Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Если бы я знала, как сложно и страшно будет на маршруте, я бы не пошла

Сложнее, чем восхождение на Эльбрус с юга, где сложность могут представлять высота и погода, но к высоте можно подготовиться, а погоду отслеживать по прогнозам, мне покажется маршрут в горах Абхазии. На Эльбрус с юга летом ведёт хорошо натоптанная тропа, которую отчётливо видно, и по которой ежедневно при благоприятных погодных условиях ходят восходители. А о каком маршруте собралась поведать вам я в этой статье? Сейчас расскажу. О существовании горы под названием Арабика (исконное название на абхазском языке – Арбаика) я узнала ещё в 2021-ом году. Как она выглядит и чем интересна, я ещё не знала, но она меня заинтересовала тем, с каким выражением лица упомянул о ней человек, который сказал, что водит на неё людей в походы. Я не запомнила, какими словами он говорил, но крепко-накрепко запомнила, что маршрут, хоть и не является технически сложным и никакой категории сложности не имеет, под силу не многим и проходится не в любое время года. Фотографии Арабики в интернете я не искала, ка
Оглавление

Сложнее, чем восхождение на Эльбрус с юга, где сложность могут представлять высота и погода, но к высоте можно подготовиться, а погоду отслеживать по прогнозам, мне покажется маршрут в горах Абхазии. На Эльбрус с юга летом ведёт хорошо натоптанная тропа, которую отчётливо видно, и по которой ежедневно при благоприятных погодных условиях ходят восходители. А о каком маршруте собралась поведать вам я в этой статье? Сейчас расскажу.

Горная Абхазия: от озера Рица на Арабику через Пшегишхву и перевал Дзоу

Предисловие

О существовании горы под названием Арабика (исконное название на абхазском языке – Арбаика) я узнала ещё в 2021-ом году. Как она выглядит и чем интересна, я ещё не знала, но она меня заинтересовала тем, с каким выражением лица упомянул о ней человек, который сказал, что водит на неё людей в походы. Я не запомнила, какими словами он говорил, но крепко-накрепко запомнила, что маршрут, хоть и не является технически сложным и никакой категории сложности не имеет, под силу не многим и проходится не в любое время года.

Фотографии Арабики в интернете я не искала, как не искала я и фотографии озера Дзоу, перевала Дзоу и озера Малая Рица. Отчёты о прохождении интересующего меня маршрута попались мне немногословные, и из них создавалось впечатление, что маршрут проходится полностью пешком, без верёвок, но на нём имеются некоторые сложности, связанные с рельефом, благодаря которым можно заплутать и потерять время на ориентирование, а также силы, если начать спускаться или подниматься не туда.

В июне, когда я решилась сходить к Арабике одна, ввиду того, что товарищ, с которым мы вдвоём собирались в тот поход, внезапно был вынужден вернуться домой, я с лихвой отхватила того самого ориентирования без видимой тропы, но причиной тому было большое количество снега за безымянным перевалом, через который идёт маршрут к Арабике от седловины между горами Зонт и Крепость. Обилие снега не только скрывало под собой тропу и какие-либо её признаки, но и добавляло трудностей прохождению. На крутых склонах возникал соблазн сесть и скатиться по снежнику, но снежники эти либо выводили к скальным сбросам, либо имели воронкообразные углубления, под которыми были карстовые воронки, вылезти из которых могло потребовать дополнительных усилий, а также было чревато неконтролируемой скоростью качения и риском переломов, ведь под воздействием тяжёлого рюкзака на склоне может развернуть так, что покатишься кубарем через голову. Было у меня разок в одном из предыдущих походов на Западном Кавказе при случайном падении на крутом снежнике – чудом шею не сломала. Так что спуск по крутым снежникам только шагом, максимально по диагонали, чтобы снизить риск проскальзывания, падения и инерции вниз. Бочком-бочком и с колоссальным напряжением в ногах, руках и корпусе для удерживания равновесия.

В августе весь снег там растаял, но тропа на этой части маршрута по-прежнему читается не везде. Но это будет уже далеко не самая сложная часть похода, и к ней я вернусь в одной из следующих частей моего повествования.

Каким же был маршрут моего августовского похода?

