Найти в Дзене

Неблагополучные

– Ой, Клавдия Васильевна, сил моих нет больше с этими Сыромятниковыми! - завуч, Нина Ивановна, вихрем влетела в кабинет, щеки красные, глаза пылают праведным гневом, - Ну сделайте уже что-нибудь с ними, найдите управу, в конце концов! Молоденькая девушка, почти девочка, сидевшая напротив директора, при виде Грозного завуча подскочила, испуганно пролепетала: – Здравствуйте. – Ну что же вы, Нина Ивановна, мне молодого специалиста напугали? - директор сельской школы, крупная, дородная женщина в годах, поднялась со своего кресла, нахмурилась, - Ведь интеллигентный человек, завуч, а врываетесь, даже не постучав, где ваше воспитание? – Ой, простите... - смутилась Нина Ивановна, - Я же... Я не знала... Ну, я пойду тогда? – Идите! - Клавдия Васильевна величественно махнула рукой, потом устало опустилась обратно в кресло, взглянула на новую свою сотрудницу: – Очень вовремя вы приехали, голубушка моя. Да, учебный год уже начался, но ведь всего две недели прошло, ничего страшного. А у нас, Алена

– Ой, Клавдия Васильевна, сил моих нет больше с этими Сыромятниковыми! - завуч, Нина Ивановна, вихрем влетела в кабинет, щеки красные, глаза пылают праведным гневом, - Ну сделайте уже что-нибудь с ними, найдите управу, в конце концов!

Молоденькая девушка, почти девочка, сидевшая напротив директора, при виде Грозного завуча подскочила, испуганно пролепетала:

– Здравствуйте.

– Ну что же вы, Нина Ивановна, мне молодого специалиста напугали? - директор сельской школы, крупная, дородная женщина в годах, поднялась со своего кресла, нахмурилась, - Ведь интеллигентный человек, завуч, а врываетесь, даже не постучав, где ваше воспитание?

– Ой, простите... - смутилась Нина Ивановна, - Я же... Я не знала... Ну, я пойду тогда?

– Идите! - Клавдия Васильевна величественно махнула рукой, потом устало опустилась обратно в кресло, взглянула на новую свою сотрудницу:

– Очень вовремя вы приехали, голубушка моя. Да, учебный год уже начался, но ведь всего две недели прошло, ничего страшного. А у нас, Алена Дмитриевна, первоклашки бесхозные совсем. Не хватает кадров, что поделать! Вот, перед самым первым сентября та учительница, которая должна была их взять, в больницу угодила, желчный пузырь удалили ей. Так она и сообщила нам, что не вернётся после больничного на работу, мол, пора и честь знать. Я ее понимаю, конечно, не девочка уже, шестьдесят семь нынче исполнилось, а тут теперь и со здоровьем... Да вот только нам-то как быть? Всю голову сломала, честно вам скажу, сейчас-то ребятишки от одного к другому ходят, русский язык один учитель ведёт, математику - другой, не дело это. А? Вы как считаете?

– Не дело, - тихо ответила ее собеседница, - Первый класс - это основа, там закладывается вся база, а в вашем случае - разве ж это образование?

– Вот и я так считаю! - удовлетворённо кивнула Клавдия Васильевна, - Да только откуда мне учителя было взять? В нашу глушь молодежь калачом не заманишь, а если даже кто и приедет - куда селить? Квартир муниципальных, что раньше молодым специалистам давали, давно нет, все вышли, все приватизированы. А подселять к старикам - да кто ж согласится? Не прежние времена, вот вы бы пошли к чужим людям жить? Угол снимать да старческое брюзжание выслушивать изо дня в день?

Девушка ничего не ответила, но по лицу ее было понятно, что нет, наверное, не пошла бы.

– Вот и я говорю, Алена Дмитриевна, нам вас сам Бог послал! - между тем, продолжала пожилая женщина, - Образование у вас имеется, как раз по профилю, в жилье не нуждаетесь - бабушка родная на соседней улице проживает. Ну куда лучше? Поэтому, голубушка, милости просим в наш дружный коллектив. Школа у нас небольшая, всего сорок человек, классы маленькие, не то, что в городе. Учителя все много лет работают, старой, так сказать, закалки. Вы не стесняйтесь никого, обращайтесь, если помощь понадобится, никто не откажет, все помогут. А сейчас пойдёмте, я вас представлю ученикам и коллегам. 

Она первая прошла к выходу из кабинета, поманив за собой оробевшую вдруг девушку. Шла по коридору важно, уверенно, словно флагманский корабль, ведущий за собой флотилию. Алёну Дмитриевну за ее широкой спиной и видно не было.

– Анна Геннадьевна, когда урок закончится?

– Через пять минут, Клавдия Васильевна.

– Дайте три звонка, собирайте линейку!

Спустя несколько минут Алена Дмитриевна, красная от смущения, стояла рядом с директором под изучающими любопытными взглядами педагогов и детей.

– Вот, дорогие мои, прошу любить и жаловать, наш новый учитель, Алена Дмитриевна! - громогласно представила ее Клавдия Васильевна, - Она с завтрашнего дня будет учить наших первоклашек.

– Ураааа! - громко крикнул маленький худенький мальчишка в длинном, не по размеру, пиджачке и слегка коротковатых, потёртых на коленях брюках, - У нас будет своя учительница!

Стоявшие рядом ребятишки зашикали на него, а завуч подошла, резко одернула:

– Сыромятников! Ты что себе позволяешь? Забыл, где находишься?! Мало тебя на линейку выставили на прошлой неделе?! Ну никакого воспитания!

Мальчишка опустил голову, в глазах его стояли слезы.

– Простите, - еле слышно прошептал он, - Я больше не буду! 

– То-то же! - Нина Ивановна гордо прошла на свое место.

Проследив за ней взглядом, Алена Дмитриевна увидела, как высокий темноволосый парень с удивительными разноцветными глазами, по всей видимости, одиннадцатиклассник, сурово нахмурился, сжал кулаки. Потом он обернулся в сторону первоклассников, и взгляд его тут же смягчился, лицо разгладилось. Парень посмотрел на расстроенного мальчика, которого только что при всех отругал завуч, и незаметно показал большой палец. Лицо малыша просияло, он улыбнулся сквозь слезы.

– Ну вот и славно, - не замечая происходящего, подытожила директор, - Значит, завтра ждём вас к началу рабочего дня. А пока Нина Ивановна проводит вас в ваш кабинет, все покажет. А после не забудьте получить в библиотеке учебники и методические пособия. Все, все свободны, идите на урок!

– Ну, пойдёмте, - Нина Ивановна, явно не испытавшая энтузиазма при словах директора, неохотно повела новую сотрудницу в дальний конец коридора, - Ваш кабинет самый последний, ключи возьмёте у вахтёра. Все необходимое там есть, парты, правда, всего четыре, но и первоклассников в этом году у нас четверо - что поделать, вымирает село потихоньку. 

– Четверо? - Алена Дмитриевна удивлённо вскинула брови, - В школе, где я училась, нас было тридцать шесть человек в классе.

– Ну, милочка, вы сравнили тоже, город и деревню, - снисходительно улыбнулась Нина Ивановна, - Для нас четыре ученика - уже счастье. Через три года, может статься, что вообще не будет первого класса, вот так-то! Остро стоит вопрос о том, чтобы оптимизировать школу до основной.

– А старшие ребята как же?

– Будут возить в райцентр, автобус обещали выделить. Но, думается мне, что и возить скоро никого не придется. В большинстве своем все после девятого уходят, оно и понятно, нашим, деревенским, какое уж высшее образование? Им и техникума здешнего, районного, за глаза.

Алёне Дмитриевне была неприятна эта надменная высокомерная женщина со злым прищуром серых глаз. Ей не нравилось, с каким пренебрежением отзывается она о своих учениках, часто применяя в их адрес слово "контингент". Но она молчала - кто она, в конце концов, такая, чтобы спорить с завучем?

– А можно мне узнать получше о ребятах, которых буду учить? - робко попросила девушка, - Чтобы иметь представление хотя бы...

– Конечно, сейчас расскажу. В вашем классе три девочки и мальчик. Девочки все хорошие, умницы, Варенька Прохорова - учительницы географии внучка, Наташа Свиридова - дочка нашего предпринимателя, магазин у них здесь, в селе, единственный на всю округу. Ещё Оленька Власова, у нее только бабушка, родители погибли, но девочка умненькая, и главное, с поведением проблем нет, воспитанная.

– А мальчик?

– Мальчик? - скривилась Нина Ивановна, - Вот с ним проблемы могут возникнуть. Да вы видели его на линейке, это тот, который кричал, Василий Сыромятников. Ой, у нас из этой семейки четверо в школе учатся, и все мальчишки, беда с ними!

– Почему беда? - удивилась Алена Дмитриевна. 

Ей мальчик показался вполне обычным ребенком. А что выкрикнул, так что с него взять? Две недели, как в школу пошел, ещё не успел освоиться, не выучил все правила и порядки.

– Неблагополучные они, - понизив голос, сообщила завуч, - Мать померла три года назад, с тех пор все кувырком пошло. Отец за воротник закладывает, вообще не просыхает, дети растут, как трава, беспризорники, одним словом. Конечно, о чем здесь можно говорить, если ими никто не занимается? Старший, Алексей, в одиннадцатом классе. Уж как мы его отговаривали, нет, пошел, зачем? Неужто думает в университет поступать с его-то подвигами? Ведь два года в ПДН на учёте. И средние тоже, в шестом они, двойняшки, от них все учителя воют, спасу нет, то окна побьют, то подерутся с кем, мебель портят, а сегодня, вы не поверите, сломали замок в моем кабинете! И ключ! Стащили мою связку, уж что хотели там найти, не знаю, какие сокровища? Хотя от этих всего можно ожидать, пойдут по кривой дорожке, как братец старший, с кого им пример брать, на кого равняться?

– А Василий?

– А что Василий? Пока особо ничем не отличился, но дайте срок! Есть в кого, от осинки не родятся апельсинки , я вам так скажу.

Они ещё немного побеседовали, в после Алена отправилась домой - готовиться к завтрашнему дню. 

Дел было много: выгладить единственное подходящее по случаю платье, начистить обувь, заштопать колготки. Потом ещё прибраться надо, бабушке белье перестирать, баню затопить, помыть ее да и самой привести себя в порядок.

Бабушка старенькая уже была, да и не совсем даже бабушка, сестра старшая родной бабушки Алениной, маминой матери. Та раньше тоже здесь жила, да у м е р л а недавно, рак. А сестра ее, баба Тома, одна осталась, тяжело ей, возраст уже, да и со зрением плохо, сама по хозяйству не управится.

Вот и решила Алена перебраться к ней, в деревню. Дома-то ловить нечего было, отец пил, мать вечно с ним воевала, постоянная ругань, скандалы, драки. Она и пока училась-то, в общежитии жила, подруга мамина через знакомых договорилась. А как колледж закончила, пришлось домой возвращаться, да только жить там было просто невыносимо. Поэтому и приехала сюда, в Нагорное, хоть и крутили все у виска, мол, нормальные люди из деревни в город стараются вырваться, а ты?

А что она? Если некуда больше податься? А тут и жилье какое-никакое, и работа, вот, нашлась, да и бабушке помочь надо, не бросать же ее?

До позднего вечера занималась Алена всеми необходимыми приготовлениями, в потом, когда уже легла, долго ещё ворочалась, не могла уснуть. Когда, наконец, сон сморил ее, приснился ей вдруг маленький мальчик в длинном пиджаке и коротеньких потертых брюках. 

"Неблагополучные!" - громко крикнула завуч, показывая на него пальцем, и... Алена проснулась.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Друзья, если вам понравился рассказ, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делитесь своим мнением в комментариях!

Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом