Найти в Дзене
Особое дело

Подземный концлагерь в гараже и тату «РАБ» на лбу: шокирующая история бункера Комина

Добрый вечер!

Кирово-Чепецк, 1990-е годы. В то время, когда страна переживала шок от развала Союза, здесь, в тихом провинциальном городке, разыгрывалась своя драма — чудовищная, почти неправдоподобная. История подземного «кооператива рабов», в который бывший кочегар Александр Комин вовлёк женщин и мужчин, потрясла всю Россию. Но он действовал не один: рядом с ним был и подельник — Александр Михеев по кличке Крыша. Его роль в этой страшной истории оказалась не менее значимой.

С чего всё началось? Начало 1990-х. В кочегарке знакомятся двое: Александр Комин и Александр Михеев. Оба — люди без особых перспектив, с тягой к выпивке и лёгкой наживе. Но Комин обладал дьявольской фантазией: вдохновившись рассказами старых зэков, он решил, что можно «держать рабов» и зарабатывать на их труде. Михеев поддержал идею без колебаний.

С маниакальным упорством под гаражом Комина они за пять лет выкопали штольню и устроили там бункер. Уже в январе 1995 года в подземелье появляется первая жертва — Вера Толпаева. Её напоили клофелином и опустили вниз в коробке из-под телевизора. Так начал работать адский «кооператив».

Александр Комин. Источник: YouTube
Александр Комин. Источник: YouTube

Комин не только заставлял её работать, но и удовлетворял свои властные и сексуальные потребности за её счёт. Однако вскоре понял, что её навыки швеи никудышные. Поэтому задумался о поиске второй жертвы.

Ею оказалась Татьяна Мельникова, которую ему порекомендовала Толпаева. Её вместе с мужем напоили и усыпили. Мужчину раздели догола и оставили на улице в 20-ти градусный мороз. Он скончался от обморожения. А женщину кинули в гараж в Толпаевой. Кооператив начал работать. Потом в подземелье попала Оксана Назимова — умственно отсталая девушка, которая искренне считала, что попала «в кружок».

Однако скоро она им надоела. Подельники влили ей в рот тормозную жидкость и выбросили на улицу. Спасти её удалось, нашли прохожие. Только вот родственники поначалу даже не признали её: тощая, бритая. Как будто побывала в концлагере. Они даже не подозревали, что так и было.

Тем временем женщины в гараже шили халаты, трусы, а также ризы для священников и даже огромный герб России, который Комин безуспешно пытался продать местным властям. Но помимо работы на них обрушивались садизм и изощрённые наказания.

Со временем понадобилась мужская сила для земляных работ. Так в бункере оказался Евгений Шишов, бывший десантник. Он отказался подчиняться. Тогда Комин решил убить его на самодельном «электрическом стуле». Нажимать рубильники заставили пленниц. Тело мужчины вытащили из гаража и выкинули в лесу. Позже Михеев сам рассказывал следователям:

«Он так — ааа!.. И всё. Быстро…»

Это убийство повязало подельников кровью. Михеев не был сторонним наблюдателем — он участвовал в жизни бункера, разделял власть Комина и поддерживал систему страха.

Например, пленницы попытались сбежать. Но неудачно. Тогда надзиратели поставили их перед выбором: или они разрезают им рот или набивают татуировку. Так их «пометили» словом «РАБ» на лбу, превратив в живую собственность.

Источник: YouTube
Источник: YouTube

После этой попытки побега меры ужесточились. Например, пленницы должны были надевать кандалы и ошейники как только один из мужчин спускается в бункер.

В 1997 году в подземелье оказалась Ирина Ганюшкина. И она стала спасением. Но только для Мельниковой. Толпаеву также накачали тормозной жидкостью. Она умирала несколько часов, мучаясь от страшных болей.

Позже Комин влюбился в новенькую. Пытался «создать семью» в таких чудовищных условиях, но женщина лишь притворилась, что отвечает ему взаимностью. И именно она, рискуя жизнью, смогла бежать. Пока Комин покупал ей свадебное платье, Ирина вырвалась и рассказала всё милиции.

Сначала ей не верили. Но когда она указала на портреты пропавших женщин, правоохранители решились на рейд.

Александр Михеев. Источник: vk.com
Александр Михеев. Источник: vk.com

В 1999 году суд приговорил Комина к пожизненному заключению, но тот умер в камере через четыре дня при загадочных обстоятельствах. Александр Михеев же получил 20 лет колонии. Первые пять — в тюрьме строгого режима.

В 2019-м вышел на свободу. В 2022 году он умер. Во время свободы он жил в Москве, вёл свою страничку в «Одноклассниках», выкладывал фотографии с подругами и застолий, писал стихи и называл себя раскаявшимся. Но бывшие сокамерники уверяют общественность до сих пор: Михеева запугать было невозможно, и вряд ли его слова о раскаянии были искренними.

Женщины, спасшиеся из подземелья, пережили не меньшее испытание на воле. С татуировками «РАБ», шрамами и клеймом позора они оказались никому не нужны. Работы им не давали даже на самых грязных должностях. За стакан в забегаловке их просили показать шрамы.

История Комина и Михеева навсегда вошла в криминальные хроники России. Это была смесь средневекового рабства и жестокого расчёта, совершённая в конце XX века.

Бункер под гаражом стал символом того, что человеческая жестокость способна пробить любое дно.