От озера Рица к Арабике через озеро Дзоу и перевал Дзоу

Подробнее маршрут:

Озеро Рица (первая ночёвка, радиальная прогулка вокруг озера) – озеро Малая Рица (вторая ночёвка)– гора Пшегишхва – ночёвка возле балагана у подножия горы Пшегишхва на спуске к реке Гега – река Гега – скалистый берег реки Гега справа вверх по течению реки – переход по мостику через русло реки Гега выше по течению – балаган у родника, не доходя около 3,8 км до озера Дзоу (ночёвка) – озеро Дзоу – перевал Дзоу (Большой Дзоу) – спелеолагерь в урочище Хорхи (2 ночёвки, днёвка и радиальная прогулка на вершину горы Арабика) – Шарабан (спелеолагерь) – балаганы в урочище Бамба Иашта (ночёвка) – Гагра.

Что из этого может быть особенно интересно, и зная о чём, я бы, скорее всего, этот маршрут с товарищем, который со мной пошёл, называя меня с третьего дня похода инструктором, не пошла?

Маршрут с горы Пшегишхва через реку Гега

Этот участок заставил меня изрядно напрячься, понервничать и даже подумать о том, чтобы пойти обратно на Пшегишхву и оттуда либо уйти на Черкесскую поляну, либо и вовсе вернуться к озеру Рица. Что же там не так? Ох-ох-ох, друзья... Если вы идёте в поход с новичками, физическая и моральная подготовка которых позволяет им ходить по хорошо натоптанным тропам, таким, как в долине Ирик-Чат в Приэльбрусье и на всякие, там, Девичьи Косы и Чегет, если они никогда не ходили по дикой местности, где нет троп, но есть валуны, глубокие ямы и кочки выше колена, и всё это на крутом склоне, по которому нужно лезть, цепляясь за землю и камни руками, а потом по такому же спускаться, прочитайте внимательно дальше. Ибо там, безо всяких шуток, можно неудачно оступиться и под весом рюкзака полететь кубарем на огромные валуны, лежащие в русле горной реки Гега. Фотографий этих жутких участков я не сделала, потому что все мои мысли там были направлены на поиск признаков тропы и пути, которым другие туристы обходят скалу, выступающую прямо в бурную реку.

Стрелочкой и треугольником красного цвета я отметила место нашей третьей ночёвки. Слева обвела участок тропы вдоль реки Гега, где тропы практически как таковой нет.
Стрелочкой и треугольником красного цвета я отметила место нашей третьей ночёвки. Слева обвела участок тропы вдоль реки Гега, где тропы практически как таковой нет.

Итак, на карте ничего не указывает на то, что тропа по правому берегу, если идти вверх по течению реки, обрывается. Также, на карте, возле домика через реку показан переход, и я была уверена, что там есть подобие мостика. Показываю этот участок на карте крупнее:

К домику внизу приводит тропа от горы Пшегишхва. От домика показана тропа через реку, то есть переход. Скриншот с приложения Organic maps.
К домику внизу приводит тропа от горы Пшегишхва. От домика показана тропа через реку, то есть переход. Скриншот с приложения Organic maps.

Что же мы увидели на месте, где на карте обозначен домик? Показываю:

Домик у реки Гега на спуске с Пшегишхвы. Август 2025.
Домик у реки Гега на спуске с Пшегишхвы. Август 2025.

Нашему взору предстал полноценный, добротный и обжитой пастуший балаган. Всё здесь сделано по уму, даже водопровод – выше домика установлен бак, от которого к домику протянут шланг. Внутри на кухне есть раковина и кран, вода из которого льётся нон-стоп, поступая в него из горной реки, а из-под раковины уходит сливная труба. Ниже домика, на высоком берегу стоит банька с надписью на двери: "Царская банька". Всё выглядит уютным, дружелюбным и весёлым, кроме одного – перехода через реку на другой берег, где на карте обозначена тропа к Гегскому водопаду, к которому я изначально намеревалась сходить радиалку, оставив рюкзаки где-нибудь здесь. Оставить рюкзаки тут не составляло никаких проблем. Ни одного человека тут не было. Никто не придёт и в течение тех двух часов, которые мы проведём здесь, развешивая на просушку палатки, затем в поисках перехода реки, а позже за кипячением воды и лёгкой трапезой.

Река Гега возле домика, в том месте, где на карте показан переход через её русло. Август 2025.
Река Гега возле домика, в том месте, где на карте показан переход через её русло. Август 2025.

Возможно, на снимке не очень понятно, но сверху натянуты два троса, которые на этом берегу, со стороны горы Пшегишхва, обмотаны вокруг толстого дерева. Тросы эти натянуты довольно высоко над рекой, и ползти по ним без репшнура с карабином, пристёгнутого к альпинистской обвязке, рискованно – если сорвёшься и упадёшь, скорее всего, сломаешь спину о камни. Ничего альпинистского в этот поход я с собой не брала. Переход реки вброд не рассматривала из-за бурного течения и наличия в русле крупных и средних по размеру камней, наступать между которыми, не придерживаясь за перила, чревато падением. Вода в реке бурная. Русло пролегает по уклону. И хотя здесь он не очень крутой, поток воды может сбить с ног. На карте, к тому же, по этой стороне показана тропа. Риск выглядит неоправданным.

Тропа вдоль реки Гега, которой нет

Здесь, перед тем, как спуститься к реке и обнаружить отсутствие мостика и перил на адекватной для перехода реки в брод высоте, мы развесим сушиться наши палатки – ночь выдалась неожиданно очень прохладная, и палатки изнутри покрылись конденсатом. Вышли мы с места ночёвки в 7:00, чтобы успеть сходить радиалку к Гегскому водопаду и затем дойти до последнего на маршруте к озеру Дзоу родника и обозначенного возле него места под бивак.

Мой изначальный план сходить налегке к Гегскому водопаду, оставив на это время палатки сохнуть, с треском провалился, и я решила устроить в этом дружелюбном месте второй завтрак, ведь завтракали мы в тот день рано, и уже хотелось чего-нибудь поесть. Да и место это весьма располагало. Мы воспользуемся столом и стульями на кухне этого домика, раковиной и краном с водой. Закипятим воду на горелке, заварим картофельное пюре, в которое добавим курицу в соусе терияки марки "Кронидов" и заварим чай. Итак, мы поедим там то, что в тот день планировалось на обед и, как выяснится очень скоро, решение это было исключительно верным, ведь следующий участок пути потребует от нас каких-то неимоверных сил, сноровки и крепких нервов. А когда ты сыт – ты гораздо спокойнее, чем когда испытываешь лёгкий голод. Вполне допускаю, что без этого второго завтрака мы могли бы и не пройти тот коварный участок над скалой.

Река Гега возле домика, в том месте, где на карте показан переход через её русло. Август 2025.
Река Гега возле домика, в том месте, где на карте показан переход через её русло. Август 2025.

Коварный участок вдоль реки Гега со стороны спуска с Пшегишхвы

Тропы там, где она обозначена на карте, не оказалось. Был кусочек тупиковой тропы, который идёт по заболоченному участку берега, правее которого просто сплошные никем не топтанные заросли папоротника и других растений. Тем не менее, шлось там, по сравнению с тем, что начнётся буквально минут через 10, вполне себе неплохо, ведь под ногами была относительно ровная земля. Да, на ней лежали камни, были небольшие кочки, но сама поверхность была без уклона, ровной.

Первое препятствие в виде огромного камня по размеру примерно с двухэтажный дом, мы прошли легко. Залезли на него по явной натоптанной другими туристами тропинке, слезли, прошлись по камушкам вдоль воды и затем снова полезли вверх, в кручу. На сей раз путь нам преграждал не камень, а скала, высокая такая, отвесная, сбоку от которой мы увидели возможность подняться на крутой склон. А там наверху показалась некая тропка, шедшая по тому крутому склону от того большого камня, с которого мы до этого спустились вниз к реке. И вот тут начались наши первые приключения – поиски тропы.

Сначала мы поднимались всё выше, пока не упёрлись в осыпающийся склон такой крутизны, лезть по которому уже не получалось. Ноги съезжали, зацепиться руками тоже было не за что. Наверху, казалось, был более пологий уклон, но добраться до него было никак.

Что же? Вправо или влево и, значит, надо спускаться вниз и идти по руслу реки. Пусть по воде, придерживаясь за скалу или камни – не стоять же на этом склоне вечно. Продвигаюсь вперёд, передо мной дерево, сбку от которого можно встать. Надо только туда подняться. Высота места мне по пояс. Залезаю на уровень выше, встав для этого на колено – такая там высота относительно моей исходной точки, а рюкзак там снять и положить негде – чтобы сделать разведку налегке, я имею в виду. И вот тут видно некое продолжение тропы, которое уводит чуть выше, и там есть небольшой кармашек в крутом рельефе с небольшой площадкой, где можно снять и поставить рюкзак, прислонив его к склону. Отдыхаем. Стираем пот с лица и шеи. Он течёт ручьями. Климат в Абхазии влажный, и в жару здесь эффект парной бани.

Стоим и смотрим в обе стороны по склону. Ощущение, будто мы в западне. Назад возвращаться, после всего того, что мы пролезли, не хочется, а впереди крутой склон, поросший деревьями, которые кое-где попадали, и через них нужно перелезать, да так, чтобы поставив ногу, она не поехала вниз. Рюкзак за плечами играет против равновесия. В один из моментов я подумала о том, чтобы возвращаться к тому уютному домику и уходить обратно тем путём, которым мы туда пришли, через подъём к Пшегишхве. Наше положение выглядело практически безнадёжным. Напарник мой целиком и полностью полагался на меня, а я в той местности была впервые, и на таком крутом и диком склоне над бурной горной рекой мне было по-настоящему страшно. Вместо того, чтобы высматривать тропу, мой товарищ ждал решений от меня. Тогда я скомандовала ему высматривать путь на спуск к реке – какой-нибудь, но вниз, потому что выше нас склон был уже подобен стене, и лезть выше означало загонять себя в тупик. В конце концов, почему я, маленькая и слабая женщина, должна прокладывать путь высокорослому мужчине? Ему же с его длинными ногами проще перешагивать через упавшие деревья и камни, и ему с его ростом виднее, что там впереди – проходимо или нет. Он просто не привык брать на себя ответственность. Боится ошибиться. Но правильного пути в этом месте нет. Лишь бы уже спуститься. И, о, чудо, именно там, где я приняла решение искать путь спуска, моему товарищу это удаётся. Я спускаюсь за ним – как по ступеням. Ступени те высотой мне до колена и порой выше, но с помощью трекинговых палок и придерживаясь одной рукой то за камень, то за очередное лежачее дерево, я благополучно спускаюсь на каменистый берег реки. Камни, стволы деревьев, кочки – всё здесь позволяет спускаться и не упасть. Не приходится снимать и скидывать вниз рюкзак, а самой спрыгивать с высоты метр или полтора, к чему я уже была морально готова. Мы спустились своими ногами, не снимая и не сбрасывая рюкзаки. И вот мы на берегу, пролив семь потов и потратив половину калорий нашего второго завтрака. Как же хорошо, что мы поели там, и у нас были силы лезть по этому дикому крутому склону!

Тот самый папоротник у реки Гега и я среди него. Август 2025.
Тот самый папоротник у реки Гега и я среди него. Август 2025.

Тепрь, когда скала позади, и под ногами у нас снова ровная поверхность, мы счастливы. Тут же находим тропу, довольно натоптанную. Интересно, сколько людей здесь проходят каждое лето? Затем доходим до заветного моста через реку, он широкий, автомобильный, переходим по нему и видим на том берегу дорогу, по которой могут ездить внедорожники. Вот он, секрет – хозяин того домика сюда доезжает на автомобиле, а с того берега на этот переправляется с помощью ролика и альпинистской обвязки. Приезжает сюда он, скорее всего, не один. Ведь в домике много посуды, продуктов и прочей утвари. Переправлять по тросу над рекой всё это ему, наверняка, кто-то помогает. Да и самого подстраховать надо, наверное. А может, и нет. Но думаю, что да.

Тот самый мост через Гегу. Автомобильный. Август 2025.
Тот самый мост через Гегу. Автомобильный. Август 2025.

Продолжение следует, а о моём июньском одиночном походе по горам Абхазии вы можете прочитать здесь: