Найти в Дзене
Владимир Терещенко

Переломный момент

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТРЫВОК: https://dzen.ru/a/aK7hxAxc3jP-SRkw Пелопонесская война, борьба «демократических» Афин и «олигархической» Спарты. Один из ключевых моментов древнегреческой истории, воспетой многими авторами. ИИ: Суть конфликта между Афинами и Спартой, приведшего к Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.), заключалась в столкновении двух моделей гегемонии в Древней Греции. Подоплека столкновения любопытна: ИИ: Афины вмешивались во внутренние дела полисов, насаждая демократию. Спарта видела в этом угрозу своей олигархической системе. Кто же из сторон «хороший», а кто «плохой» - кто «насаждает», или кто «видит угрозу»? ИИ: Афины: Символ прогресса, искусства, свободы. Спарта: Консервативная «казарменная» модель, где интересы государства выше личных. Теперь яснее. И еще, если кому непонятно: ИИ: Это была война не только за власть, но и за будущее эллинского мира: Афинская модель – открытость, торговля, демократия. Спартанская модель – замкнутость, милитаризм, традиции. Драмати

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТРЫВОК: https://dzen.ru/a/aK7hxAxc3jP-SRkw

Пелопонесская война, борьба «демократических» Афин и «олигархической» Спарты. Один из ключевых моментов древнегреческой истории, воспетой многими авторами.

ИИ: Суть конфликта между Афинами и Спартой, приведшего к Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.), заключалась в столкновении двух моделей гегемонии в Древней Греции.

Подоплека столкновения любопытна:

ИИ: Афины вмешивались во внутренние дела полисов, насаждая демократию.

Спарта видела в этом угрозу своей олигархической системе.

Кто же из сторон «хороший», а кто «плохой» - кто «насаждает», или кто «видит угрозу»?

ИИ: Афины: Символ прогресса, искусства, свободы.

Спарта: Консервативная «казарменная» модель, где интересы государства выше личных.

Теперь яснее. И еще, если кому непонятно:

ИИ: Это была война не только за власть, но и за будущее эллинского мира:

Афинская модель – открытость, торговля, демократия.

Спартанская модель – замкнутость, милитаризм, традиции.

Драматичная картина, согласитесь. Мировое Добро открытости и торговли против Мирового Зла замкнутости и традиций. Каковы же масштабы столкновения Добра со Злом, предопределившего будущую историю Европы, судьбу всего мира? А вы знаете, очень скромные. Афины – это с натяжкой 300 тыс. жителей, а Спарта и того меньше – 150 тыс. Если отбросить рабов, женщин и детей, то всех участников (гражданских и военных) с одной стороны окажется тысяч 50, а с другой 10. Что называется, бился районный центр с соседним селом за выход к речке. Мировой масштаб!

Но мы оставим иронию для иных случаев и присмотримся к структуре населения противников. И в Афинах, и в Спарте обращает на себя внимания одна и та же группа населения:

ИИ: В Афинах: Метэки (свободные неграждане) – 25 000–40 000 (Иностранцы, ремесленники, торговцы).

В Спарте: Периэки («живущие вокруг») – 30 000–50 000 (Свободные, но бесправные жители Лаконии и Мессении (ремесленники, торговцы).

Илоты (государственные рабы) – 50 000–100 000 (Покорённое население, обрабатывавшее землю для спартиатов).

В Афинах иностранные торговцы бесправны…, ну или почти бесправны. За деньги (а там много богатых купцов) – Да! - То есть, можно купить даже землю (несмотря на строгий законодательный запрет) и, более того, вступить в брак с местными и стать гражданами – разумеется, в виде абсолютного и очень дорогого исключения.

В Спарте иностранцев нет, но и свои торговцы не в чести. Правда, без исключений. Что касается остальных «живущих вокруг» и «государственных рабов», то это в основном местные крестьяне и ремесленники, которые могли владеть землей, заниматься любым промыслом, включая мореходство, рыбную ловлю и производство оружия. Но войти в спартиатскую сугубо военную элиту они не могли. Это назвали «жестокой кастовостью» - доступ к высшим кругам управления лишь избранных по родовому признаку. Другое дело - по имущественному, как в Афинах.

А кстати, кто же победил в этой войне за светлое будущее «человечества»? Никто не победил. Афины не смогли присоединить Спарту на своих условиях, а Спарта отстоять свою «замкнутость». Сначала ДГ со всей ее демократией захватила Македония, а потом и Древний Рим.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...