Живописный, интересный и местами опасный маршрут, пересекающий реку Гега и пролегающий мимо горного озера Дзоу, а также под скальной стеной горы Динозавр.
Эту часть маршрута мы с товарищем будем идти 2 дня, начав от подножия горы Пшегишхва. Вот как этот маршрут выглядит на карте:
Конечно, перевал Дзоу не станет конечной точкой одного из наших ходовых дней. Ночевать на перевале не планировалось, и пойдём мы до урочища Хорхи и лагерь поставим возле стола в спелеолагере, пройдя за 2 дня 20 километров. Но обо всём по порядку.
День 3 похода от озера Рица к Арабике
Переночевав возле охотничьего полудомика у подножия горы Пшегишхва, встанем утром в 5 часов, выйдем в 7 и за 2 часа 20 минут спустимся к охотничьей избушке на берегу реки Гега, сбросив 1000 метров.
Признаюсь, что первоначальный план был дойти до той избушки на второй день похода и заночевать там, но возле полудомика мы будем в 17 часов, утомлённые крутой и местами замысловатой тропой от Малой Рицы, и сил, чтобы идти в темпе этот отрезок пути, лично у меня не было. Я понимала, что к месту мы, в лучшем случае, придём к восьми часам вечера. Что там за домик, я ещё не знала, не будет ли он занят, есть ли рядом с ним места под палатки, а прийти в темноте и озадачиться местом под лагерь мне совсем не хотелось. Это вообще не в моих правилах. Мои правила таковы: если место предполагаемой ночёвки незнакомо, и там есть домик, прийти туда нужно засветло и с запасом времени на случай, если домик окажется занят, а встать рядом с ним будет неуместно. Время, в рамках которого место под лагерь должно быть определено, – с 18 до 19 часов, не позже. В нашем случае, если бы мы продолжили спуск, на место предполагаемой ночёвки мы бы пришли после 19-ти часов. К тому времени в ущелье реки Гега уже было бы темно.
К тому же, начальная часть тропы от того полудомика, где я приняла решение остаться на ночлег, окажется нелёгкой. Она пролегает среди высокой травы, здорово петляет, и прохождение по этой части требует концентрации внимания и физических сил, а позже в лесу она идёт на спуск: шутка ли – сбросить 1000 метров.
Расчётное время прохождения этого отрезка тропы в приложении Organic maps для среднестатистического пешехода, который идёт налегке – 1:51. Мы же с рюкзаками пройдём там за 2:20, не сделав по пути ни одной остановки на отдых. Только куртки снять остановимся – минуты на 2-3, не больше. Это довольно быстро, и под конец будет хотеться отдыха, но будет понятно, что логично дойти до обозначенной на карте точки. Так мы пройдём эту часть нашего маршрута утром, со свежими силами.
Возле охотничьего домика у реки Гега я приму решение развесить на просушку наши палатки (за ночь в них образовался конденсат) и сходить радиалку к Гегскому водопаду. Таков был мой изначальный план.
Если верить приложению Organic maps, идти без рюкзака среднестатистическому пешеходу до водопада – 2 часа 15 минут. Это вниз. Когда я посмотрю, сколько времени приложение выдаёт на движение вверх, мне придётся удивиться. Времени на движение вверх приложение выдаёт меньше, чем вниз. Похоже, что вниз там идти сложнее, и не факт, что мы уложимся в 2:15. Итак, с допущениями и отдыхом непосредственно возле водопада, на эту прогулку нам потребуется часов 5, а это значит, что вернёмся мы к балагану часам к трём, после чего нам предстоит пройти 6 километров с набором около 1100 метров.
2 часа 41 минута - расчётное время движения для среднестатистического пешехода, который идёт налегке. Мы с рюкзаками – пойдём медленно и с передышками. Как минимум, 3 остановки сделаем – потому что тропа в гору. По моим прикидкам, должны будем идти примерно 4–4,5 часа. То есть на место ночёвки придём к 19–19:30. Поздновато это, мы устанем, а завтра нас ожидает непростой переход через перевал Дзоу. Признаюсь, его я боялась. Я ожидала, что часть маршрута от озера Дзоу к одноимённому перевалу будет суровой. Идти её на усталости, которая накопится за эти первые ходовые дни, может быть рискованно. При накопленной усталости повышается риск получения травм. Ещё и поэтому я приму решение не тратить силы на посещение Гегского водопада. Сейчас, спустя время, я понимаю, что решение то было правильное, потому что переход реки в брод означал, что мы бы намочили обувь, и если у меня была вторая пара обуви, то у моего напарника не было. Ему бы пришлось идти в мокрых ботинках, с высокой вероятностью натереть мозоли. А переходить бурную реку босиком, на мой взгляд, идея плохая. Мало ли, что там на дне – какие камни, ветки, коряги.
