Найти в Дзене
Записки учителя

История и истории. Как касимовский правитель был и. о. царя Всея Руси

В начале второй трети 16-го века где-то на территории Ногайской орды неплохо так жил поживал внук хана Ахмата (при котором Иван III рвал бумаги, а его сын Иван Молодой "стоял" на Угре) царевич Бек-Булат. То ли он чего-то с родичами не поделил, то ли по какой другой причине, но в 1558 году он с удовольствием перешёл на службу царю Ивану Грозному. Переехал он на Русь со всеми чадами и домочадцами и даже получил титул астраханского царевича (хотя Астраханского ханства уже два года как не существовало). Сын же его Саин-Булат в титуировании сильно отца превзошёл. В 1567 году стал правителем полунезависимого, вассального Москве Касимовского ханства. Причём получил титул не царевича, как предыдущие правители, а хана, то есть царя (Шах-Али - исключение, так его титул казанского хана автоматом перешёл на его касимовское правление). Касимовским ханом Сеин-Булат пробыл недолго. В самом Касимове (Ханкермане) он пробыл до конца 1570 года, а после убыл на Ливонскую войну. На ней проявил себя как хра

В начале второй трети 16-го века где-то на территории Ногайской орды неплохо так жил поживал внук хана Ахмата (при котором Иван III рвал бумаги, а его сын Иван Молодой "стоял" на Угре) царевич Бек-Булат. То ли он чего-то с родичами не поделил, то ли по какой другой причине, но в 1558 году он с удовольствием перешёл на службу царю Ивану Грозному. Переехал он на Русь со всеми чадами и домочадцами и даже получил титул астраханского царевича (хотя Астраханского ханства уже два года как не существовало). Сын же его Саин-Булат в титуировании сильно отца превзошёл. В 1567 году стал правителем полунезависимого, вассального Москве Касимовского ханства. Причём получил титул не царевича, как предыдущие правители, а хана, то есть царя (Шах-Али - исключение, так его титул казанского хана автоматом перешёл на его касимовское правление).

Касимовским ханом Сеин-Булат пробыл недолго. В самом Касимове (Ханкермане) он пробыл до конца 1570 года, а после убыл на Ливонскую войну. На ней проявил себя как храбрый воин и неплохой полководец. На ней и был примечен Иваном Грозным, который за свою жестокость в западных странах был прозван Васильевичем. В 1573 году касимовскому царю/хану было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. Он и не отказался и перешёл в православие под именем Симеон Бекбулатович. Не-мусульманин касимовский трон занимать не мог, подходящих кандидатов не нашлось и до 1584 года Касимов перешёл под прямое управление Москвы (территории (не застройки) современного центра города + Ямская слобода идут с тех времён). А "новорожденный" Симеон Бекбулатович стал одним из самых приближённых людей к Иоанну Васильевичу.

В октябре 1575 года в каком-то пароксизме самоуничижения "грозный" царь отрёкся от престола, оставив себе титул Московского князя. "Великим князем и царём всея Руси" внезапно стал крещёный татарин Симеон Бекбулатович. Который, к слову, был вполне легитимным для населения раннего российского царства, так как был чингизидом. Понятно, что Симеон был этаким "зиц-царём", но тем не менее Иоанн IV писал ему письма, как правителю государства, подписываясь уничижительно "Ыванцом Московским", называя своих сыновей "Ыванцом" и "Федорцом". Будучи "и.о. царя" Симеон Бекбулатович очередной раз породнил Чингизидов, Рюрюковичей, Гедеминовичей и Палеологов, женившись весной 1576 года на княгине Анастасии Мстиславской. Игра в "и.о. царя" Ивану Васильевичу надоела достаточно быстро. В октябре 1576 года Иван Васильевич возвращается из Александровской слободы в Москву, а Симеон Бекбулатович отправляется в Тверь Великим князем Тверским.

В Твери он был захвачен войсками Лжедмитрия I в 1605 году и долгое время был объектом политических игрищ, долгое время признаваясь настоящим правителем российских земель. На что, кстати, он имел полное право. К слову, по одной из версий российских учёных-историков этот самый первый Лжедмитрий вовсе не был Лжедмитрием, но и не был младшим незаконным сыном Ивана Грозного. Он был вполне законным сыном Симеона Бекбулатовича (благо имелся у него сын Дмитрий, подходящий что по возрасту, что по времени смерти). В этом случае печально известная Семибоярщина совершила в мае 1606 года госперевороот, который имел весьма печальные последствия в виде длительной смуты 1606-1613 годов.

А сам же Симеон Бекбулатович постригся в 1606 году в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем старца Стефана. В 1613 году был одним из претендентов на царство, но ничего не стал делать для создания своей "партии" (хотя многие на Земском соборе проголосовали бы за представителя Чингизидов). Умирает в 1616 году в качестве одного из монахов московского Симонова Успенского монастыря.