Найти в Дзене
Ника

А что было бы сейчас?

Когда я ушла на пенсию, то мысленно поблагодарила Господа за две вещи: за то, что по моей вине (из-за моей ошибки) никто из больных не умер и не пострадал. Во всяком случае, мне такие факты неизвестны. И за то, что мне не довелось попасть в такую ситуацию, в которую попали мои коллеги: Мисюрина, Белая, Сушкевич и др. А ведь возможности были! И спасло только одно: лет 20-40 тому назад врачей всё же уважали и презумпция невиновности была, и здравый смысл, и оценку действиям давали специалисты, а не прокуроры. Расскажу о некоторых случаях. Сейчас многим людям кажется, что все больные и их родственники априори - люди кристальной честности и высоких моральных качеств, а вот врачишки- глупцы и вредители, которые так и норовят угробить несчастного больного. На самом деле и больные, и родственники врут за милую душу! Вот несколько примеров из моей практики. Пожилая женщина скончалась дома. Участковый терапевт справку не выдал, так как женщина к нему уже давно не обращалась. Труп привезли к н

Когда я ушла на пенсию, то мысленно поблагодарила Господа за две вещи: за то, что по моей вине (из-за моей ошибки) никто из больных не умер и не пострадал. Во всяком случае, мне такие факты неизвестны. И за то, что мне не довелось попасть в такую ситуацию, в которую попали мои коллеги: Мисюрина, Белая, Сушкевич и др. А ведь возможности были! И спасло только одно: лет 20-40 тому назад врачей всё же уважали и презумпция невиновности была, и здравый смысл, и оценку действиям давали специалисты, а не прокуроры. Расскажу о некоторых случаях.

Сейчас многим людям кажется, что все больные и их родственники априори - люди кристальной честности и высоких моральных качеств, а вот врачишки- глупцы и вредители, которые так и норовят угробить несчастного больного. На самом деле и больные, и родственники врут за милую душу! Вот несколько примеров из моей практики.

Пожилая женщина скончалась дома. Участковый терапевт справку не выдал, так как женщина к нему уже давно не обращалась. Труп привезли к нам. В таких случаях при выдаче справки дата смерти вносится со слов близких: только они видели, когда умерла их родственница. В тот раз все было так же. Я записала дату смерти со слов дочери и выдала справку. Но на следующий день она вернулась и попросила изменить дату смерти на один день (позже).

-Зачем?

-Мне соседка сказала, что иначе мне не отдадут пенсию матери за этот месяц.

-Я не могу. Это нарушение закона. Да и стоит ли эта пенсия такого вранья?

-А я не миллионер! Ну, ладно, я вам заплачу. Перепишите!

-Нет. Ничего я переписывать и врать не буду.

-Ну, пеняйте на себя.

Через пять минут главному на стол легло заявление, в котором женщина утверждала, что врач патологоанатом допустил ошибку в справке, потому что был занят своими делами /какими, интересно?/, отвлекался, не слушал, что ему говорят, и допустил ошибку в дате. Переписывать справку отказался, так что "прошу принять меры, иначе мы обратимся в вышестоящие инстанции". Меры приняли. Правда главному была не интересна. Мне приказали написать новую справку с другой датой и объяснительную. Да и ... бог с вами, напишу! Если интересно, то пенсия была 15 тысяч.

В больнице умер подросток. Его старались спасти, но чуда не случилось. Конечно, всем было жаль и парня, и его родителей. За справкой пришел отец и дядя. Они попросили рассказать, отчего умер парень. Я начала рассказывать, стараясь не употреблять терминов, которые трудно понять не медикам.

-Нет, вы очень просто говорите. Давайте посложнее: отчего он умер?

Я начала рассказывать сложнее, но теперь они перестали понимать. В конце концов компромисс был найден и они поняли сущность процессов и причину смерти. На объяснения ушло 1,5 часа! У нас нет столько свободного времени. Но тут случай особый. Можно и задержаться после работы, чтобы доделать свои дела. А людей жалко! Конечно, я выразила им соболезнования, как и коллега, который выдавал тело, и санитарка, которая одевала. Нам всем было очень жаль и парня, и родителей.

Через несколько дней отец написал в местную газету о том, что врачи допустили "врачебную ошибку" (ну куда же без неё! Молниеносная форма сепсиса с тотальной двусторонней абсцедирующей пневмонией разве причина для смерти?). В патанатомии с ними отказались разговаривать и объяснять, отчего умер парень. Соболезнований не было. И т.д. Ни слова правды. Я понимаю, людям больно, они ищут виноватых. Нам всем бывает больно, но врут и обвиняют далеко не все.

И напоследок. Самая чУдная история 30-летной давности. В райцентре рядом с моим городом было патологоанатомическое отделение, но не было врача. Поэтому, когда случалась необходимость, на вскрытие ездили наши врачи.

В один из дней на вскрытие отправилась я. Случай почти обычный: очень пожилая женщина (за 90), скончалась от инсульта. Но была и одна особенность. Когда случился инсульт, больная упала у себя дома и ударилась о стол левым боком. Подбежавшие родственники обнаружили, что лицо женщины стало асимметричным, а нога и рука с одной стороны не работают. Об этом они и сообщили диспетчеру "Скорой". Тот, верно оценив ситуацию, отправил на вызов неврологическую бригаду. Врач невропатолог подтвердил, что у бабушки инсульт и повез её в больничку, так как там имелось неврологическое отделение.

В приемном покое медсестра спросила:

-Бабушка, а почему у вас на левом боку синяки?

-Так это меня медсестра молотком в машине била.

Бабушка указала на молоточек, торчащий из кармана халата невропатолога.

-Да не слушайте вы её,- сказала родственница, ехавшая в той же машине.- У матери деменция. Она дома упала и о стол ударилась.

