Найти в Дзене
МИР 24

Кыргызстан в зеркале кино: как национальный кинематограф отражает путь страны к независимости

Оглавление

Кыргызский кинематограф давно миновал советскую эпоху и вступил в новый этап своего развития с обретением страной независимости. За минувшие десятилетия кинематограф Кыргызстана не только сохранил свои национальные корни, но и активно интегрировался в мировое киноискусство, где продолжает демонстрировать уникальную оптику и кинематографический язык. Подробнее — в материале MIR24.TV.

От студии кинохроники до «Утренней звезды

С каждым годом кыргызские фильмы все чаще участвуют в международных кинофестивалях, где получают признание критиков и внимание зрителей.

«Одним из ключевых достижений кыргызского кино за годы независимости стало сохранение и развитие национальной идентичности, — заявлял глава государственного центра «Кыргызтасмасы Талантбек Толобеков агентству АКИpress. — Режиссеры обращаются к богатому культурному наследию народа, его истории, традициям и обычаям. Документальные и художественные фильмы, рассказывающие о жизни и проблемах простых кыргызстанцах, независимости, шелковом пути, поисках себя, о великих достижениях и эпосе «Манас, стали визитной карточкой кыргызского кино.

Но если говорить о начале кыргызского кинематографа, то оно было положено в далеком 1941 году: история началась с подписания указа о создании «Фрунзенской студии кинохроники (которую позже переименовали в «Киргизфильм). Именно ей и предстояло стать основой кинопромышленности в республике.

Развитие кыргызского кино было тесно связано с национальным балетом и театром, который начал развиваться гораздо раньше. В 1926 году в городе Фрунзе (ныне — Бишкек) открылась кыргызская музыкально-драматическая студия, а позже на ее фундаменте был создан национальный музыкально-драматический театр. Артистов набирали из состава организаций самодеятельности, зачастую — без специальной подготовки. Однако это не мешало им успешно осваивать самые сложные сценические образы.

Многообразный кыргызский национальный театр питал новыми идеями зарождающийся кинематограф: именитые сценаристы, драматурги и актеры театра близко и ответственно воспринимали новое веяние творчества. Настоящему рассвету кыргызскому кино положила экранизация балета «Чолпон. Лента получила название «Чолпон — утренняя звезда (1960 год).

Чудо национальной кинематографии

Взлет национальной кинематографии (так называемое «кыргызское чудо) принято связывать со вступлением в кинематограф первого поколения режиссеров — уроженцев Кыргызстана. Это случилось в середине шестидесятых, когда из столичных киношкол вернулись во Фрунзе Болот Шамшиев, Толомуш Океев и Геннадий Базаров. Свои первые «дипломные картины они сняли про родную землю и удивительных земляков.

Документальный фильм «Манасчи Шамшиева был посвящен знаменитому сказителю эпоса «Манас Саякбаю Каралаеву, «Небо нашего детства Океева стало плачем по уходящей цивилизации кочевников и свидетельством наступления новой формы жизни — оседлой и городской. «Материнское поле Базарова (снятое по одноименному роману Чингиза Айтматова) отдавало дань уважения киргизским женщинам, на чью долю выпало немало испытаний в годы Великой Отечественной войны.

-2

Позже фондом развития кинематографа совместно с Киностудией «Кыргызфильм имени Т. Океева была составлена киноколлекция «Кыргызское чудо с десятью фильмами:

  • «Зной (1962), режиссер Лариса Шепитько;
  • «Трудная переправа (1964), режиссер Мелис Убукеев;
  • «Первый учитель (1965), режиссер Андрей Кончаловский;
  • «Небо нашего детства (1966), режиссер Толомуш Океев;
  • «Материнское поле (1967), режиссер Геннадий Базаров;
  • «Выстрел на перевале Караш (1968), режиссер Болот Шамшиев;
  • «Засада (1969), режиссер Геннадий Базаров;
  • «Улица (1972), режиссер Геннадий Базаров;
  • «Белый пароход (1975), режиссер Болот Шамшиев;
  • «Красное яблоко (1975), режиссер Толомуш Океев;
  • «Мужчины без женщин (1981), режиссер Альгимантас Видугирис.

За годы независимости Кыргызстана киноиндустрия пережила активное развитие. Сегодня в стране работают новые киностудии и киношколы, открываются кинотеатры и проводятся кинофестивали, на которых молодые и талантливые режиссеры имеют возможность представить свои картины и реализовать творческие идеи. Киноиндустрия Кыргызстана активно интегрируется в глобальные кинопроцессы, а национальный кинематограф обогащается не только новыми идеями, но и технологиями.

Смотрите драму «Первый учитель (1965) режиссера Андрея Кончаловского 31 августа в 05:00 на телеканале «МИР.

Фильм снят по мотивам произведения Чингиза Айтматова. Лента — призер Венецианского фестиваля. Действие картины развивается в 1923 году: позади Революция и Гражданская война. Красноармеец Дюйшен решает вернуться к своему призванию и вновь заняться преподаванием. Его по комсомольской путевке отправляют в кыргызский аул. Он быстро находит там пустующее здание, устраивает в нем школу, собирает учеников. Дюйшен не мог и подумать, что многовековой уклад местных даст его смелым и прогрессивным начинаниям жестокий отпор. Среди его подопечных появляется девочка Алтынай. Она с радостью познает новое, но родители недовольны тем, что она много времени посвящает учебе, и насильно отдают ее замуж.