Найти в Дзене

То люблю, то ненавижу

Циклы идеализации и обесценивания — это краеугольный камень токсичных и болезненных отношений. Это не просто "смена настроения". Основная причина — пограничная организация личности (чаще всего, но не исключительно, в рамках пограничного, нарциссического расстройства личности и комплексного посттравматического расстройства). Не каждый, кто использует эту тактику, имеет расстройство, но механизмы схожи. Давайте разберем по шагам, почему это происходит: 1. Ранняя детская травма и нарушение привязанности Корни уходят в детство. Если ребенок не получал стабильной любви и принятия, родители вели себя непредсказуемо: сегодня ласка, а завтра — холодность и крик. Если было физическое насилие, эмоциональное пренебрежение или гиперопека, то у человека не формируется целостный, интегральный образ себя и другого. Он не научился, что один и тот же человек может быть разным: может злиться, но при этом все равно любить; может ошибаться, но оставаться хорошим. Для его психики объект (другой чел

Циклы идеализации и обесценивания — это краеугольный камень токсичных и болезненных отношений. Это не просто "смена настроения".

Основная причина — пограничная организация личности (чаще всего, но не исключительно, в рамках пограничного, нарциссического расстройства личности и комплексного посттравматического расстройства). Не каждый, кто использует эту тактику, имеет расстройство, но механизмы схожи.

Давайте разберем по шагам, почему это происходит:

1. Ранняя детская травма и нарушение привязанности

Корни уходят в детство. Если ребенок не получал стабильной любви и принятия, родители вели себя непредсказуемо: сегодня ласка, а завтра — холодность и крик. Если было физическое насилие, эмоциональное пренебрежение или гиперопека, то у человека не формируется целостный, интегральный образ себя и другого. Он не научился, что один и тот же человек может быть разным: может злиться, но при этом все равно любить; может ошибаться, но оставаться хорошим. Для его психики объект (другой человек) буквально расщепляется на "абсолютно хорошего" и "абсолютно плохого". Это механизм психологической защиты, чтобы справиться с непереносимой тревогой и болью.

2. Механизм цикла: Триггер → Идеализация → Обесценивание

Фаза 1: Идеализация ("Это мой принц/принцесса!")

Человек с такой травмой испытывает сильнейший страх покинутости. Встречая нового партнера, он проецирует на него буквально все свои фантазии о идеальном, спасающем объекте, который, наконец, восполнит все его дефициты и исцелит боль одиночества.

Партнер помещается на пьедестал. Ему приписываются несуществующие качества, его боготворят, дарят безграничную любовь и обожание. Это период "медового месяца", который бывает неестественно ярким и интенсивным.

Бессознательно присутсвует мотивация:

"Если он идеален и любит меня, то он никогда меня не оставит".

Фаза 2: Триггер (переломный момент)

Рано или поздно случается неизбежное — партнер проявляет себя как обычный, реальный человек со своими недостатками:

  • Высказывает собственное мнение, отличное от мнения идеализатора.
  • Хочет побыть один, а не проводить все время вместе.
  •  Совершает небольшую ошибку или проявляет слабость.
  •  Не может прочитать мысли и сиюминутно удовлетворить потребность.

Для большинства людей это нормально. Но для человека с травмой - это предательство.

Это триггер, который включает глубочайший страх:

"Он не идеален! Значит, он меня разочарует и бросит, как все до него!"

Это вызывает невыносимую тревогу и ярость.

Фаза 3: Обесценивание ("Ты никто!")

Чтобы справиться с болью от "крушения идеала" и страхом быть брошенным, психика включает защиту. Логика такова:

"Чтобы мне не было больно от того, что он меня оставит, я должен сам его отвергнуть. Но чтобы его отвергнуть, я должен найти в нем кучу недостатков".

Партнер резко сбрасывается с пьедестала. Из "самого лучшего" он превращается в "самого худшего". В нем начинают видеть только плохое, его критикуют, унижают, игнорируют, провоцируют на конфликты. Вся ранее обожаемая любовь превращается в презрение и ненависть.

Внутренняя мотивация в этот момент - взять контроль над ситуацией и защитить себя от ожидаемой боли отказа.

"Это я тебя бросил, потому что ты плохой, а не ты меня, потому что я недостаточно хорош".

После фазы обесценивания может наступить фаза "отдыха", а затем партнер, сделавший что-то, что будет интерпретировано как "извинение" или "возвращение", снова может быть идеализирован. И цикл повторяется снова и снова, с каждым разом становясь все более разрушительным.

Кто склонен к таким циклам?

1.  Люди с пограничным расстройством личности (ПРЛ): Это их основной защитный механизм.

2.  Люди с нарциссическим расстройством личности (НРЛ): Для них идеализация — это фаза "обожания нарцисса", а обесценивание наступает, когда партнер перестает идеально удовлетворять их потребности или показывает собственную личность.

3.  Травмированные люди : без конкретного диагноза , но с непроработанными детскими ранами.

Что делать, если вы оказались в таком цикле?

Если вы тот, кого идеализируют/обесценивают - осознайте, что вы не виноваты. Это не вы внезапно стали "плохим", это сработала внутренняя программа партнера. Ваши попытки "вернуть все как было" лишь подпитывают цикл. Необходимо устанавливать жесткие границы и настоятельно рекомендовать партнеру терапию. Без профессиональной помощи цикл будет только усугубляться.

Если вы обнаружили этот паттерн в себе: первый шаг — признать это без самобичевания. Это ваша защита от старой боли. Но она разрушает вашу жизнь. Единственный выход — психотерапия:

  • Проработать детские травмы (EMDR либо IMTT-терапия)
  • Научиться интегрировать образы "хорошего" и "плохого" в себе и других (опыт надежной привязанности с терапевтом)
  • Развить навыки эмоциональной регуляции (техники самопомощи)

Психолог в терапевтических отношениях становится тем самым «целостным объектом». Он не подыгрывает пациенту, не впадает в идеализацию и не отвечает агрессией на обесценивание. Он остается стабильным, надежным, принимающим и — что ключевое — постоянным, даже когда клиент злится на него, пытается его обесценить или манипулировать им.

Постепенно, через этот новый опыт отношений, психика пациента учится, что:

   «Можно злиться на человека, которого любишь, и это не уничтожает любовь»
   «Человек, который вызвал у меня разочарование, не становится от этого абсолютным монстром»
   «Я сам могу быть неидеальным, злиться, ошибаться — и меня при этом не отвергнут»

Человек, склонный к расщеплению, так же жестко относится и к самому себе. Он то считает себя великим и грандиозным (в фазе идеализации), то абсолютным ничтожеством (в фазе обесценивания себя после срыва).

Работая с терапевтом, который принимает его целиком (со всеми «плохими» и «хорошими» частями), пациент постепенно учится принимать и свою собственную амбивалентность.

Формируется более стабильное и целостное «Я».

«Да, я иногда могу быть эгоистичным, но это не делает меня ужасным человеком. Я также могу быть добрым и заботливым».

Это внутреннее изменение напрямую проецируется и на внешние отношения.

Подводя итог, циклы идеализации и обесценивания — это симптом глубокой душевной боли и неспособности выдерживать амбивалентность реальных отношений. Это крик о помощи внутреннего ребенка, который так и не научился, что его могут любить не за идеальность, а просто за то, что он есть.

Психотерапия и надежный терапевтический альянс помогут научиться выстаивать здоровые отношения без страха быть покинутым.