Найти в Дзене

Воспитание детей в духе традиционных ценностей

"В городе Кингисепп я организатор группы, такие же группы организованы в Санкт-Петербурге, Москве, других городах и даже онлайн по всему миру. Руководит программой знаменитый российский ученый, академик Андрей Всеволодович Курбатов. В течение 40 лет его лаборатория изучала природу человека, и опираясь на новые знания о природе человека, была разработана система воспитания.
Выяснилось, что «кнут и пряник» как внешнее обстоятельство намного слабее внутреннего мотива, то есть побуждения, импульса, тяги, желания, которое рождается внутри ребенка и зажигает огоньки интереса в его глазах. И когда отечественные ученые изучили причины укрепления внутреннего желания или созидательной увлеченности, стало понятно, как сделать так, что не нужно ни кнутов, ни пряников. Человек идет за желанием сердца, за зовом души и самосовершенствуется сам. И на пути изучает, исследует, дисциплинирует сам себя - все это происходит автоматически. Когда я изучала современные педагогические подходы, казалось, что
Оглавление

Мы взяли интервью у Татьяны Михайловой, многодетной мамы и педагога, организатора групп культурной программы «Идеологема» для семей с детьми в городе Кингисепп.

Культурная программа «Идеологема» - это поддержка семей в области воспитания, где родители объединяются, чтобы создать для детей безопасную культурную и информационную среду, благоприятную для развития талантов и укрепления семейных традиционных ценностей.

Без кнута и пряника, а естественно!

Татьяна Михайлова, мама 4х детей, специалист в области ценностно-смыслового воспитания
Татьяна Михайлова, мама 4х детей, специалист в области ценностно-смыслового воспитания
  • Татьяна, почему ваша программа привлекает именно семьи, то есть предполагает активное участие родителей, а не в виде обычного кружка для детей?

"В городе Кингисепп я организатор группы, такие же группы организованы в Санкт-Петербурге, Москве, других городах и даже онлайн по всему миру. Руководит программой знаменитый российский ученый, академик Андрей Всеволодович Курбатов. В течение 40 лет его лаборатория изучала природу человека, и опираясь на новые знания о природе человека, была разработана система воспитания.

Выяснилось, что «кнут и пряник» как внешнее обстоятельство намного слабее внутреннего мотива, то есть побуждения, импульса, тяги, желания, которое рождается внутри ребенка и зажигает огоньки интереса в его глазах. И когда отечественные ученые изучили причины укрепления внутреннего желания или созидательной увлеченности, стало понятно, как сделать так, что не нужно ни кнутов, ни пряников. Человек идет за желанием сердца, за зовом души и самосовершенствуется сам. И на пути изучает, исследует, дисциплинирует сам себя - все это происходит автоматически.

Когда я изучала современные педагогические подходы, казалось, что мы, взрослые, можем как-то уже эволюционировать и найти такие способы, чтобы не принуждать детей и исключить насилие, а все же по-человечески отнестись к человеческому капиталу растущей личности ребенка.
И нашла ценностно-смысловой подход Курбатова, который, как выяснилось,
на протяжении 20 лет прошел строжайшие проверки на качество со стороны государства и увенчался успехом. Андрей Всеволодович - ученый, прежде всего, и педагог с большим стажем, у него нет продюсеров и навороченной пи ар системы, то есть про ценностно-смысловой подход, как про систему воспитания, не многие знают из ненаучной среды, но качество его системы доказано по-настоящему, и даже присвоено звание «Жемчужина российского образования».

Если знать, что именно зарождает увлеченность ребенка, и как устроена природа человека, кнуты не нужны.

Почему программа предполагает активное участие родителей? Потому что мы находимся в загрязненной информационной среде. И эта грязь в форме ложных ценностей, наигранных ужимок и странных ненужных моделей поведения плавно разрастается как плесень в чистых умах и душах детей. Остановить этот процесс можно более эффективно, если родители будут знать, что конкретно нужно делать, чтобы информационная среда не повлияла на ребенка. То есть если родители заинтересованы в том, чтобы ребенок остался добрым, настоящим, остался собой, не стал бы подражать всяким блогерам, которые непонятно что говорят и ведут себя так, что вседозволенность и эгоизм возводятся на пьедестал, то мы, такие заинтересованные родители, можем объединить усилия и возвести своими силами зонтик, купол для своих детей, который защитит их от грязных и токсичных осадков, разлагающих наших детей."

Татьяна Михайлова, организатор группы в городе Кингисепп в рамках культурной программы "Идеологема". Возраст детей группы: 7-8 лет.
Татьяна Михайлова, организатор группы в городе Кингисепп в рамках культурной программы "Идеологема". Возраст детей группы: 7-8 лет.

Нахватался, караул!

  • Сейчас очень многую информацию, примеры поведения и стиль общения дети черпают от блогеров и из социальных сетей. Не всегда это лучшее, что мы хотели бы видеть в детях. Достаточно одного такого ребенка в классе, чтобы принцип «дурной пример заразителен» сработал. Вы объединяете родителей, чтобы создать благоприятную культурную среду. Разве это возможно в наш информационный век?

"Да, это возможно. Именно для того, чтобы не становиться замкнутой системой, и не уходить в конфликт «отцов и детей», где по мнению детей «устаревшие» родители запрещают прогрессивное: гаджеты и прочее, мы в культурной программе "Идеологема" начинаем именно с родителей.

Если родители осваивают социальную технологию общения и ценностно-смыслового мышления, возрождают крепкие традиции в семье, то у ребенка формируется иммунитет к агрессивной информационной среде, включается критическое мышление в любом возрасте. И именно это позволяет ему делать выбор и решать свои детские жизненные задачки доверяя своему внутреннему нравственному компасу, а не давлению большинства.

Технология ЦССУ очень сильно и быстро развивает интеллект, как взрослого, так и ребенка. Первый признак интеллекта - видеть сходства и различия. Когда ребенок начинает различать, зачем человек делает предложение, у него больше шансов сделать верный выбор по совести.

То есть формируется такое качество, которое называется когнитивный суверенитет. Когда ребенку (и родителю) в голову никто не может вложить чужой смысл.

И получается, что с одной стороны, мы пробуждаем когнитивный суверенитет, и ребенок больше не зависит от мнения сверстников, блогеров или еще кого-то, то есть не попадает под негативное влияние.

А с другой стороны, мы питаем внутренний нравственный стержень личности, укрепляем его вниманием к высоким духовно-нравственным ценностям, разбираем смыслы и ориентиры в семье на семейных советах, организуем яркие и позитивные мероприятия для детей. Каждая семья получает рекомендации и
учится, как возродить семейные традиции: как проводить семейные советы, как общаться, что такое самоуправление в семье.

Обстановка в семье становится теплее, возрождается глубинное почтение друг другу между родителями, и дети это видят. Появляется ценностное единство в семье, улучшаются отношения, создаются новые общие смыслы. Конечно, такая работа отражается на мотивации детей к учебе в лучшую сторону, да и образовательные результаты становятся выше."

Татьяна Михайлова, Телеграм канал "Семейное смыслообразование" @familymeaning
Татьяна Михайлова, Телеграм канал "Семейное смыслообразование" @familymeaning

Гаджеты и дети

  • Многие рекомендуют запретить использование телефонов, гаджетов, компьютеров и ограничивать детей в этом во избежании негативного влияния низких субкультур и предотвращения гаджетозависимости. Какая позиция в вашей культурной программе на этот счет?

"Вы знаете, все зависит от возраста и природосообразности данному возрасту.

Например, ребенку 7-8 лет намного интереснее человеческое искреннее общение, в котором есть бескорыстный интерес к внутреннему миру друг друга. Вот если не удовлетворить эту потребность и ребенку не с кем душевно и позитивно общаться и играть, делиться сокровенным и чувствовать любовь, то что ему делать? Лезть в гаджет, где его уже ждут блогеры, которые его и поймут, и похвалят, и попросят его общения: «напишите комментарий» и так далее. Играть в компьютерные игры, искать там кого-то, кто может заглушить эту дыру в сердце, потому что рядом все взрослые какие-то холодные и эгоистичные.

Дети почему туда уходят, в ту искусственную фальшивую среду? Потому что настоящей нет, растеряли мы культуру семейных отношений. Важные знания, которые делают семью крепкой и питают лучшим каждого члена семьи.

Вот задача
культурной программы «Идеологема» возродить эту культуру. Сделать общение в семье теплым, сделать дом местом, куда хочется возвращаться, потому что там уютно, есть доверие, есть близкие люди с которыми приятно общаться и душа тянется обнять.

Чтобы дети знали, что родителям можно доверять, можно все рассказать, спросить совета. Знали, что их поймут и всегда помогут. Чтобы дети чувствовали себя защищенными в общении с родителями, а не находились в состоянии обороны от собственных родителей. Чтобы знали, что родители - это не «допотопные отсталые взрослые», которые не дают жизни, а те люди, которые эту жизнь украшают. Остаться значимым взрослым на пути взросления ребенка - это искусство. Мы возрождаем это искусство тем, что возвращаемся к традиционным ценностям и культуре ценностно-смыслового общения. И вместе делаем минимальные посильные шаги, каждую неделю даем рекомендации, что когда нужно делать, чтобы на этой неделе была хорошая погода в доме.

Современные технологии - это прекрасный инструмент, который можно использовать и во благо, и во зло. Те же игры компьютерные могут быть благом, могут быть злом. Зависит от чувства меры и уместности в контексте. «Идеологема» учит использовать любые инструменты благоразумно. И гаджеты в том числе. Они могут приносить пользу обучению, развитию и общению, если развито ценностно-смысловое мышление, и навык пользоваться своей свободой имеет хороший нравственный навигатор (улыбается)."

«Все искали его общества…»

  • Для детей очень важно бескорыстное общение. То есть когда внутренним миром ребенка интересуются, когда он чувствует, что его рады видеть, что ценят общение с ним и оно наполнено взаимными чувствами, принятием.

    Что делать, если родители очень заняты работой и обеспечением семьи, и времени на общение с ребенком остается очень мало?

"Да, это хороший вопрос, на который также ценностно-смысловой подход дает ответ. По данным современных исследований среднестатистичский родитель общается с ребенком не более 15 минут в день. И это общение на самом деле бытовое, то есть не является душевным и содержательным общением.

В программе «Идеологема» в вечернее время по средам на протяжении всего учебного года проходят встречи только для взрослых, для родителей. Где даются простые и нужные инструменты, которые помогают каждому родителю компенсировать нехватку времени и сил на общение и перестроить уклад так, чтобы это время появилось, нашлось, и качество времени вместе с детьми сильно выросло.

Можно построить режим общения в течение недели так, что появятся такие совместные дела, которые и так каждый из нас делает, но внутри них теперь будет встроено качественное общение и место для подзарядки душевных сил как для ребенка, так и для родителя.


Когда родитель не владеет знаниями, как можно организовать жизнь, то мысли о семье могут вызвать чувство нагрузки, как будто дополнительных задач. Когда родитель более осведомлен о том, как можно сделать общение с детьми местом силы, как получать удовольствие от роли родителя, как укреплять свое ресурсное состояние и повышать личную эффективность через возрождение традиций в семье - точка зрения меняется.

Книга Андрея Всеволодовича Курбатова "Ценностно-смысловой подход"
Книга Андрея Всеволодовича Курбатова "Ценностно-смысловой подход"


Ценностно-смысловой подход - это подход, в котором ваши истинные ценности и смыслы, которые дают вам дополнительную энергию, пробуждают внутренние силы, начинают реализовываться в конкретных шагах, пропитывать жизнь через грамотные привычки и тем самым менять обстановку в семье. Результаты такого подхода отражаются на образовательных результатах ребенка: его мотивация к обучению растет, успехи в учебе становятся выше, поведение становится более теплым и спокойным. А главное, родители начинают чувствовать внутреннюю гордость за поведение ребенка, и спокойствие за его дальнейшую судьбу.

По выходным проходят занятия для детей, в семьях которых также используется ценностно-смысловой подход. А это значит, что у ребенка появляется окружение нового качества, друзья, в семьях которых также работают над воспитанием традиционных духовно-нравственных ценностей. Такое окружение дорогого стоит.

Говорят, что круг общения, который формируется в детстве, сильно влияет на жизненную траекторию полета ребенка. Качественное окружение - это один из факторов, который обеспечивает более сильные стартовые возможности для реализации в более взрослые годы.

Добрые, воспитанные, честные и нравственные друзья детства - это большое счастье и опора на все времена.

  • Как стать участником культурной программы «Идеологема»?

Чтобы стать участником, можно перейти на сайт и внести оплату за год. Программа на 11 месяцев с августа по июнь стоит 50.000р.

Если разделить всю сумму на 11 месяцев, получится по 4.550р в месяц. Эта стоимость включает 4 встречи с родителями в месяц и 4 мероприятия по выходным для детей.

Мероприятия для детей проходят в разном интересном формате: экскурсии, квесты, совместные кинопросмотры с ценностно-смысловым анализом, словом позитивные образовательные события, которые нравятся детям и обеспечивают качественный культурный досуг и развитие кругозора.

Если семья выбирает полностью дистанционный формат участия, то для детей по выходным проходят онлайн мероприятия. Они тоже очень интересные и насыщенные. Для организации разнообразия мы используем разные софты и программы, чтобы ребятам было интересно.

Для всех родителей проекта по всем городам организован единый чат в Телеграм. Внутри чата есть темы для отельных групп и возрастов. То есть есть возможность участвовать и в других мероприятиях соседних локаций или онлайн, а также общаться с семьями, которые также воспитывают детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

У семей есть возможность задавать вопросы лично Андрею Всеволодовичу, на родительских встречах по средам такие вопросы детализировано разбираются.

В нашем городе Кингисепп я веду очные группы, то есть мы встречаемся с детьми очно по выходным.

Также открыт набор в онлайн-группы для детей по всему миру:

Группы организованы по таким возрастам:

• 7-8 лет, • 9-11 лет, • 12-13 лет, • 14-15 лет.

Благодаря единому воспитательному вектору, силами родителей создается благоприятная информационная среда, сохраняющая и укрепляющая традиционные духовно-нравственные ценности.

Родители, под чутким руководством Андрея Всеволодовича Курбатова, постепенно внедряют ценностно-смысловой подход в уклад семьи.

А я, как педагог и специалист в области ценностно-смыслового воспитания, организую занятия для детей с целью развития интеллекта. Буду рада Вам и Вашим детям у себя на занятиях!