Задумайтесь, может ли театр быть как та старая шуба - временами износится, порвется, а будь на месте швов яркая нить, снова заиграет в новом свете. Галина Волчек стала именно такой нитью в русском театре.
Не побоюсь сказать, если бы ее не было, нам пришлось бы её придумать. Этот замечательный человек, который прошел через бурю и тишину, был голосом эпохи, а иногда и ее совестью.
Детство и юность: корни, которые питают
Галина Волчек появилась на свет в 1933 году в Москве, в семье, которая была далекая от обыденных забот. Ее мама Вера Маймина - не просто сценарист, а творец, а папа Борис Волчек - сам режиссер, создававший работу, вторящую лучшим образцам отечественного кино.
Такое окружение не могло не повлиять на маленькую Галю, в чьем детском мире уже забрезжила любовь к литературе и театру. Чтение было для нее настоящей отдушиной, как несложный сон, где вместо прогулок по двору за окном маячили яркие образы. Папа даже старался подтолкнуть ее к Литературному институту имени Горького.
Но как можно было разрушить предначертанный путь - ведь каждая молекула в Гале звала её на сцену. Школа-студия МХАТ стала логичным шагом, ступенью на пути к звезде. Этот шаг Галина сделала в начале 50х годов, а уже в 1955 году окончила учебу.
Театральная карьера: стела и свет
Театр стал для Волчек настоящей сценой жизни. В 1956 году, всего через год после выхода из Школы, она вместе с Олегом Ефремовым и другими талантами основала «Студию молодых актеров», которая впоследствии преобразовалась в легендарный «Современник». Этот театр быстро занял свою нишу на сложной театральной арене, а Галина вскоре смогла сосредоточиться на своей любимой режиссуре.
Забудьте о стереотипах, что режиссура - это только тьма и переживания. Джоан Роулинг со своим «Гарри Поттером» могла бы спокойно позавидовать Волчек по популярности первой заветной постановки «Двое на качелях».
Позже, «Обыкновенная история» принесет ей Государственную премию СССР, а постановка «Три товарища» станет знаковым событием в театре - вы уже начинаете понимать, что Галина была не просто режиссером, а законодателем моды на сцене.
С 1962 года Волчек вступила в новый этап своей карьеры. Помните ту древнюю истину о таланте и страсти? Она проявилась в каждой ее постановке. Известный спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» не только принес ей признание, но и стал классикой.
Галина Волчек вошла в историю как первая советская режиссура на Бродвее, прорывая барьер между западной и советской культурами. Да-да, не только дома, но и за границей её творчество было необычайно востребовано.
Но не все было так ровно. Существовала раздвоенность… Сердца восхищались, а критики искали слабые места. Иногда ей приписывали жесткого и даже авторитарного руководства. Но кто сказал, что великое искусство приходит без жертв? Ей самой не нравилось это сравнение с Железной леди. Однако, Галина считала, что друзья и близкие знают её настоящую суть.
Личность и жизнь: За каменной стеной театра
Часто под вспышками камер и от достижений скрывается личная жизнь, полная драм. Галина была замужем дважды, и оба брака обернулись неудачами. Первый её супруг, Евгений Евстигнеев, был не только коллегой, но и частью её жизненного пути. Их брак продолжался девять лет.
Невозможно не упомянуть, что вместе у них родился сын Денис, который продолжил семейную традицию, став режиссером.
Второй брак и, казалось бы - новый шанс. Брачный союз с ученым Марком Абелевым оказался не столь крепким. Судьба упрямо показывала Галине, что «настоящая любовь» требует времени, а время - больших жертв. Галина Борисовна вспомнила о своих словах: «у меня два мужа, несколько романов и одно недоразумение». Стоило ли ей пытаться создать полноценную семью, когда она была обременена такой ответственной работой в театре?
Последние годы: смерть и память
К сожалению, как и у большинства людей, в жизни Галины Борисовны наступил период, когда здоровье стало подводить Став подопечной в больницах, несмотря на сложности, она продолжала организовывать творческие вечера и встречи с друзьями. Ее стойкость удивляла всех. Это была женщина, которая соединила прошлое, настоящее и будущее театра в одну уникальную, ни на что не похожую субстанцию.
Смерть пришла тихо и незаметно. Галина покинула этот мир в 26 декабря 2019 года, но оставила огромнейший след в сердцах множества людей. Прощание проходило в «Современнике», и зал театр был заполнен друзьями и поклонниками, которые узнали, что потеряли часть себя. Это была не просто смерть — это был удар. Галина Борисовна ушла на 87 году жизни.
_______________________
Мы живем в эпоху, когда театральное искусство созданное такими как Галина Волчек, становится все актуальнее. Она оставила свой след не только в искусстве, но и в сердцах зрителей... И вот я спрашиваю: как вы к этому относитесь? Что значит для вас ее наследие?
Поделитесь вашими воспоминаниями или впечатлениями о ней в комментариях. Давайте вспомним о ней вместе! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайк!