьба распорядилась иначе.

Война, эвакуация в сибирский Ленинск-Кузнецкий… Именно там, в далеком от столицы госпитале, перед ранеными бойцами, маленький Игорь впервые вышел на сцену в роли Морозко. Говорят, зал аплодировал так, что дрожали стены. Это был его первый, оглушительный успех. Аншлаг.

Трагедия страны и личная трагедия – отец пропал без вести, и лишь много позже стало известно, что он был расстрелян в немецком плену, – переплелась с первым творческим триумфом. Эта двойственность, эта глубочайшая драма, прожитая в детстве, навсегда осталась в нем, закалив характер и добавив ту самую, неуловимую ноту трагизма даже в самые комедийные его роли.

Рождение «Современника» и братство на всю жизнь

Вернувшись в Москву, юноша уже не мыслил себя без сцены. Школа-студия МХАТ стала его альма-матер. Именно там он нашел не просто коллег, а единомышленников, друзей, с которыми был готов рушить устаревшие каноны. Галина Волчек, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев… Молодые, дерзкие, голодные до правды в искусстве, они и создали тот самый легендарный «Современник» – театр, который стал для всей страны глотком свежего воздуха, голосом нового поколения.

Игорь Кваша и Валентин Гафт - театр Современник
Игорь Кваша и Валентин Гафт - театр Современник

Кваша был одним из его столпов. Его роли становились событиями: чеховский Гаев, ибсеновский Доктор Стокман, булгаковский Мольер. Он не просто выходил на сцену – он проживал судьбы своих героев, наделяя их своей собственной интеллектуальной мощью, иронией, внутренним стержнем. Театр был его храмом, его главной любовью и служением. Кино же он считал, скажем так, занятием побочным. Но и здесь ему удалось создать образы, которые врезались в память навсегда.

Лицо с экрана: от Мюнхгаузена до Сталина

Как не вспомнить того самого бургомистра из «Того самого Мюнхгаузена»? Казалось бы, роль отрицательного персонажа, ханжи и лицемера. Но гений Кваши заключался в том, что он не играл злодея.

Игорь Кваша "Тот самый Мюнхгаузен"
Игорь Кваша "Тот самый Мюнхгаузен"

Он играл человека, запутавшегося в паутине собственных догм и бюрократических условностей. Его бургомистр смешон, жалок и по-своему трагичен. Это не картонный злодей, а живой человек, что делает его образ еще более мощным и узнаваемым.

А ведь были еще и тролль в «Принцессе на горошине», и пастор Адамс в «Человеке с бульвара Капуцинов», и врач Стравинский в «Мастере и Маргарите». Разные эпохи, разные характеры, но всегда – глубочайшая проработка, филигранность и неуловимая квашинская интонация, которую невозможно спутать ни с чьей другой.

Была в его кинематографической судьбе и другая, крайне сложная и спорная ипостась – роль Иосифа Сталина. Он играл вождя несколько раз, и каждый раз это была не карикатура, а глубинное, психологическое погружение в суть сложной личности. Многие зрители принимали это в штыки. Как мог интеллигентнейший Кваша, плоть от плоти «Современника», играть такого персонажа?

Игорь Кваша в роли Сталина
Игорь Кваша в роли Сталина

Лично я считаю, что это был акт гражданского мужества – показать не монстра из сказок, а живого, многогранного человека, чья власть рождалась из специфической эпохи и человеческих слабостей

«Жди меня»: голос надежды целой страны

И, конечно, нельзя не сказать о главной его работе для миллионов телезрителей. С 1998-го его голос, глуховатый, негромкий, но невероятно емкий и доверительный, стал для тысяч людей последней надеждой. Передача «Жди меня» – это был не просто телепроект. Это была народная исповедь, огромная боль разлук и невероятная радость возвращений.

Передача «Жди меня» Игорь Кваша
Передача «Жди меня» Игорь Кваша

Кваша вел ее не как телеведущий, а как мудрый, сострадающий собеседник. Он не комментировал – он сопереживал. Он был тем, кто делил боль пополам и умножал радость на двоих. В этом был весь он – артист, который видел в искусстве не самовыражение, а служение людям.

Неудобный гражданин и счастливый семьянин

Игорь Владимирович никогда не был удобным человеком. Он всегда имел свою, четкую и принципиальную позицию. Тот же самый принцип, та же самая честность перед собой и зрителем, что и в театре. Он не мог молчать, когда видел несправедливость. Это вызывало раздражение у одних и огромное уважение у других.

Игорь Кваша и жена Татьяна
Игорь Кваша и жена Татьяна

А в личной жизни он был, к счастью, абсолютно счастлив. Его брак с Татьяной Семеновной Путиевской, врачом-рентгенологом, стал тем самым прочным тылом, который позволяет творцу творить. Они прожили вместе больше полувека, вырастили сына Владимира, дождались внуков. Это тихое, прочное семейное счастье было его личной крепостью, в которой он отдыхал душой от бурь театральной и общественной жизни.

Прощание с современником

Его не стало 30 августа 2012-го. Официальная причина – проблемы с легкими. Москва прощалась с ним на сцене его родного «Современника». Прощались не с телеведущим, не с кинозвездой – прощались с гигантом, с одним из последних могикан того самого, настоящего искусства, где талант равен гражданской позиции.

Игорь Кваша похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, участок №6.
Игорь Кваша похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, участок №6.

Мне часто кажется, что таких фигур сегодня просто не осталось. Нет того масштаба, той глубины, той самой «породы», что была у актеров его поколения. Они вышли из страшной войны, из эпохи сталинских репрессий, но пронесли через все это не злобу и цинизм, а глубочайшую человечность и веру в людей.

Если эта статья отозвалась в вашем сердце, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш канал – мы будем и дальше вспоминать тех, кто составил золотой фонд нашей культуры.