Найти в Дзене
НИИ Медиапром

«Прокси-кинематограф» – что это такое?

Не так давно мы писали о явлении, которое назвали «прокси-кинематографом» – процесс, когда создание фильма ведётся тайно или маскируется под иную деятельность. Как пример – ленты My Undesirable Friends Юлии Локтевой и Mr. Nobody Against Putin Павла Таланкина. И вот у нас есть очередной свежий пример в нашу копилку: В 2021 году ТАСС со ссылкой на «Роскино» писало о съёмках фильма Память режиссёра Владлены Санду, крымчанки, чьё детство пришлось на начало чеченского конфликта, который она встретила в Грозном. Отдельно в статье упоминалось, что лента получила грант голландского фонда IDFA Bertha Fund и теперь её производство официально является совместным проектом России, Нидерландов, Косово и Франции. Весной 2022 года Владлена Санду покидает Россию после участия в февральских протестах против СВО и вывозит отснятые в 2020 году материалы фильма в Нидерланды. На дворе конец лета 2025 года, Венецианский кинофестиваль, в программе которого демонстрируется «Память». Европейская пресса поёт

Не так давно мы писали о явлении, которое назвали «прокси-кинематографом» – процесс, когда создание фильма ведётся тайно или маскируется под иную деятельность. Как пример – ленты My Undesirable Friends Юлии Локтевой и Mr. Nobody Against Putin Павла Таланкина. И вот у нас есть очередной свежий пример в нашу копилку:

В 2021 году ТАСС со ссылкой на «Роскино» писало о съёмках фильма Память режиссёра Владлены Санду, крымчанки, чьё детство пришлось на начало чеченского конфликта, который она встретила в Грозном. Отдельно в статье упоминалось, что лента получила грант голландского фонда IDFA Bertha Fund и теперь её производство официально является совместным проектом России, Нидерландов, Косово и Франции.

Весной 2022 года Владлена Санду покидает Россию после участия в февральских протестах против СВО и вывозит отснятые в 2020 году материалы фильма в Нидерланды.

На дворе конец лета 2025 года, Венецианский кинофестиваль, в программе которого демонстрируется «Память». Европейская пресса поёт дифирамбы «украинскому режиссёру» Санду, которая из Амстердама наблюдает как «обе мои родины – Крым и Чеченская Республика – остаются под оккупацией» и попутно признаётся в том, что для получения разрешения на съёмки фильма в Чечне ей пришлось написать поддельный сценарий. Вот её слова:

«Официальная» концепция фильма – радикально-патриотическая. На бумаге «Память» должна была стать данью памяти своему деду Михаилу Александровичу, ветерану Великой Отечественной войны.

И ещё:

Проверить материал до монтажа было невозможно – «Память» снимали на 16-мм пленку, и цель у этого была не только художественная.

По утверждению режиссёра, полный сценарий и настоящую идею фильма не знала и большая часть съемочной группы:

«Я защищаю свою команду. Многие из них еще живут в России. В действительности так и было – они не знали концепцию сценария. Я не могла подставить людей, с которыми работала. Я прошу прощения у каждого. Все, что я могу сказать — во всем виновата я».

Вопрос о том, какой из сценариев фильма Санду показывала в «Роскино», остаётся открытым.

НИИ Медиапром - подписаться на канал