Как-то совершенно позабылся тот факт, что возможность заказать на дом товары существовала очень давно, задолго до интернета, и вовсе не интернетом рождена.
Не закапыавясь в поисках истоков в совершеннейшую глубину (некоторые “горячие головы” начинать историю дистанционной торговли с объявлений в публичных туалетах времен римской империи) напомним, однако, что, как массовое явление, торговля по каталогам началась почти вместе с реформой почты в Англии, проведенной Роулендом Хиллом, которого, совершенно незаслуженно, низводят до изобретателя почтовой марки. На самом деле Хилл сделал намного больше - он, взяв на вооружение принцип “не ценой, а оборотом”, в 12 сократил цену письма и уже в первый пореформенный год увеличил оборот писем в 60 раз, сделав убыточную почту рентабельной и общедоступной - марка появилась чуть позже как избавление от очередей на оплату.
Идея использовать почту как канал для рекламы товаров пришла тогда в голову многим, и среди них выделялся Прайс Прайс Джонс, который лет через пять после проведения реформы довел тираж своих каталогов до миллиона, среди его покупателей была королева Виктория, а крупнейшая из продаж ушла на континент: армия Пруссии заказала у него 60 тысяч только что придуманных спальных мешков.
Впрочем, Англия - страна маленькая и тесная, а вот Америка, где просторы велики и магазинов не напасешься, а платежеспособный спрос огромен - другой дело.
В Чикаго, куда сходились все железные дороги страны, родились два гиганта каталожной торговли, основанные бывшим коммивояжером Аарон Монтгомери Уордом и железнодорожным телеграфистом Ричардом Сирсом. Уорд свою идею выносил, когда мотался по “медвежьим углам” Америки коробейником - понял, что легче собирать заказы по почте и почтой же рассылать товар, чем являться к каждому лично, Сирс же “барыжил” часами, пользуясь служебным положением - рассылал коллегам на соседние станции предложения купить часы, и как-то решил, что делать то же самое почтой будет проще, а охват станет сильно шире.Два этих каталога, “Уорд” и “Сирс”, переживут своих создателей, первый (причуды истории) сейчас, правда, магазин часов, а второй, который несколько десятилетий был самым крупным ритейлером в США (его сместит с первой строчки набравший в начале 70-х ход Walmart) “убитый” совсем недавно менеджментом, строившим бизнес по рецептам от Айн Рэнд, “сгорел” во времена интернета.
Номером два в каталожной торговле стала Российская империя - опять же, просторы огромны, плотность населения (или, скорее, разряженность) удивительная, торговыми лавками и даже сетями не закроешь, почта работает отменно - то, что надо. Царил в этой торговле Мюр и Мерилиз (нынешний ЦУМ), но в стране к началу первой мировой выходило более 200 наименований каталогов различных компаний - универсальных и специализированных.
Правда, Советская власть внесла в этот вид торговли свои коррективы - в условиях уничтожения всякого намека на конкуренцию “каталожка” просто оказалась лишней.
В ХХ веке появляются мощные каталожные компании во Франции и Германии - Yves Rocher, La Redoute, 3Suisse, Otto, Quelle, Swab, Neckermann - и еще с сотню других, каждый из которых имеет свои базы данных, огромные автоматизированные распределительные центры, открывает свои пункты выдачи заказов - по сути, создается и придумывается всё то, до деталей, что использует интернет-торговля и сегодня.
На зачатки интернет-торговли эти гиганты, чей оборот вполне сопоставим с государственным бюджетом немалой страны, смотрят с любопытством, не несколько свысока - куда им, этим ботанам, до настоящей торговли, с их гигантскими базами данных лояльных покупателей, устоявшейся инфраструктурой и отточенными приемами рекрутинга клиентов?
Скажем то, что и так все знают - каталожные компании всего мира. в итоге довольно быстро проиграли рынок, а интернет-компании не просто усвоили уроки предшественников и быстро переняли их опыт, но и вырвались вперед.
На старте бизнеса Amazon первый кризис в компании случился через месяц после открытия, когда вдруг выяснилось, что гараж Безоса не в состоянии комплектовать заказы. Кризис разрешили путем хантинга логиста из каталожки, который за несколько дней устранил затор, организовав банальный для каталожников, но соврешенно новаторский для интернет-торговцев фуллфилмент.
Все же - до сих пор в ходу споры, отчего торговля по каталогам так быстро и легко проиграла рынок интернет-торговли? Почему каталожники не смогли зацепиться хотя бы за последний вагончик поезда под названием “интернет”, который увез бы из в страну Прибыль?
Наверное, тому есть множество причин (почему бы нам не обсудить их?), но, среди прочих, лидерство интернет-торговли объясняется быстрой оборачиваемостью, принципиально другой скоростью движения товаров и денег.
Если каталожникам надо было сначала заказать и завезти на склады товары, потом разослать клиентам каталоги, затем получить и обработать формуляры заказов, после - упаковать и отправить посылки, параллельно как-то решив проблему оплаты, то в интернете все это совмещено в один клик - нажимаете на кнопку и ваш товар уже летит к вам.
А быстрая оборачиваемость подстегивает не только торговлю, но и производителей - никогда еще сбыт не был так велик, как в XXI веке (Кстати, сбыт - безграничен или имеет пределы? И - что будет, с экономикой и с нами, если насыщение наступит?).Быстрая оборачиваемость - сильный козырь интернет-торговли, но не единственный, конечно.
Настоящим козырем интернет-торговли стал формат маркетплейса, который технологиям...
Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще больше 400 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty.
Если кому-то туда переходить лень, то сейчас сказать автору "спасибо" можно, просто отправив донат в Дзене.
Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.