Спустившись от домика к реке, я не обнаружила там никакого мостика, а переправа выполнена в виде троса, обмотанного вокруг дерева на этом берегу и, по всей видимости, вокруг дерева на противоположном. Таким образом, над рекой два троса, но на такой высоте, что по ним нужно передвигаться с помощью специального устройства (ролика) или ползти, прикрепившись карабином и репшнуром от альпинистской беседки. Ничего такого мы в поход не брали, а мысль перейти реку вброд не вселяла в меня оптимизма. Река в том месте бурная, и есть риск, что поток воды собьёт с ног. Ну, и обувь намокнет, конечно. Да и напарник мой не очень хотел ходить к водопаду. Он, на удивление, не демонстрировал присущей ему готовности идти везде и смотреть всё, что возможно увидеть на маршруте.
– А мы успеем на Арабику? – спрашивал он.
Не успеть на Арабику мы не могли, по той причине, что шли в ту сторону. Вот вернуться к озеру Рица, если бы у нас там оставалась машина, как у тех пермских туристов, которых мы встретили на Малой Рице, мы могли бы не успеть. Спуститься с Арабики можно за 2 дня. У нас на спуск было изначально заложено 3 дня, с ночёвкой на Мамдзышхе. В случае задержки на один день, было ещё время до 12-ти часов дня, следующего за плановым – то есть в день отъезда. Да и Мамдзышхой можно было пренебречь.
Вопрос стоял лишь в том, успеем ли мы дойти к озеру Дзоу, чтобы сделать возле него ночёвку, и в качестве резервного был вариант заночевать возле последнего родника, не доходя до озера Дзоу. Туда мы должны были успеть при любом раскладе. Однако, отсутствие решимости у моего товарища меня не приободряло. Загонять его я не намеревалась, ведь загнанный человек в походе рискует травмироваться. Поэтому тактика моя предусматривала регулярные остановки на отдых, без ущерба здоровью.
Короче, Гегский водопад я решаю не посещать. Искать наиболее подходящее для перехода в брод место не стану. Вместо этого принимаю решение устроить ранний обед и продолжить движение по маршруту – вверх по течению реки Гега.
Дальнейший участок маршрута преподнесёт нам сюрприз. Тропа, там, где она показана на карте, как таковая по этому берегу реки, со стороны Пшегишхвы, отсутствует. Вернее, она там присутствует, но не совсем там, где показана на карте, и прерывается особенным рельефом. Подробнее об этом участке маршрута я написала в отдельном рассказе. Читайте здесь:
Преодолев тот неожиданно сложный и опасный участок вдоль реки Гега, перейдя по мосту, мы отправимся далее по левому её берегу, но пропустим место, где следовало свернуть налево и пойти вверх по склону. Ушли мы от него примерно на километр. Там, по ровному и поросшему чудесными деревьями бережку, кто-то натоптал замечательную тропу. Жаль, что она не туда.
Вернувшись, я с помощью карты и навигатора найду начало подъёма – на местности оно неочевидно. Здесь мы начнём удаляться от реки, поставив перед собой цель следующий привал на отдых сделать возле первого родника, отмеченного на тропе. При этом что-то внутри меня усомнится в том, что вода в том роднике будет, и мы наберём немного воды в реке.
До того родника нам предстояло пройти всего только 1,7 км, правда, с набором почти 500 метров. Сколько мы шли, я не запомнила, потому что родника там не было, и останавливаться отдыхать мы там не стали. Откуда у меня такое чутьё насчёт отсутствия в этом месте воды, не знаю, но вот в следующем роднике, обозначенном на этой карте, вода будет. Там мы остановимся, наберём её, попьём и немного посидим. А до этого мы тоже останавливались, чтобы попить – пили ту воду, которую несли. Вот только не садились отдыхать.
Выше того второго родника мы начнём слышать какие-то странные крики, а на тропе заметим медвежьи следы – отпечатки лап и экскременты. Мой товарищ выразит мысль, которая мне самой никогда бы не пришла в голову: мол, это какой-то турист так громко и протяжно кричит, чтобы отпугнуть медведя. Но сначала версия у моего напарника была, что какой-то турист отстал, заблудился и зовёт на помощь. Я, правда, за всё время, которое хожу в горах, ни разу не слышала, как кричал бы отставший и заблудившийся турист. Сама, было дело, кричала, когда отстала. Истошными такими воплями кричала – но меня никто не услышал тогда, потому что товарищи мои уже ушли за перевал, а звук моих воплей оставался с той стороны склона, где находилась я. Услышать меня могли бы только те, кто оказался бы так же по ту сторону горного склона.