Женщину подняли в отделение и положили на кровать. Увы! Через полчаса примчались больные с вестью, что "бабушка упала с кровати и ударилась левым боком о кровать, а потом об пол". Прибежали медики, серьезных травм не обнаружили, разве что синяков прибавилось. Общими усилиями пациентку вернули назад и вызвали плотника, чтобы он из досок соорудил боковую стенку у кровати, дабы пациентка больше на пол не падала. С другой стороны кровати была стена.

Пока шел плотник, присмотреть за бабушкой поручили санитарке и медсестре. Но одна отлучилась, другая не удержала больную, и да, она снова сверзлась на пол! Синяков ещё прибавилось, но от серьезных травм бог уберег.

Трое суток женщину пытались лечить, тем более, что болезней у неё было немало. Пришел кардиолог, написал свои назначения. Посмотрел уролог, написал свои. Невропатолог-само собой! Только через трое суток бабушка ушла в мир иной, а за мной прислали машину и поведали эту грустную историю.

-Там у неё синяков много,- сказал главврач,-но серьезного ничего нет. И мы смотрели, и хирурги.

-Хорошо. Начну вскрытие, но не дай бог хоть малейшее подозрение на травму, вызову судмедэксперта.

-Конечно-конечно! Мы ж понимаем.

На вскрытии я едва протиснулась к столу. Женщина я была мелкая, худощавая, а вокруг стола: главврач, начмед, невропатологи, кардиолог, уролог, ну и хирурги. Разве что плотника не было.

Никаких серьезных травм у бабушки не оказалось и все с облегчением выдохнули. Даже инсульт оказался ишемическим, что совершенно не походило на травму, и очень большим (не выживают с таким). Чудо, что три дня прожила. Вскрытие закончилось, справку о смерти выдала и отправилась в родное отделение.

Прошло несколько дней. Мы с коллегами были в ординаторской. Через закрытую дверь я услышала мужской голос:

-А кто у вас на вскрытие в райцентр ездил, бабушку вскрывал?

-Это ко мне,- сказала я коллегам.- Пойду узнаю, что хотят.

Мужчины занимались своими делами и на мой уход внимания не обратили. В коридоре стояли мужчина и женщина средних лет. При виде меня они многозначительно переглянулись и мужчина спросил:

-Это вы в N бабушку вскрывали?

-Я.

-А вы знаете, что её убили!?- напористо спросил мужчина.

-Нет, не знаю. Я знаю, что она умерла от ишемического инсульта.

Мужчина и женщина снова переглянулись.

-Я понимаю. Вы так молоды, вас запугали...

Молода? Ну, тридцать восемь, конечно, не старость, но и не такая уж молодость. Правильно говорят: маленькая собачка до старости- щенок. В те годы я, действительно, выглядела очень молодо. Меня принимали то за студентку, то за санитарку, которая собирается поступать в ВУЗ. Даже когда я рожала младшего сына медсестра роддома назвала меня деточкой и спросила, есть ли мне восемнадцать?

-Где ты учишься?

-Я работаю.

-Где работаешь?

-В больнице.

-Санитарочка, поступать собираешься?

-Врачом. Давно закончила.

-Ой, а не скажешь.

Родственники бабушки совершили ту же ошибку. Они решили, что имеют дело с молоденькой неопытной девчонкой.

-Кто меня запугал?-спросила я мужчину.

-Ну, главврач той больницы...

-И чем? Я ему не подчиняюсь, никак от него не завишу. Чем ему меня пугать?

Сын сменил тактику:

-Да вы знаете, кто я? Ну зачем вам небо в клеточку, а друзья в полосочку? А ведь я могу это устроить! Немедленно выдайте мне историю болезни и протокол!

Он возвысил голос и был услышан коллегами мужчинами. Оба вылетели в коридор. Заведующий кричал:

-Все вопросы ко мне, я заведующий!

-Историю тебе с протоколом!?- вторил Иван Иванович,-А может тебе ускорение придать? Иди в прокуратуру, пиши заявление.

Текст был немного другой, но суть та же.

Спустя месяц пришел усталый прокурор изымать документы.

-Из-за чего сыр-бор?- спросила я.- Там полбольницы на вскрытии было, все видели ишемический инсульт. Зачем он придумывает всякую чушь?

-Квартиру делит,- махнул рукой прокурор.

Больше я об этой истории ничего не слышала. Все закончилось очень быстро. Спустя год мне понадобился какой-то приказ. Все документы лежали в папке в столе у заведующего, а его на месте не было. Я взяла папку и начала искать приказ. И нашла кучу запросов и вызовов на допрос по тому случаю, об "убийстве". И кучу ответов и объяснительных от моих коллег. Они мне ничего не сказали. Заведующий давно в Израиле, а Ивана Ивановича нет в живых, но они были Мужчинами и прикрыли меня своими спинами, даже ничего мне не сказали. То дело закончилось ничем. В прокуратуре изначально понимали, что оно яйца выеденного не стоит. А что было бы в наши дни? Ох, не знаю.

У моих коллег было то же самое. Ивану Ивановичу пришлось вызывать в отделение стоматологов, чтобы они подтвердили, что у умершего парня ни один зуб не был обработан под коронку и никаких золотых коронок в числе 32 штук врач патологоанатом не снимал. Слава Богу, что родственники умершего требования друзей выплатить компенсацию за снятые коронки не поддержали. Они заявили, что их сын цингой не болел и проблем с зубами в 35 лет не имел. Не было у него никаких коронок. Что было бы сейчас, если мнение стоматологов не важно, а важно только заявление "потерпевших" и мнение прокурора?

В общем, если честно, то работать теперь страшно. Иногда хочется снова уйти на пенсию, чтобы не попасть в подобную ситуацию.