Найти в Дзене

Фанские горы. Часть 9-я. Самарканд. Часть 5-я. Регистан. Окончание

Предыдущая часть: 11 августа
Продолжаем гулять по Регистану. Мы внутри медресе Улугбека.
Фотоcессия!
Инстадива в деле! Реально ходить и разглядывать.. Солнечные часы. И правильные до сих пор!
Правда, тут ещё надо учитывать погрушность в зависимости от месяца.
Кривая показывает сколько минут прибавить или убавить. Ну, и ещё кто-то погнул гномон... На площади Регистан есть могила Ходжа Мухаммада Катангуи/или Моги́ла Ходжа́ Мухамма́да Даштинабати́ — древний мазар (могила святого). Возник до XIV века, задолго до строительства нынешних трёх медресе ансамбля Регистан.
Сведения об этой могиле впервые встречаются в знаменитой книге Абу Тахирходжи Самарканди — «Самария». В книге говорится о том, что некоторые считают, что могила принадлежит одному из видных потомков Ходжа Ахмада Яссави, видному тюркскому шейху — Ходжа Мухаммаду Катангу, другие учёные предполагают, что могила принадлежит Ходжа Мухаммаду Даштинабати. Абу Тахирходжа Самарканди утверждает, что местность Даштинабат находится в ра

Предыдущая часть:

11 августа

Продолжаем гулять по Регистану. Мы внутри медресе Улугбека.

Фотоcессия!
Инстадива в деле!

Реально ходить и разглядывать..

-2

Солнечные часы. И правильные до сих пор!
Правда, тут ещё надо учитывать погрушность в зависимости от месяца.
Кривая показывает сколько минут прибавить или убавить. Ну, и ещё кто-то погнул гномон...

-3
-4

На площади Регистан есть могила Ходжа Мухаммада Катангуи/или Моги́ла Ходжа́ Мухамма́да Даштинабати́ — древний мазар (могила святого). Возник до XIV века, задолго до строительства нынешних трёх медресе ансамбля Регистан.

Сведения об этой могиле впервые встречаются в знаменитой книге Абу Тахирходжи Самарканди — «Самария». В книге говорится о том, что некоторые считают, что могила принадлежит одному из видных потомков Ходжа Ахмада Яссави, видному тюркскому шейху — Ходжа Мухаммаду Катангу, другие учёные предполагают, что могила принадлежит Ходжа Мухаммаду Даштинабати. Абу Тахирходжа Самарканди утверждает, что местность Даштинабат находится в районе Гиссара. Далее говорится, что Ходжа Мухаммад Даштинабати был способен творить чудеса, и одно из чудес, которое происходит с могилой (мазаром) этого авлия, заключается в том, что, если животные и люди, страдающие задержанием мочи (возможно имеется ввиду аденома) несколько раз обходят или обводятся вокруг этого мазара, тотчас получают исцеление. Абу Тахирходжа Самарканди в своей книге утверждает, что это общеизвестно, и проверено лично им, и называет этот мазар благословенным.

Есть и легенда, что это могила некоего мясника, семья которого держала мясную лавку задолго до создания этой площади, и когда началось строительство, и стало ясно, что торговых рядов и этой лавки мясной скоро не будет, то мясник кормил строителей за право быть захороненым тут в память о том, что здесь работали многие поколения его семьи.

-5

И вот мы зашли в медресе Шир-дор (Шердор)

-6

Мини-музей
Учебный процесс от мудерисса (хм.. "мудрец" не отсюда пошёл?..)
Да, у одного учителя было всего лишь несколько учеников.

-7

Дервиш

-8

Верещагин "Дервиши в праздничных нарядах" Ташкент, 1870

Василий Верещагин совершил два путешествия по Туркестанскому краю – в 1867–1868 и 1869–1870 годах. Художник создал большое количество рисунков и этюдов с натуры, составил подробные путевые дневники, собрал коллекции прикладного искусства.

