Найти в Дзене

Успение - христианское отношение к смерти

Успение в православии означает сон. Не в том смысле, в каком мы его воспринимаем каждодневно. Смысл несколько иной, чем когда человек ежевечерне засыпает, чтобы утром проснуться. Успение лишь для тела человека сон вечный. Но не для души. Смерть не конец для нашего существования. Усопший только на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни вечной. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно этим словом - успение. Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа. 28 августа праздник Успения Пресвятой Богородицы, его ещё в народе называют «малой Пасхой». Смысл праздника в том, как Христос в третий день пробудился от смертного сн

Успение в православии означает сон. Не в том смысле, в каком мы его воспринимаем каждодневно. Смысл несколько иной, чем когда человек ежевечерне засыпает, чтобы утром проснуться.

Успение лишь для тела человека сон вечный. Но не для души. Смерть не конец для нашего существования. Усопший только на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни вечной.

В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно этим словом - успение.

Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24).

И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11).

В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.

Фотография автора, чудотворный образ в Печорах
Фотография автора, чудотворный образ в Печорах

28 августа праздник Успения Пресвятой Богородицы, его ещё в народе называют «малой Пасхой».

Смысл праздника в том, как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы было всего лишь кратковременным сном для тела. Христос воззвал Богородицу от смерти к вечной жизни и на третий день апостолы убедились, что Она не просто жива, она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

Как это было? После того, как Пресвятая Богородица усопла, апостолы решили похоронить в Гефсимании, в том месте, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф.

Организовав шествие апостолы и другие жители Иерусалима несли Ее гроб и светильники, пели псалмы. Иудейского священника Афония очень раздражало почитание Девы Марии и он толкнул гроб, желая перевернуть его. За что тут же лишился кистей обеих рук. Их отсек ангел, невидимо стоявший рядом.

«Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр, он сразу покаялся в своем деянии и руки срослись.

И вот на третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Он не успел приехать вовремя на прощение к Богородице и был тем очень опечален. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было!

В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы лицезрели Пресвятую Деву. Она шла по воздуху со множеством окружавших Ее ангелов и обратилась к ним со словами:

«Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

-2