Этой осенью в Москве проходят две интересные фотовыставки. Хотя, не буду обманывать, они не подходят под категорию "громких хитов сезона".
Если хочется масштаба и зрелищности, лучше идти в Третьяковку или Музей русского импрессионизма. А вот если вам близки камерные истории и фотография как искусство, а не только как "фиксация момента", тогда, возможно, они вам придутся по душе.
«Шедевры ранней фотографии. 1840- 1870 гг»
ЦВК Béton, до 16 ноября 2025 г. Стоимость полного билета - 550 руб.
Центр визуальной культуры Béton - новое пространство (основано в 2022 году), но амбиции у него вполне музейные. Сейчас там идет выставка, которая возвращает зрителей к моменту рождения фотографии.
Речь идет о той эпохе, когда снимки еще не были чем-то привычным, что может сделать даже ребенок, просто нажав кнопку на телефоне, а экспериментом и техническим чудом. В экспозиции представлено более 70 работ: портреты, пейзажи, этнографические зарисовки. Среди авторов - Роберт Адамсон, Эдуар Бальдю, Гюстав Ле Грей, Анри Ле Сек, Дэвид Хилл, Степан Вишневский и Гаврила Рюмин.
Одна из звезд выставки - Гюстав Ле Грей. Бывший художник, он относился к фотографии как к высокому искусству. Его знаменитая работа «Бриг на воде» (1856) стала не просто изображением корабля, а примером первого фотомонтажа в пейзажной фотографии. Ле Грей печатал "марины" с двух негативов - отдельно море и отдельно небо, чтобы приблизить изображение к тому, что способен воспринять человеческий глаз.
Отдельный интерес - раскрашенные вручную фотографии. Щеки подрумянены, задний фон нарисован акварелью. Для публики XIX века такие снимки становились убедительным доказательством того, что фотография - не механика, а искусство.
Особая часть экспозиции - этнографические портреты. Например, девушки с Цейлона. Такие фотографии работали как визуальные "открытки" для европейцев XIX века, которые жаждали экзотики.
Вт–пт: 14:00–21:00, сб–вс: 12:00–20:00
📍 Москва, Якиманская набережная, 2к1
«Сообщение»
Фонде Ruarts, до 19 октября. Стоимость полного билета - 500 руб
Если Béton обращается к истории фотографии, то Ruarts исследует её социальную ткань. На трех этажах - снимки от начала XX века до наших дней. Их объединяет одна идея: фотография как способ сказать "мы".
Экспозиция построена не по хронологии, а по смыслу. Снимки показывают, как через объектив фотографы фиксировали границу между "своими" и "чужими", как менялось наше чувство общности.
Здесь соседствуют семейные альбомы и постконцептуальные проекты, советская хроника и цифровые эксперименты.
Несколько особенно запомнившихся кадров:
- Валерий Генде-Роте, "Первый снег". Почти графичная композиция: белое поле, высокое небо, две крошечные фигуры.
- Валерий Генде-Роте, "У памятника покорителям космоса". Монументальная вертикаль и случайные прохожие внизу - кадр о столкновении "великой идеи" и обыденной жизни.
- Виктор Ахломов, "Все газеты проданы" и "Плевать мне на Мальтуса!". Ахломов всю жизнь снимал для приложения "Неделя" к "Известиям". Его фотографии - это хроника Москвы без прикрас: без официоза и приторного соцреализма. Жизнь как она есть.
Настолько вдохновили некоторые фото, да и само современное "графичное" пространство Ruarts, что я сама решила немного поснимать прямо в выставочном пространстве. Делюсь тем, что получилось😊
Вт–вс: 11:00–20:00
📍 Москва, Трубниковский переулок, 6
А вы любите ходить на фотовыставки или предпочитаете просто листать альбомы и смотреть снимки онлайн?
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками из путешествий, часто прямо в моменте. Буду рада видеть вас там!