Короче, до последнего родника мы дойдём в нормальное светлое время, правда, сам родник увидим не сразу. Никаких туристов мы там не встретим. Сначала мы увидим балаган, и я первым делом загляну внутрь - чтобы убедиться, можно ли в нём заночевать. Уже после того, как мы поставим рядом с домиком рюкзаки и пойдём искать родник, мы увидим, что вода там вытекает из шланга, воткнутого в грунт. Весьма неприметно, если не вглядеться чуть выше того места, откуда воду пьют пасущиеся там кони. И вот он – источник тех странных протяжных криков. Кони. Мы слышали их ржание. Кони на вольном выпасе, среди которых есть и молодые жеребцы, издают разные звуки, особенно когда наезжают друг на друга и дерутся. Кстати, жеребцам не нравится красный цвет. Вернее, он, может быть, им как раз нравится - эмоции не совсем понятны. Агрессию красный цвет вызывает или игривое настроение – один из коней пошёл на меня. Когда я стала уходить, конь тот ускорился. Тогда я забежала за пастуший балаган и попросила моего напарника отогнать этого спесивого коня. Напарник мой принялся с конём разговаривать, как с человеком, и в результате начал пятиться назад – конь стал наступать. Я из-за домика пыталась донести до моего товарища, что на коня нужно громко кричать басом, а не разговоры с ним вести, но напарник мой почему-то не кричал, а продолжал мямлить своё: “Дружище, не надо. Дружище, отойди”.
– Какой дружище? Кричи на него, отгоняй! – Кричала я напарнику, который продолжал пятиться от коня. Конь наступал.
Тогда я быстрым движением метнулась от домика на пару метров – там на земле были камни. Подняла два камня, по одному в каждую руку, и бросила их один за другим прямо в коня. Попала. Конь отскочил. После этого я занесла свой рюкзак в пастуший балаган, достала из него куртку, а она у меня чёрного цвета, и пошла отгонять того агрессивного коня как можно дальше. В чёрной куртке я вызывала у коня уже другую реакцию. Начав кричать на него басом, я пошла, широко растопырив руки, слегка согнув их в локтях. Конь убегал. Затем я подняла ещё пару камней и швырнула в его сторону, чтобы он понимал, что настроена я серьёзно и отступать не собираюсь. Конь ушёл вверх по склону и куда-то направо – в сторону тропы к озеру Дзоу. Поляна освободилась. Но я в тот момент почувствовала себя так, будто в походе я одна. Я чётко осознавала, что напарник неспособен защитить меня. Он и себя защитить не сможет. А ведь то был всего лишь конь. Эх, не пришёл бы к нам медведь...
Фото выше сделано до того, как мы снимем рюкзаки, пойдём искать родник и начнём отбиваться от коня. В дальнейшем вечер будет спокойным, за исключением мышиной возни, которую затеит мой напарник в попытке выкурить из балагана мышей, которые, судя по съеденному ими Дошираку, давно там обитают и уходить никуда не собираются. Он решил устроить внутри небольшой костерок, считая, что мыши должны испугаться запаха дыма. Плохо он знает мышей. Препятствовать я не стала – только попросила не устраивать там пожар. Решено было костерок делать в миске, которую кто-то до этого использовал в качестве пепельницы. В общем, оказалось, что мышей мой товарищ боится не меньше, чем коней. "А что, если медведь придёт?" – думала сама себе я, не произнося в голос. "А шанс такой имеется. Что будет делать мой напарник, интересно?" Фальшфейеры мы не брали.
Ужин я буду готовить в стороне от балагана, под большим деревом. Во-первых, подальше от мышей, а во-вторых, подальше от балагана, где мой напарник устроил в миске костерок. Ужинать будем уже в темноте под звёздами. Когда буду всё убирать, у меня возникнет стойкое ощущение присутствия поблизости медведя. Лес там совсем рядом. Медведь, как правило, ходит тихо. Почувствовав присутствие зверя, я посмотрю в сторону чащи, направив туда свет фонарика. В этот момент мой напарник меня окликнет.
– Кажется, тут рядом ходит медведь. – неожиданно говорит он.
А вот это интересно. Он почувствовал то же, что и я! Как такое может быть?
– Я слышал медвежий рык. – сказал мой напарник.
Я никакого рыка не слышала, а то, что слышал мой компаньон, запросто мог издать конь. Они могут издавать звуки, похожие на рычание, тем более, они тут паслись, когда мы сюда пришли. Они ушли, но не факт, что далеко. А медведь без веской причины не рычит. Напротив, он обычно ведёт себя очень тихо. Так что, похоже, напарник мой слышит собственный страх.
Тем не менее, страх моего напарника мне не понравился. Ладно, я бы боялась – я девчонка. Он тоже боится, и он не знает, что делать, если медведь придёт. Снова я чувствую себя так, будто я в этом походе одна. Представила себе, что я одна, и стала действовать. Что же я стала делать?
Стала я, в общем, ходить по поляне туда-сюда и громко петь песню, а затем приговаривать "Мишка к нам не приходи. Лучше мимо проходи. Здесь тебя не ждут. Ягоды тут не растут. Не надо тебе сюда. Мы тебя, не ждём, в гости не зовём" и так далее, в таком духе.
Вечер был тёплым, заходить в балаган не хотелось. Звёзды усеяли небосклон, и мне совсем не хотелось бояться медведя.
Ночью я вставала и выходила в туалет. Звёзды были ещё ярче. Медвежьего духа не было. Было тихо и спокойно. Только товарищ мой ночью то и дело пытался гонять мышей, которым было всё ни почём.
Наутро мы встанем в 6, позавтракаем, соберёмся и в 8 часов выйдем на маршрут к перевалу Дзоу, через озеро Дзоу.
Продолжение читайте здесь: