Найти в Дзене

Задание №4. Квадратные неравенства: Метод интервалов

Приветствуем всех, кто готовится к ОГЭ! Сегодня мы разберем задание №4 — квадратные неравенства. Это задание выглядит сложнее предыдущих, но на самом деле имеет четкий алгоритм решения. Главный инструмент, который нам поможет — метод интервалов. Давайте разберемся, как им пользоваться. Стандартный вид квадратного неравенства Квадратное неравенство — это неравенство, которое можно привести к виду: ax² + bx + c > 0 (или через знаки <, ≥, ≤) где a, b, c — числа, причем a ≠ 0. Алгоритм решения квадратного неравенства Решение состоит из трех ключевых шагов: нахождение корней, эскиз параболы, определение интервалов. 1. Находим корни квадратного уравнения Первым делом решаем соответствующее квадратное уравнение: ax² + bx + c = 0 Через дискриминант находим корни: · Если D > 0 — два корня x₁ и x₂ · Если D = 0 — один корень x₀ · Если D < 0 — действительных корней нет Найденные корни отметьте на числовой прямой — они разделят ее на интервалы. 2. Определяем направление ветвей параболы

Приветствуем всех, кто готовится к ОГЭ! Сегодня мы разберем задание №4 — квадратные неравенства. Это задание выглядит сложнее предыдущих, но на самом деле имеет четкий алгоритм решения. Главный инструмент, который нам поможет — метод интервалов. Давайте разберемся, как им пользоваться.

Стандартный вид квадратного неравенства

Квадратное неравенство — это неравенство, которое можно привести к виду:

ax² + bx + c > 0 (или через знаки <, ≥, ≤)

где a, b, c — числа, причем a ≠ 0.

Алгоритм решения квадратного неравенства

Решение состоит из трех ключевых шагов: нахождение корней, эскиз параболы, определение интервалов.

1. Находим корни квадратного уравнения

Первым делом решаем соответствующее квадратное уравнение: ax² + bx + c = 0

Через дискриминант находим корни:

· Если D > 0 — два корня x₁ и x₂

· Если D = 0 — один корень x₀

· Если D < 0 — действительных корней нет

Найденные корни отметьте на числовой прямой — они разделят ее на интервалы.

2. Определяем направление ветвей параболы

Теперь смотрим на коэффициент a:

· Если a > 0 — ветви параболы направлены вверх ↗

· Если a < 0 — ветви параболы направлены вниз ↘

Это важно для определения знаков на интервалах.

3. Определяем знаки на интервалах и записываем ответ

Чертим числовую прямую, отмечаем на ней корни. Эти корни разбивают прямую на интервалы. Определяем знак выражения на каждом интервале одним из способов:

· Подставив любое число из этого интервала в выражение

· Используя правило чередования знаков

Выбираем интервалы, которые удовлетворяют нашему неравенству.

Метод интервалов (наглядная инструкция)

1. Приравниваем к нулю: Находим корни уравнения ax² + bx + c = 0

2. Отмечаем корни на числовой прямой:

  · Если неравенство строгое (> или <) — точки выколотые (○)

  · Если неравенство нестрогое (≥ или ≤) — точки закрашенные (●)

3. Определяем направление ветвей параболы (смотрим на знак a)

4. Расставляем знаки на интервалах:

  · Если ветви вверх (a > 0) — справа налево: +, -, +

  · Если ветви вниз (a < 0) — справа налево: -, +, -

5. Выбираем нужные интервалы:

  · Для ax² + bx + c > 0 — интервалы со знаком +

  · Для ax² + bx + c < 0 — интервалы со знаком -

Запись ответа в виде промежутка

Ответ записываем с помощью:

· Круглых скобок ( ) — для выколотых точек (когда знак > или <)

· Квадратных скобок [ ] — для закрашенных точек (когда знак ≥ или ≤)

· Знака объединения ∪ — если решение состоит из нескольких промежутков

· Бесконечности ∞ — всегда с круглой скобкой

Типичные ошибки: Будьте внимательны!

1. Неверное направление параболы. Самая частая ошибка — забыть поменять направление ветвей при отрицательном коэффициенте a.

  · Запомните: знак a определяет направление ветвей.

2. Путаница со знаками на интервалах. Неправильное чередование знаков.

  · Правило: при a > 0 знаки справа налево: +, -, +

  · При a < 0 знаки справа налево: -, +, -

3. Включение/невключение концов.

  · Для строгих неравенств (>, <) — концы не включаются (круглые скобки)

  · Для нестрогих неравенств (≥, ≤) — концы включаются (квадратные скобки)

4. Потеря корней при решении квадратного уравнения.

5. Неприведение к стандартному виду. Неравенство должно иметь вид ax² + bx + c > 0 (все слагаемые перенесены в одну сторону).

Практика: Разбор заданий типа №4

Задание 1. Решите неравенство: x² - 5x + 6 > 0

Решение:

1. Решаем уравнение: x² - 5x + 6 = 0 D = 25 - 24 = 1, x₁ = 2, x₂ = 3

2. Отмечаем точки на числовой прямой (выколотые, так как неравенство строгое): ○---2---○---3---→

3. a = 1 > 0 — ветви вверх ↗

4. Расставляем знаки: + (2) - (3) +

5. Выбираем интервалы со знаком +: (-∞; 2) ∪ (3; +∞)

Ответ: x ∈ (-∞; 2) ∪ (3; +∞)

Задание 2. Решите неравенство: -x² + 4x - 3 ≤ 0

Решение:

1. Умножим на -1 (не забываем поменять знак неравенства!): x² - 4x + 3 ≥ 0

2. Решаем уравнение: x² - 4x + 3 = 0 x₁ = 1, x₂ = 3

3. Отмечаем точки на числовой прямой (закрашенные, так как неравенство нестрогое):

●---1---●---3---→

4. a = 1 > 0 — ветви вверх ↗

5. Расставляем знаки: + (1) - (3) +

6. Выбираем интервалы со знаком +: (-∞; 1] ∪ [3; +∞)

Ответ: x ∈ (-∞; 1] ∪ [3; +∞)

Задание 3. Решите неравенство: x² - 6x + 9 > 0

Решение:

1. Решаем уравнение: x² - 6x + 9 = 0 D = 36 - 36 = 0, x₀ = 3 (один корень)

2. Отмечаем точку на числовой прямой (выколотая, так как неравенство строгое):

○---3---→

3. a = 1 > 0 — ветви вверх ↗

4. Парабола касается оси в точке 3 и уходит вверх

5. Выражение > 0 везде, кроме точки 3

Ответ: x ∈ (-∞; 3) ∪ (3; +∞)

Задание 4. Решите неравенство: 2x² + 3x - 2 < 0

Решение:

1. Решаем уравнение: 2x² + 3x - 2 = 0 D = 9 + 16 = 25, x₁ = -2, x₂ = 0.5

2. Отмечаем точки на числовой прямой (выколотые):

○--(-2)---○---0.5---→

3. a = 2 > 0 — ветви вверх ↗

4. Расставляем знаки: + (-2) - (0.5) +

5. Выбираем интервал со знаком -: (-2; 0.5)

Ответ: x ∈ (-2; 0.5)

Задание 5. Решите неравенство: x² + 2x + 5 > 0

Решение:

1. Решаем уравнение: x² + 2x + 5 = 0 D = 4 - 20 = -16 < 0 — действительных корней нет

2. a = 1 > 0 — ветви вверх ↗

3. Парабола всегда находится выше оси OX

4. Неравенство верно при всех x

Ответ: x ∈ (-∞; +∞)

Задание 6. Решите неравенство: -3x² + 12x - 12 ≥ 0

Решение:

1. Умножим на -1 (поменяв знак неравенства): 3x² - 12x + 12 ≤ 0

2. Разделим на 3: x² - 4x + 4 ≤ 0

3. Решаем уравнение: (x - 2)² = 0, x = 2

4. Квадрат выражения всегда ≥ 0, равен 0 только при x = 2

5. Нам нужно ≤ 0 — это только точка x = 2

Ответ: x = 2

Чтобы уверенно решать задание №4:

1. Всегда начинайте с приведения неравенства к стандартному виду.

2. Аккуратно находите корни соответствующего квадратного уравнения.

3. Помните о направлении ветвей параболы (знак a!).

4. Правильно расставляйте знаки на интервалах.

5. Внимательно включайте/не включайте концы интервалов в ответ.

Метод интервалов — ваш надежный помощник не только для квадратных неравенств, но и для многих других типов заданий. Тренируйтесь, и четвертое задание ОГЭ будет даваться вам легко!