Перед вами - очередная часть большой и, не побоюсь этого слова, фундаментальной серии статей, посвященных путешествию к предельным основам реальности. Предыдущие части:
Вкратце напомню, что в прошлых главах, копая вглубь Мироздания, мы с вами увидели, что человек и общество обусловлены биологией, биология - химией, та - физикой, в основе физики лежит математики, но глубже математики должно быть что-то еще. Теперь давайте копнем туда, за пределы математики и посмотрим - что же там?
Глава 6. За пределами математики
По мнению выдающегося английского философа, логика и математика Бертрана Рассела, физика математична не потому, что мы так много знаем о физическом мире, а потому, что мы знаем так мало:
"Пока мы можем открывать лишь математические свойства физики. В остальном, - писал Рассел в “Очерке философии”, - наши знания отрицательны".
Физика и математика описывают, по мнению Рассела, лишь внешние свойства реальности, но не способны описать того глубинного внутреннего основания нашей реальности, которое и порождает описываемые наукой внешние свойства Мироздания.
К слову, неполноту или недостаточность математики для описания мира заметил еще более 2000 лет назад древнегреческий философ Зенон. Его знаменитая апория про Ахиллеса и черепаху посвящена не загадке о том, догонит ли Ахиллес черепаху, как многие думают. Ясно, что догонит. Это апория показывает, что описание мира с опорой на формальную, то есть математическую логику, приводит к парадоксам и не может являться достаточно полным.
Математической, то есть формальной логики, не достаточно для полного описания мира. Но здесь же Зенон дал нам и подсказку, где искать основу математики. В основе математики лежит логика.
Глава 7. Логика как основа Мироздания
Часто люди думают, что логика - это не более, чем дисциплина о правильном мышлении. На самом деле это не так. Уже древние греки, для философии которых был характерен панлогизм, поняли, что логика - это нечто большее, чем учение о правильном мышлении. Логика - это невидимый закон, в соответствии с которым функционирует и развивается всё Мироздание. Мы не создаем логику мира своим умом, мы её познаем и открываем.
И действительно, обратите внимание, что у всего есть своя логика, то есть свой некий внутренний закон функционирования и развития. Мы не ожидаем от слона, что он должен заиметь в ходе своего роста и развития полосы как у тигра, а в ходе развития маленького тигренка мы не ожидаем увидеть у него рано или поздно хобот и бивни.
Мы знаем логику развития человека, логику функционирования различных систем. Ничего не может быть первичнее логики. Это невозможно. Невозможно представить себе мир без логики или такой мир, в котором сначала появляется материя, какая-то физика, а только потом логика.
Как сказал В. Ванчурин, никто из серьезных ученых уже не считает сегодня Большой взрыв началом Мироздания. Но если ради примера и наглядности, мы всё-таки представим, что мир появляется с Большим взрывом, то у этого мира уже сразу есть своя логика развития. Частицы Вселенной не двигались в каком-то непознаваемом алогичном порядке. Логика была присуща миру уже сразу, в момент его появления. Логика словно уже была до мира.
Идея о том, что логика - это и есть фундаментальный закон бытия, отражена у многих народов. Вспомните знаменитую фразу из Евангелия "в начале было слово". В оригинале на греческом языке было написано "в начале был Логос". Логос - это и есть некое вместилище логики, источник логики, сама логика.
Интересно отметить, что с древнегреческого Логос переводится одновременно как мысль, смысл, причина, понятие, закон и число. Аналогом древнегреческого Логоса в Восточной философии были такие понятия, как Дао, Дхарма, Брахман и другие.
Очень важно понимать, что логика в этом широком смысле не сводится лишь к формальной, математической логике. Нам еще только предстоит познать законы всеобщей логики Мироздания. Формальная логика показала свою ограниченность уже во времена древних греков и затем снова в эпоху Кризиса оснований математики в XIX веке. Квантовая механика окончательно вскрыла проблему недостаточности формальной логики для описания мира.
Начиная с XIX века, формальную логику пытались модернизировать многие ученые и философы, особенно большой вклад в эту работу внес Гегель, который хотел выстроить фундамент науки и систематизировать всё человеческое знание на основе единой логики. В этом заключалась своего рода "Геттингенская программа" Гегеля, подобно тому, что позже будет пытаться делать Давид Гилберт. Гегель словно предвидел надвигающийся Кризис оснований математики и уже тогда, 200 лет назад, хорошо понимал, что одной лишь формальной, математической логики для описания мира нам недостаточно.
Современные ученые, изучающие логику идут вслед за Гегелем, и пытаются выйти из ограничений двоичной формальной логики через развитие троичных логических систем. Из современных мыслителей, логиков и математиков, в этом направлении активно работает профессор Грэм Прист. Пересмотреть три закона формальной логики, лежащие в основе математики, пытаются и сами математики, как это делал, например, Л. Брауэр и сегодня это продолжают делать в рамках нестандартного анализа и некоторых других разделов математики.
Если мы познаем логику и её законы, как фундаментальную основу бытия, то далее у нас не останется никаких проблем ни с математикой, ни с физикой, ни с другими науками. Все научные знания сами выстроятся в единую картину мира.
Назад: Глава 5. Есть ли что-то глубже математики?
Вперед: Глава 8. Есть ли что-то на уровне глубже логики?