Большинство из нас слышали о таком месте на карте нашей страны, как Чукотка, но даже сегодня мало кто может о ней что-то рассказать. На Чукотке живут чукчи, там очень холодно и разводят оленей. Это основные сведения.
В Советском Союзе о Чукотке тоже ничего не знали, когда в 1948-м году послали туда экспедицию для изучения жизни на этих территориях. Экспедиция хоть и числилась за Академией наук СССР, была все же странной. Потому что в нее отправился всего лишь один человек, да еще и женщина – Варвара Григорьевна Кузнецова. Ей было 36 лет, женщина с прекрасным образованием, пережившая блокаду Ленинграда, этнограф.
Ожидание и действительность
Как себе представляла себе эту задачу Кузнецова? Приехать, устроиться работать в какой-нибудь музей и изучать быт местных жителей. Но оказалось, что главным их занятием было оленеводство, они не жили в городских домах, как в центральной России, а кочевали круглый год вместе со стадами оленей, перенося свои дома – чумы с места на место.
Так что, находясь в городе, ничего изучить было нельзя. Поэтому Варваре Григорьевне пришла в голову мысль. Найти какую-нибудь семью, которая кочует, и попросить разрешения пожить вместе с членами этой семьи какое-то время.
Колхоз «Тундровик»
Оленевод Тымнэнэнтын был председателем колхоза, который занимался оленеводством. По крайней мере его хозяйство числилось колхозом. До революции у него были стада оленей, потом ему предложили стать колхозником. Так возник колхоз «Тундровик, где оленевод стал председателем, а его сыновья пастухами.
После этого семья продолжила жить так же, как и до того, только все стали получать зарплату, как колхозники. Тымнэнентыну было лет 60. Его жене тоже неизвестно точно, сколько лет, но больше сорока. Увакай родила трех сыновей. Первого от первого мужа, а еще двоих после того, как супруг умер, и она по наследству досталась Тымнэнентыну.
Чужачка
Варвару в семью приняли, но, во-первых, она не знала языка, во-вторых, была чужачкой, обузой, да еще и понятия не имевшей о древних обычаях чукчей, которые семьей тщательно соблюдались. Она не была гостем, потому что гости бывают недолго и потом уходят.
Она была лишней, да к тому же еще и писала что-то постоянно на непонятном языке, тратя по ночам на огонь драгоценный хворост. Спала в самом неудобном холодном месте, ела в последнюю очередь, а если болела, то никому до этого дела не было. К тому же через пару лет Увакай повредилась умом и умерла, а обвинили в этом, конечно, эту странную непонятную женщину.
Жизнь в тундре
После смерти жены оленевода хозяйкой в доме стала его 16-тилетняя дочь. Теперь жизнь Кузнецовой стала просто невыносима. Девчонка просто ненавидела чужачку и иногда даже вообще не давала ей еды. Но вскоре кое-что изменилось – хозяин нашел себе новую жену, и теперь в ад превратилась жизнь ее падчерицы.
Пожалуй, девушке жилось даже хуже, чем самой Варваре. Потому что пришлую хотя бы не заставляли выполнять самую тяжелую работу. Связи с цивилизацией у Кузнецовой все три года никакой не было, да она бы и не смогла уйти, потому что считала, что ее исследования все еще не окончены.
В 1951-м году умер Тымнэнэнтын. Вот тогда женщина решила, что теперь ей пора возвращаться в цивилизацию. Уже в Ленинграде она защитила диссертацию и написала несколько книг о Чукотке. Вот только холод и недоедание сильно подорвали ее здоровье. Кузнецова долго болела и умерла в 1977-м году.
Ждем ваши лайки, репосты и подписку на канал.