– Ну и что, что не ваше купе? У вас что, дети маленькие? А у нас вот, видите – двое, – крупный мужчина в светлой рубашке кивнул на мальчика и девочку, уже увлеченно рассматривающих пейзаж за окном. – Вы же всё понимаете.
Анна крепче сжала ручку чемодана. В вагоне было душно, кондиционер еще не включили, а от напряжения по спине стекала капля пота.
– Но я специально брала билет на нижнюю полку в купе, – она протянула посадочный талон. – Видите? Мое место, нижнее.
Женщина, сидевшая рядом с детьми, встала:
– Послушайте, мы уже расположились. Дети устали. Мы три часа на вокзале ждали. Неужели вам так сложно просто пересесть в соседнее купе? Там тоже люди нормальные едут.
Анна оглянулась в поисках проводника, но того нигде не было видно. В коридоре толпились пассажиры, пытающиеся найти свои места, кто-то громко возмущался из-за сломанного кондиционера в последнем вагоне.
– Хорошо, – наконец выдохнула она. – Куда мне пересесть?
Мужчина заметно расслабился:
– Купе 8, там есть свободное верхнее место. Мы вам очень благодарны, правда. Я Виктор, это моя жена Ольга, детей зовут Миша и Катя.
Анна кивнула, не считая нужным представляться в ответ, и направилась в указанное купе, с трудом протискиваясь через забитый людьми и багажом коридор.
«Двадцать часов пути. Верхняя полка. Великолепно», – мысленно проворчала она, вспоминая, как планировала удобно устроиться, разложить ноутбук и поработать над учебными материалами.
В купе номер 8 уже находились три человека: седовласый мужчина с аккуратной бородкой читал книгу, молодой подтянутый парень с военной выправкой что-то искал в рюкзаке, а женщина средних лет смотрела в окно с отсутствующим выражением лица.
– Здравствуйте, – Анна остановилась в дверном проеме. – Мне сказали, что здесь есть свободное место.
Молодой человек поднял глаза:
– Да, верхнее, напротив меня. Давайте помогу с чемоданом.
– Спасибо, – Анна неловко улыбнулась. – Я Анна.
– Алексей, – представился молодой человек. – А это Николай Петрович и Светлана.
Седовласый мужчина приветливо кивнул:
– Очень приятно, Анна. Далеко едете?
– До Адлера.
– О, как и все мы! – улыбнулся Николай Петрович. – Значит, нам предстоит провести вместе почти сутки. Надеюсь, путешествие будет приятным.
Анна попыталась улыбнуться, но вышло не очень искренне. Она не планировала общаться в дороге — хотела поработать над учебной программой, почитать и просто отдохнуть. Теперь придется подстраиваться под чужие режимы и привычки.
– Позвольте поинтересоваться, – продолжил Николай Петрович, когда Анна устроила свои вещи на полке. – Чем вы занимаетесь?
– Преподаю историю в колледже, – ответила Анна, присаживаясь у окна.
Лицо пожилого мужчины просветлело:
– Какое совпадение! Я профессор исторического факультета. Специализируюсь на эпохе Просвещения. А вы?
– Преимущественно новейшая история России и Европы.
– Увлекательнейший период, – одобрительно кивнул профессор.
Анна почувствовала, что напряжение немного отпускает. По крайней мере, один из попутчиков оказался интересным собеседником.
– А вы, Алексей? – спросила она, чтобы поддержать разговор.
– Военный. Сейчас в отпуске, – лаконично ответил он, но потом улыбнулся. – Решил впервые за три года съездить на море.
Светлана по-прежнему молчала, глядя в окно. Анна не стала ее беспокоить.
Поезд тронулся, постепенно набирая ход. Мимо поплыли унылые задворки вокзала, промышленные постройки, гаражи и склады. Анна почувствовала укол раздражения, вспомнив о семье, занявшей её купе. Верхняя полка была не единственной проблемой — розетка рядом с её местом не работала, а за стенкой шумела большая компания молодежи.
Через час, когда проводница Татьяна разносила чай, Анна решила прогуляться по вагону. Проходя мимо «своего» купе, она невольно заглянула внутрь. Семейство Комаровых выглядело абсолютно счастливым. Дети играли в настольную игру, родители что-то обсуждали, на столике стояла домашняя еда в контейнерах.