Одними из первых персонажей картин Верещагина во время туркестанских походов стали дервиши. В своих воспоминаниях он называл их «дуванами». Это были нищие странствующие аскеты различных суфийских орденов. Они имели большое влияние на местное население. Художник не углублялся в философско-религиозное содержание верований, которое во многом определяло особый образ жизни дервишей, он прежде всего спешил запечатлеть их необычный внешний облик.
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21546

-9

Тут интересны старые фотографии
Мы были в Шахи-Зинда. Вот так он выглядел раньше.

-10

Он же с другого ракурса (справа относительно первого фото ).

-11

И опять Василий Верещагин "Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде". 1869-1870
(это вид слева относительно первого фото)

-12

Мои посты о Шахи-Зинда вот тут:

И вот эти две башни из тех постов сейчас

-13

Караван-сарай 1870-е годы.

-14

Торговые ряды Регистана 1933 год. Тут примечательна "пизанская" башня" на заднем плане. Это один из минаретов медресе Улугбека.\

-15

В 1918 году начал отклонятся северо-восточный минарет медресе Улугбека (правый на фронтальном фото). Каждый день он всё заметнее кренился наружу, отрываясь от основного массива здания. В качестве временной меры минарет опоясали деревянным корсетом, а накренившийся ствол перехватили 24 стальными тросами весом 36 тонн, которые были укреплены на деревянных якорях, вкопанных в землю немного северо-восточнее современного деревянного подиума для представлений. В итоге минарет прекратил свой крен на отметке 1,8 м от нормального положения.
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post319100266/

-16

Фото взято вот отсюда: https://dzen.ru/a/Y6Fe7j9fD2mSCK9M

Предлагались два способа выпрямления. Инженер Б. Н. Кастальский предложил разобрать минарет по кирпичикам и заново восстановить его в том же виде. Областной архитектор М. Ф. Мауэр утверждал, что такая "реставрация" фактически уничтожит памятник старины. На его месте окажется не имеющее никакого научного значения и, может быть, даже безобразное сооружение.

Второй способ, предложенный М. Ф. Мауером, состоял в том, чтобы "оторвать" минарет от здания, качнуть его, выпрямить и опустить на свое место. Поскольку споры между Б. Н. Кастальским, его сторонниками и М. Ф. Мауером продолжались и возникали на каждом заседании Комиссии, были приглашены авторитетные технические консультанты из Ташкента и из России, которые всё больше склонялись в пользу предложения М. Ф. Мауэра.

На основе предложения М. Ф. Мауэра в Москве дважды составлялся проект по выпрямлению памятника. Первый был отклонен из-за несоответствия характеристикам сооружения. Второй был разработан талантливым инженером В. Г. Шуховым и был принят к исполнению. Выпрямление было начато 7 января 1932 года после обеденного перерыва при довольно бурном ветре, с которым можно было не считаться, и закончено 11 января в половине дня; в этом промежутке был один выходной день. В течение нескольких часов ствол минарета медленно качнули в обратном падению направлении и выпрямили.

Столь же замечательным достижением ремонтно-реставрационных работ явилось выпрямление в середине шестидесятых годов юго-восточного минарета медресе Улугбека, произведённое под руководством инженера Ю. М. Генделя. Накренившийся сильно в сторону минарет, с примыкающими к нему пилонами весом около тысяч тонн, за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место.

Изначально памятники ансамбля Регистан включали в себя 10 минаретов. Сегодня шесть из них сохранились в классическом виде, один сохранился частично с разрушенной верхней частью. Три угловых минарета на тыльных фасадах (один в медресе Улугбека и два в медресе Шер-Дор) в разные годы были разрушены временем.

Необходимо отметить, что изначально минареты в медресе Улугбека и Шер-Дор имели продолжение и были выше примерно на 10-12 метров.

-17

Тут и снег бывает

-18

Да, мы шли по этой улочке.

-19

Моё фото
https://akostra.livejournal.com/1740078.html

-20

А теперь заходим в Медресе Тилля-Кари

-21
-22

Заходим в мечеть при медресе

-23

Красота!

-24
-25

Вот как надо фотографии делать!

-26

Хм.. Что-то мне кажется, что не всё тут выпрямили...

-27
-28

Барышни отдыхают

-29
-30

Фото на память в красоте

-31
-32

Прервусь.
Продолжение следует