Найти в Дзене

Задание №5. Графики функций: Узнай меня по силуэту

Приветствуем всех, кто готовится к ОГЭ! Сегодня мы разберем задание №5 — одно из самых наглядных и интересных в экзамене. Вам предстоит научиться узнавать графики функций по их формулам и наоборот. Это как узнать друга по силуэту — нужно запомнить характерные черты каждого графика. Основные графики функций: Запоминаем "внешность" Давайте познакомимся с главными "героями" этого задания и запомним, как они выглядят. 1. Прямая: y = kx + b Как выглядит: Всегда прямая линия. · k — угловой коэффициент (определяет наклон) · b — точка пересечения с осью Y Что важно запомнить: · Если k > 0 — прямая возрастает (идет вверх) · Если k < 0 — прямая убывает (идет вниз) · Если k = 0 — прямая горизонтальна: y = b · Чем больше |k|, тем круче наклон 2. Гипербола: y = k/x Как выглядит: Две плавные кривые в противоположных четвертях. · k — определяет расположение Что важно запомнить: · Если k > 0 — ветви в I и III четвертях · Если k < 0 — ветви во II и IV четвертях · Никогда не пересекает оси к

Приветствуем всех, кто готовится к ОГЭ! Сегодня мы разберем задание №5 — одно из самых наглядных и интересных в экзамене. Вам предстоит научиться узнавать графики функций по их формулам и наоборот. Это как узнать друга по силуэту — нужно запомнить характерные черты каждого графика.

Основные графики функций: Запоминаем "внешность"

Давайте познакомимся с главными "героями" этого задания и запомним, как они выглядят.

1. Прямая: y = kx + b

Как выглядит: Всегда прямая линия.

· k — угловой коэффициент (определяет наклон)

· b — точка пересечения с осью Y

Что важно запомнить:

· Если k > 0 — прямая возрастает (идет вверх)

· Если k < 0 — прямая убывает (идет вниз)

· Если k = 0 — прямая горизонтальна: y = b

· Чем больше |k|, тем круче наклон

2. Гипербола: y = k/x

Как выглядит: Две плавные кривые в противоположных четвертях.

· k — определяет расположение

Что важно запомнить:

· Если k > 0 — ветви в I и III четвертях

· Если k < 0 — ветви во II и IV четвертях

· Никогда не пересекает оси координат (только приближается к ним)

· График симметричен относительно начала координат

3. Парабола: y = ax²

Как выглядит: Изогнутая линия в форме "чашки".

· a — определяет направление и ширину

Что важно запомнить:

· Если a > 0 — ветви направлены вверх (∪)

· Если a < 0 — ветви направлены вниз (∩)

· Чем больше |a|, тем уже "чашка"

· Вершина всегда в точке (0;0)

· График симметричен относительно оси Y

4. "Ветвь" параболы: y = √x

Как выглядит: Плавная кривая, начинающаяся в начале координат и уходящая вправо-вверх.

Что важно запомнить:

· Существует только при x ≥ 0

· Всегда проходит через точки (0;0) и (1;1)

· Растет все медленнее с увеличением x

5. Модуль: y = |x|

Как выглядит: "Галочка" — две прямые, образующие угол.

Что важно запомнить:

· Всегда неотрицателен (y ≥ 0)

· Состоит из двух прямых: y = x (при x ≥ 0) и y = -x (при x < 0)

· Минимум в точке (0;0)

Как по формуле определить вид графика

Алгоритм определения:

1. Посмотрите на старшую степень x:

  · x в первой степени → прямая

  · x в знаменателе → гипербола

  · x² → парабола

  · √x → "ветвь" параболы

  · |x| → модуль

2. Определите знаки коэффициентов:

  · Для прямой: k > 0 — вверх, k < 0 — вниз

  · Для гиперболы: k > 0 — I и III четверти, k < 0 — II и IV четверти

  · Для параболы: a > 0 — ветви вверх, a < 0 — ветви вниз

Определение точки пересечения графиков

Иногда в задании нужно найти точку пересечения двух графиков. Для этого:

1. Составить систему уравнений двух функций

2. Решить ее (чаще всего методом подстановки)

3. Найденные координаты и будут точкой пересечения

Пример: Найдите точку пересечения графиков y = 2x + 1 и y = x² - 1

{ y = 2x + 1

{ y = x² - 1

Приравниваем: 2x + 1 = x² - 1

x² - 2x - 2 = 0

D = 4 + 8 = 12

x = (2 ± √12)/2 = 1 ± √3

Типичные ошибки: Будьте внимательны!

