Как часто вы, глядя на человека в строгом костюме, с серьезным, даже немного учительским взглядом, можете представить, что перед вами – настоящая кинозвезда? Не та, что мелькает в глянцевых журналах, а та, что создана из плоти, таланта и невероятной внутренней силы.
Григорий Акинфович Белов был именно таким. Человек, которого по ошибке могли бы принять за агронома или уездного врача, но который на самом деле стал легендой советского театра и кино, оставив после себя не шлейф светских сплетен, а глубочайшее творческое наследие и память как о человеке редкой души.
Начало пути: От Череповца до окопов Мировой
Появился на свет Григорий Акинфович в самой что ни на есть глубинной России – в деревне Вахонькино Новгородской губернии, в семье сельского учителя. Сама судьба, казалось, предопределила ему спокойную, размеренную жизнь на педагогической ниве. Но уже в Череповце, куда перебралась семья, в мальчишке проснулась невероятная тяга к искусству. Он играл в любительских спектаклях и грезил о сцене. Его отец, человек практичный, скептически смотрел на увлечение сына и даже прозвал его «Гришкой-Самозванцем на Театре». Но однажды, увидев сына в роли Хлестакова в гоголевском «Ревизоре», он сдался. Легендарная фраза отца: «Решай сам!» – стала тем самым благословением, которое открыло миру великого артиста.
Лето 1914-го года должно было стать для него судьбоносным. Блестяще сдав экзамены в престижнейший Петербургский политехнический институт, он с тем же трепетом подошел к зданию Александринского театра. И снова успех – он поступает на курс к самому Юрию Юрьеву! Казалось, мечты сбываются. Но грянула война. Первая мировая. Мечты о подмостках сменились суровой реальностью войны – Белов был мобилизован, служил артиллеристом, бомбардиром-наводчиком. Казалось, жизнь свернула на совсем иную колею. Но нет. Не театр военных действий, а именно сцена стала его истинной судьбой.
Испытание славой: Мичурин и встреча с Довженко
Его творческий путь – это история скитаний по театрам всей страны: Владикавказ, Екатеринослав, Казань, Махачкала, Тверь, Архангельск. Он прошел через огонь Великой Отечественной, выезжая в составе фронтовых бригад на передовые позиции под Ленинградом, чтобы хоть на немного поддержать дух наших солдат. Но настоящая творческая обитель ждала его в Ярославле. В 1945-м он влился в труппу легендарного Волковского театра и навсегда полюбил этот город.
Именно здесь к нему пришла всенародная слава. В 1949 году на экраны страны вышел фильм Александра Довженко «Мичурин». Белов в заглавной роли произвел эффект разорвавшейся бомбы. Это был триумф. Как некогда народ бежал смотреть «Чапаева», так теперь шел смотреть «Мичурина». За эту роль Григорий Акинфович был удостоен высшей творческой награды – Сталинской премии. Его узнавали на улицах, ему писали письма, он стал настоящим народным героем.
Что же увидел в нем гениальный, требовательный и сложный Довженко? Вот что писал сам режиссер: «…Человек, которого никто бы не принял за актера. Он походил на провинциального врача, педагога или агронома… Русский интеллигент, мягкий и вместе с тем волевой, вдумчивый, углубленный…». Довженко, творец поэтичного, чистого кинематографа, разглядел в Белове родственную душу – отсутствие фальшивой «актерскости», глубочайшую внутреннюю интеллигентность и невероятную трудоспособность. Их творческий союз был подобен встрече двух родственных стихий. Школа Довженко раскрыла в Белове новые, невероятные грани, которые тот затем блестяще пронес через весь свой театральный путь.
Вершина мастерства: Театр как проповедь
Волковская сцена стала для Белова настоящим храмом искусства. 50-60-е годы – время его творческой зрелости и главных ролей. Он был невероятно многогранен. Вот он – проницательный и властный стратег Борис Годунов в трагедии «Царь Федор Иоаннович». А вот – трогательный, нежный и одинокий музыкант Лемм в «Дворянском гнезде». Он мог быть мудрым и простым Батёй в «Иркутской истории» и трагическим гением, притворяющимся сумасшедшим, в дюрренматтовских «Физиках».
Но, по мнению многих критиков и зрителей, одной из вершин его творчества стал Павел Протасов в горьковских «Детях солнца». Его монологи о светлом будущем человечества, наполненные искренней верой и поэзией, звучали не как пафосные тирады, а как настоящая проповедь. «Мы – дети солнца, светлого источника жизни!» – в его устах это звучало как истина, в которую хотелось верить. Это была роль, идеально совпавшая с его собственным мироощущением – романтичным, чистым, верящим в добро.
Его официальное признание было абсолютным: Народный артист СССР (первый в истории Волковского театра!), депутат Верховного Совета, член комитета по Ленинским премиям. Он видел мир, будучи в составе советских делегаций, что в те времена было уделом избранных. Казалось, все это должно было породить в нем звездную болезнь, величие, отстраненность. Но здесь мы подходим к самой главной, человеческой тайне Григория Акинфовича.
Несостоявшееся «новоселье»: Урок человеческого достоинства
А теперь – история, которая, на мой взгляд, определяет суть этого человека куда больше, чем все его звания и награды. В 1956 году, когда вышел указ о присвоении ему звания Народного артиста СССР, городские власти, наконец, смутившись, предложили ему осмотреть новую просторную квартиру на улице Свободы. Актер, живший в крохотной, лишенной удобств квартирке в стене Казанского монастыря, с радостью согласился. Квартира понравилась.
Но вечером того же дня он узнал о возвращении из сталинских лагерей Валентины Павловны Нельской, жены его друга и коллеги по театру Валерия Нельского. Их жизнь была разрушена, им негде было жить. И Белов, не раздумывая, без всяких просьб со стороны, просто отдал им свою новую квартиру. Поступок, немыслимый для многих сегодня, для него был естественным проявлением доброты и сострадания. Это был не жест, это была его суть. «Русский интеллигент, мягкий и вместе с тем волевой» – как точно подметил Довженко.
Его скромность порой воспринималась как чудачество. Он мог незаметно подсунуть нуждающемуся студенту театрального училища «десятку» – по тем временам целое состояние. Его дни рождения в той самой тесной квартирке становились праздниками для всего театрального сообщества. Он умел дружить, любить и оставаться человеком в самых сложных обстоятельствах.
Прощание с Мастером
Он ушел из жизни 13 сентября 1965-го в Ярославле, городе, который стал его настоящим домом. Он оставил после себя не только галерею великих образов в театре и кино, но и пример высочайшей профессиональной этики и человеческого достоинства. Он прожил жизнь, в которой не было места суете и самопиару, но было колоссальное служение искусству и людям.
А теперь я хочу обратиться к вам, уважаемые читатели. Ведь многие из вас наверняка застали тот самый, настоящий, глубокий кинематограф и театр. Помните ли вы его Мичурина? Его Протасова? Может, вам доводилось видеть его на сцене Волковского театра, и вы храните в памяти эти впечатления? Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями в комментариях. Давайте вместе сохраним память об этом удивительном человеке и артисте.
Хотите отключить рекламу - переходите по ссылке. Вы получите Дзен без рекламы, уникальные статьи с нашего канала и новые возможности в комментариях
Если эта статья нашла отклик в вашей душе, если вы цените настоящее искусство и людей, его творящих, – поддержите наш канал монетой и подпиской.
Мы будем и дальше стараться рассказывать вам о тех, кто составлял золотой фонд нашей культуры. Спасибо, что остаетесь с нами.