– Не жалейте, что уступили им место, – неожиданно произнесла подошедшая проводница. – С детьми всегда тяжело путешествовать.
– Я и не жалею, – соврала Анна. – Просто...
– Просто они должны были ехать в плацкарте, – тихо добавила Татьяна. – Я видела их билеты, когда они садились. Но мужчина был такой настойчивый, а у меня в тот момент столько проблем с размещением других пассажиров...
Анна застыла на месте:
– Что значит "должны были ехать в плацкарте"?
– У них билеты в плацкартный вагон, – пожала плечами проводница. – Но вы не переживайте, если хотите, я могу помочь вам вернуть ваше законное место.
Анна посмотрела на счастливое семейство за дверью купе и тяжело вздохнула:
– Я подумаю. Спасибо.
Вернувшись в купе, она обнаружила, что Алексей и Николай Петрович увлеченно обсуждают какую-то военную кампанию XVIII века. Светлана по-прежнему молчала.
– Анна, присоединяйтесь! – воодушевленно предложил профессор. – Мы с Алексеем как раз спорим о тактических решениях Суворова при штурме Измаила.
К своему удивлению, Анна действительно увлеклась дискуссией. Алексей оказался не просто военным, а настоящим знатоком истории военного искусства, а профессор умел так рассказывать о прошлом, что оно оживало перед глазами.
К вечеру даже молчаливая Светлана присоединилась к общему разговору. Выяснилось, что она едет к сыну, с которым не общалась почти два года из-за серьезной ссоры.
– Он женился против моего желания, – тихо объяснила Светлана. – Я была уверена, что девушка ему не подходит. Слишком разные люди, разные интересы... Но теперь у них родился ребенок, мой внук. Сын прислал фотографию и пригласил приехать. Я очень волнуюсь.
– Это замечательно, что вы решились на этот шаг, – искренне сказала Анна. – Семейные связи очень важны.
– Да, но я боюсь, что невестка меня не примет. Я ведь... была против их брака.
– Знаете, – вмешался Николай Петрович, – моя дочь тоже вышла замуж за человека, которого я поначалу не одобрял. Но теперь он мне как сын. Главное – искренне принять выбор своих детей.
Анна заметила, что Алексей во время этого разговора нахмурился и отвел взгляд. Очевидно, тема семейных отношений была для него чувствительной.
Когда стемнело, Анна снова прошлась по вагону до туалета и, проходя мимо купе Комаровых, услышала приглушенный, но явно напряженный разговор.
– Они точно будут на этом поезде, Оля, – голос Виктора звучал встревоженно. – Григорьев сказал, что они взяли билеты после того, как узнали о моем отъезде.
– Может, они просто совпадением тоже едут на юг? – в голосе женщины слышалась надежда.
– Совпадением? После того, что произошло? Нет, они ищут меня. И если найдут... нам всем будет несладко.
Анна ускорила шаг, чувствуя себя невольной подслушивающей. Кажется, причина, по которой Комаровы так настойчиво хотели купе вместо плацкарта, была серьезнее, чем просто комфорт для детей.
Ночью Анне плохо спалось на верхней полке. Мысли о странном разговоре Комаровых не давали покоя. Кто их ищет? Почему Виктор так напуган? И главное — не втянута ли она сама в какую-то неприятную историю?
Утром, умываясь в туалете, Анна столкнулась с Ольгой Комаровой.
– Как устроились? – натянуто улыбнулась та. – Надеюсь, соседи приличные попались?
– Более чем, – сухо ответила Анна. – А как ваши дела? Виктор выглядит... обеспокоенным.
Ольга на мгновение застыла:
– Что вы имеете в виду?
– Ничего особенного. Просто заметила, когда проходила мимо.
Ольга нервно оглянулась по сторонам:
– Послушайте... У Виктора небольшие проблемы с бизнесом. Ничего серьезного. Просто нам нужно было срочно уехать на некоторое время.
– И поэтому вы заняли чужое купе? – прямо спросила Анна.
Ольга вздохнула:
– Извините. Мы действительно должны были ехать в плацкарте. Но Виктор... он боялся, что нас там легче найти. В купе безопаснее.
– Кто вас ищет?
– Просто деловые партнеры, с которыми вышло небольшое недоразумение, – Ольга явно нервничала. – Виктор все уладит, просто нужно время.
Вернувшись в купе, Анна обнаружила, что её попутчики уже не спят. Алексей выглядел особенно бодрым — видимо, сказывалась военная привычка рано вставать.
– Доброе утро! – улыбнулся он. – Как спалось?
– Неплохо, – соврала Анна и, поколебавшись, добавила: – Кажется, у наших соседей проблемы.
Она вкратце рассказала о подслушанном разговоре и утренней встрече с Ольгой.
– Звучит неприятно, – нахмурился Алексей. – Но, думаю, это не наше дело.
– Согласен, – кивнул Николай Петрович. – Хотя, конечно, если человек в беде...
– Именно! – неожиданно воскликнула Светлана. – Если человек в беде, нельзя оставаться в стороне. Я... я слишком долго была в стороне от проблем своего сына. И вот результат — два года мы не общались.
День тянулся медленно. Анна пыталась работать над учебными материалами, но концентрация постоянно ускользала. Она то и дело ловила себя на мысли о Комаровых и их таинственных преследователях.
После обеда, когда Николай Петрович задремал, а Светлана вышла в коридор подышать, Алексей пересел ближе к Анне:
– Не могу перестать думать о том, что вы рассказали. У меня хорошая интуиция на неприятности, и здесь явно что-то серьезное.
– Согласна, – кивнула Анна. – Но что мы можем сделать?
– Для начала — просто быть начеку. Если увидите что-то подозрительное, скажите мне.
Вечером, когда поезд остановился на крупной станции, Анна заметила, как в их вагон вошли двое мужчин в строгих костюмах, несмотря на летнюю жару. Они медленно двигались по коридору, заглядывая в каждое купе.
Сердце Анны забилось быстрее. Она поспешила в свое купе и нашла там только Алексея.
– Кажется, появились те, кого боится Виктор, – выдохнула она. – Двое мужчин в костюмах, выглядят очень серьезно.
Алексей мгновенно собрался:
– Что ж, давайте посмотрим, что они хотят.
Через минуту дверь купе отодвинулась, и на пороге появился один из мужчин. На вид ему было около сорока, коротко стриженные волосы, внимательный цепкий взгляд.
– Добрый вечер, – произнес он. – Извините за беспокойство. Мы ищем одного человека, возможно, вы его видели. Виктор Комаров, примерно сорок лет, с женой и двумя детьми.
Алексей выпрямился, и что-то в его позе заставило мужчину слегка напрячься.
– А вы, собственно, кто? – спокойно спросил Алексей.
– Деловые партнеры, – уклончиво ответил мужчина. – У нас остались неразрешенные вопросы.
– Я военнослужащий, – так же спокойно продолжил Алексей. – И меня немного настораживает ситуация, когда двое гражданских ищут семью с детьми с таким... напряжением. Может, стоит подключить транспортную полицию для решения ваших деловых вопросов?
Мужчина внимательно посмотрел на Алексея, потом перевел взгляд на Анну:
– Значит, вы не видели таких пассажиров?
– Боюсь, что нет, – ответила Анна, стараясь говорить уверенно. – Мы сами сели только сегодня утром.
Это была ложь — поезд не делал длительных остановок, на которых могли бы сесть новые пассажиры. Но мужчина, казалось, не придал этому значения.
– Извините за беспокойство, – произнес он и вышел из купе.
– Спасибо, – выдохнула Анна, когда шаги в коридоре стихли. – Но зачем вы это сделали? Мы ведь не знаем, кто прав в этой ситуации.
Алексей пожал плечами:
– Знаете, я повидал достаточно конфликтов. И если взрослые мужчины ищут семью с детьми с таким настроем... В любом случае, лучше разобраться спокойно, без давления.
Через полчаса в купе влетела взволнованная проводница Татьяна:
– Анна Сергеевна! Там ваши соседи, которым вы место уступили, просят вас зайти. Срочно!
В купе Комаровых царила атмосфера паники. Дети сидели притихшие, Ольга нервно перебирала какие-то документы, а Виктор метался по купе.
– Анна! – воскликнул он, увидев её. – Это вы? Ваш друг? Он действительно военный?
– Да, – осторожно ответила Анна. – А что случилось?
– Проводница сказала, что вы отправили этих людей восвояси, – Виктор буквально сиял от облегчения. – Вы даже не представляете, что вы для нас сделали!
– Вообще-то, это был Алексей, не я, – поправила Анна. – Но я хотела бы понять, во что я оказалась втянута. Кто эти люди и почему вы от них прячетесь?
Виктор опустился на сиденье и закрыл лицо руками:
– Это долгая история. Если коротко — я взял кредит на развитие бизнеса у не совсем... официальных кредиторов. Процентная ставка оказалась грабительской, начались угрозы. Я пытался договориться, но они требуют сумму в три раза больше изначальной!
– И поэтому вы сбежали?
– Я планировал скрыться на время, найти деньги у родственников жены в Адлере и вернуться, чтобы расплатиться. Но они каким-то образом узнали, куда мы едем.
Анна вздохнула. История звучала запутанно, и она не была уверена, что Виктор говорит всю правду.
– Мне нужно подумать, – сказала она. – И посоветоваться с моими попутчиками.
Вернувшись в свое купе, Анна обнаружила, что к Алексею присоединились вернувшиеся Николай Петрович и Светлана. Она рассказала им о разговоре с Виктором.
– Звучит как история о необдуманном займе у ростовщиков, – задумчиво произнес профессор. – В моей практике было немало студентов, попадавших в подобные ситуации.
– Но если он действительно хочет расплатиться, может, стоит помочь ему договориться с этими людьми? – предложила Светлана. – Я работаю бухгалтером и немного разбираюсь в подобных вопросах.
– А вы уверены, что хотите вмешиваться? – скептически спросил Алексей. – Эти люди не похожи на тех, кто легко идет на компромиссы.
– Но там дети, – тихо произнесла Анна. – Они не должны страдать из-за ошибок отца.
После долгого обсуждения они разработали план. Николай Петрович, как оказалось, был не просто профессором, а довольно известным в академических кругах человеком, имеющим связи даже в правительстве. Алексей мог обеспечить определенный авторитет в разговоре с "кредиторами". А Светлана предложила свои знания для составления реального плана реструктуризации долга.
На следующее утро, когда поезд сделал длительную остановку, Анна заметила тех же двух мужчин, снова вошедших в вагон. На этот раз она не стала избегать встречи.
– Я знаю, кого вы ищете, – сказала она, подойдя к ним в коридоре. – И знаю о сути проблемы. Возможно, мы можем обсудить решение, которое устроит все стороны?
Мужчины переглянулись.
– И почему вас это касается? – спросил один из них.
– Потому что я не люблю, когда страдают невиновные, – твердо ответила Анна. – Особенно дети. У нас есть купе, где мы могли бы поговорить.
К удивлению Анны, мужчины согласились. В купе их уже ждали Николай Петрович, Алексей и Светлана. Виктор, бледный и нервный, сидел между ними.
– Господа, – начал Николай Петрович официальным тоном. – Я понимаю вашу заинтересованность в возврате средств. Однако методы, которые вы используете, вызывают определенные вопросы. Я предлагаю решить вопрос цивилизованно.
– А вы кто такой? – нахмурился один из мужчин.
– Профессор Николай Петрович Соколов, – представился старик. – Возможно, вам ничего не говорит мое имя, но вашему руководству — скажет. У меня немало знакомых в различных структурах.
Упоминание "структур" заметно охладило пыл визитеров.
– Мы просто выполняем работу, – произнес второй. – Комаров должен вернуть деньги.
– И он вернет, – вмешалась Светлана. – Я подготовила план реструктуризации долга с учетом реальных возможностей.
Она достала листок с расчетами. Пока "кредиторы" изучали цифры, Алексей тихо, но с явной угрозой в голосе произнес:
– Я считаю, что вопрос можно и нужно решить мирно. Альтернативный вариант, с привлечением моих сослуживцев из военной прокуратуры, думаю, никому не понравится.
После часа напряженных переговоров было достигнуто соглашение. Виктор обязался выплатить долг в течение трех месяцев, "кредиторы" согласились на разумные проценты. Для гарантии Николай Петрович предложил себя в качестве поручителя, что, учитывая его статус, было весомым аргументом.
Когда "кредиторы" ушли, Виктор буквально рухнул на сиденье:
– Я не знаю, как вас благодарить. Вы спасли не только меня, но и мою семью.
– Благодарность принимается в форме билетов на ваше законное место, – улыбнулась Анна.
– Конечно! – Виктор достал билеты. – Простите нас. Мы поступили нечестно.
– Но мы можем собраться все вместе в нашем купе, – предложила Ольга. – У нас есть домашние пирожки и термос с чаем.
– Отличная идея, – согласился Николай Петрович. – Я как раз хотел рассказать о своей последней археологической экспедиции. Думаю, детям будет интересно.
Последние часы пути до Адлера прошли в удивительно теплой атмосфере. Миша и Катя с восторгом слушали рассказы профессора о древних артефактах и затерянных городах. Алексей и Виктор обсуждали бизнес-идеи. Светлана давала Ольге профессиональные советы по бухгалтерии.
Анна смотрела на эту неожиданно сложившуюся компанию и думала о странностях судьбы. Кто бы мог подумать, что возмутительное нарушение правил со стороны Комаровых приведет к таким последствиям?
Когда поезд прибыл в Адлер, Виктор подошел к Анне:
– Я хотел бы как-то компенсировать все неудобства, которые мы вам причинили. У меня есть друг, который организует экскурсии по самым красивым местам побережья. Позвольте оплатить такую экскурсию для вас.
– Не стоит, – начала было Анна, но Алексей, стоявший рядом, вмешался:
– Вообще-то, это отличная идея. Я как раз хотел предложить Анне составить мне компанию в исследовании окрестностей. Вместе интереснее, правда?
Анна посмотрела на Алексея и неожиданно для себя улыбнулась:
– Пожалуй, да. Вместе интереснее.
На перроне, прощаясь, Николай Петрович пригласил всех на свою открытую лекцию в санатории "Южный".
– Буду рассказывать о культуре древних народов Причерноморья. Обещаю, будет увлекательно!
Светлана, заметно повеселевшая за время пути, сказала, что обязательно придет, и, возможно, приведет сына с невесткой и внуком.
– Знаете, – произнесла она, обращаясь к Анне, – эта поездка многое изменила для меня. Я поняла, что нельзя так долго держать обиду. Жизнь слишком коротка.
Провожая взглядом расходящихся в разные стороны попутчиков, Анна думала о том, как странно порой складывается жизнь. Она ехала в отпуск, чтобы отдохнуть в одиночестве, поработать над учебными материалами и набраться сил перед новым учебным годом. А в итоге оказалась втянута в чужие проблемы, помогла разрешить серьезный конфликт и, кажется, обрела новых друзей.
– О чем задумались? – спросил Алексей, все еще стоявший рядом с чемоданом.
– О превратностях судьбы, – улыбнулась Анна. – Утром позавчерашнего дня я была возмущена наглостью семьи, занявшей мое купе. А сейчас... не могу сказать, что жалею о случившемся.
– Я тоже, – Алексей улыбнулся в ответ. – Кстати, выяснилось забавное совпадение — мой отель находится в двух шагах от вашего. Может, прогуляемся вместе до места? Заодно обсудим план на экскурсию.
Анна кивнула, чувствуя, как на душе становится легко и спокойно. Иногда потеря места в купе может привести к обретению чего-то гораздо более важного.
***
Мягкое адлерское солнце подарило Анне не только золотистый загар, но и главное сокровище — любовь. С того памятного путешествия прошло два года. Сейчас, накрывая стол на веранде дачного домика под Анапой, она с улыбкой вспоминала историю с "чужим местом" в поезде. Алексей, теперь уже её муж, развешивал гамак между яблонями. К ужину должны были приехать их старые знакомые — Комаровы, с которыми сложилась крепкая дружба. Внезапно телефон Анны звякнул сообщением от неизвестного номера: "Добрый день! Меня зовут Ирина. Я соседка Николая Петровича по даче. Профессор просил срочно связаться с вами. Случилось непредвиденное...", читать новый рассказ...