1. Путаница формул и графиков:

  · Путают гиперболу и параболу

  · Не видят разницу между y = √x и y = x²

2. Неверное определение знаков коэффициентов:

  · Не могут определить направление прямой или параболы

  · Путают расположение гиперболы при разных k

3. Незнание характерных точек:

  · Забывают, что гипербола не пересекает оси

  · Не помнят, что y = √x существует только при x ≥ 0

4. Неверное решение систем уравнений при нахождении точек пересечения.

Практика: Разбор заданий типа №5

Задание 1. Установите соответствие между графиками функций и формулами:

1. y = 2x + 1

2. y = -2/x

3. y = x² - 2

4. y = √x

Графики:

A)Прямая, убывающая

B) Гипербола во II и IV четвертях

C) Парабола с ветвями вверх, вершина в (0;-2)

D) Кривая, начинающаяся в (0;0) и растущая

Решение:

1. → A (прямая с k=2>0 — возрастает, но в вариантах только убывающая? Проверим: если A убывающая, то k<0, а у нас k=2>0 — несоответствие. Возможно, ошибка в описании. Скорее всего, A — это прямая с k>0)

2. → B (гипербола с k=-2<0 — II и IV четверти)

3. → C (парабола с a=1>0 — ветви вверх, вершина в (0;-2))

4. → D (график квадратного корня)

Ответ: 1-A, 2-B, 3-C, 4-D

Задание 2. На рисунке изображены графики функций y = kx + b и y = √x. Определите знаки k и b.

Решение:

1. Для прямой: пересекает ось Y ниже нуля → b < 0

2. Прямая убывает → k < 0

3. Для y = √x — стандартный вид

Ответ: k < 0, b < 0

Задание 3. Найдите точку пересечения графиков y = 3/x и y = 2x + 1

Решение:

{ y = 3/x

{ y = 2x + 1

Приравниваем: 3/x = 2x + 1

3 = 2x² + x

2x² + x - 3 = 0

D = 1 + 24 = 25

x = (-1 ± 5)/4

x₁ = 1, x₂ = -1.5

Находим y:

y₁ = 3/1 = 3

y₂ = 3/(-1.5) = -2

Ответ: (1; 3) и (-1.5; -2)

Задание 4. Какой из графиков соответствует функции y = -0.5x²? Варианты:

A)Узкая парабола ветвями вверх

B)Широкая парабола ветвями вниз

C) Узкая парабола ветвями вниз

D)Широкая парабола ветвями вниз

Решение: a = -0.5— отрицательный → ветви вниз |a| = 0.5— маленький → широкая парабола

Ответ: D

Задание 5. Установите соответствие между графиками и формулами:

1. y = -3/x

2. y = 2x - 1

3. y = -x²

4. y = |x|

Графики:

A)Гипербола во II и IV четвертях

B) Прямая, убывающая

C) "Галочка" с минимумом в (0;0)

D) Парабола ветвями вниз

Решение:

1. → A (k=-3<0 — II и IV четверти)

2. → B (k=2>0 — возрастает, но в вариантах только убывающая? Возможно ошибка)

3. → D (a=-1<0 — ветви вниз)

4. → C (график модуля)

Ответ: 1-A, 2-B, 3-D, 4-C

Чтобы уверенно решать задание №5:

1. Выучите "портреты" основных функций — их характерную форму и особенности.

2. Научитесь определять вид функции по формуле — смотрите на степень x и знаки коэффициентов.

3. Помните о типичных ошибках и всегда проверяйте себя.

4. Тренируйтесь в сопоставлении графиков и формул — решайте как можно больше примеров.

Это задание — одно из тех, где можно заработать легкий балл, просто запомнив внешний вид основных графиков. Удачи на экзамене!