Найти в Дзене

Рубрика #словарНИк

АВТОПОРТРЕТ — взгляд художника на собственное «я». Собственное лицо — самая доступная мастеру натура, дающая простор для вдумчивых художественных экспериментов без необходимости кому-то угодить. Исследуя свою личность, Валентина Маркова написала большой цикл автопортретов. В них размышляла о собственной идентичности, пытаясь понять свое место в искусстве. «Автопортрет в виде скульптуры» на выставке «Свет между мирами» — сюрреалистическая картина, выполненная в интересной монохромной технике с преобладанием золотого цвета. Голова античного бюста — скульптурный портрет самой художницы. Шарф на плечах подчеркивает пугающее сочетание живого и неодушевленного. За театральным занавесом просматривается окно, через которое наш взгляд убегает на набережную какого-то условного города. Эмоции и чувства художницы, соединяясь с творческим экспериментом, рождают нетривиальные, символичные образы. Модель и автор соединяются в этом автопортрете. «БРИГАДА ВОЛКОВА»
Участники группы мечтали создать бо

#словарНИк — рубрика, в которой мы раскрываем значения разных понятий на примере экспонатов, которые можно увидеть в Музее «Новый Иерусалим».

АВТОПОРТРЕТ — взгляд художника на собственное «я». Собственное лицо — самая доступная мастеру натура, дающая простор для вдумчивых художественных экспериментов без необходимости кому-то угодить.

Исследуя свою личность, Валентина Маркова написала большой цикл автопортретов. В них размышляла о собственной идентичности, пытаясь понять свое место в искусстве.

«Автопортрет в виде скульптуры» на выставке «Свет между мирами» — сюрреалистическая картина, выполненная в интересной монохромной технике с преобладанием золотого цвета. Голова античного бюста — скульптурный портрет самой художницы. Шарф на плечах подчеркивает пугающее сочетание живого и неодушевленного. За театральным занавесом просматривается окно, через которое наш взгляд убегает на набережную какого-то условного города.

Эмоции и чувства художницы, соединяясь с творческим экспериментом, рождают нетривиальные, символичные образы. Модель и автор соединяются в этом автопортрете.

Валентина Маркова. «Автопортрет в виде скульптуры». 1930-е © ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Валентина Маркова. «Автопортрет в виде скульптуры». 1930-е © ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

«БРИГАДА ВОЛКОВА»

Участники группы мечтали создать большой национальный стиль, в котором бы соединились выразительные возможности западного и восточного искусства.
Александр Николаевич Волков руководил бригадой, был учителем, наставником и лидером во всем.

Художникам приходилось мириться с непредсказуемым характером учителя. Однажды Волков с бригадой ушел в горы. После долгого пути зашли в чайхану, заказали плов. И вдруг Александр Николаевич решает идти дальше. Уставшие голодные художники пытались возразить: “А как же плов? Ведь заплачено…” Спорить с Волковым было бесполезно.  

Самое главное, чему он учил учеников, это самоанализ. Каждый художник должен понять, насколько его талант монументален, лиричен или поэтичен.

Участниками бригады были
Николай Карахан, Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Бахрам Хамдами, Пётр Щёголев. Работы бригады выставлялись в Москве в 1934 и 1937 годах и получили безусловное признание, несмотря на свою монументальную декоративность.

Николай Карахан. Поливальщики. 1930 © ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Николай Карахан. Поливальщики. 1930 © ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

Увидеть работы из коллекций Каракалпакского государственного музея искусства имени И.В. Савицкого и Музея «Новый Иерусалим» можно на выставке «Свет между мирами» до 8 ноября 2025 года. Заказать экскурсии по ссылке.