Из всех десяток, которые я публиковал, вот эта, пожалуй, в большей степени выделяется моей кажущейся беспринципностью (всеядностью). Автора можно подвергнуть остракизму и отписаться от канала на всю жизнь (или до следующей "десятки", которые, простите, пожалуйста, я публикую редко из-за больших нагрузок разного рода).
В которой раз уточню, дорогие читатели, любители киноискусства: это не подборки ЛУЧШИХ или ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫХ фильмов. Я не возьмусь составлять такие подборки, особенно с 80-х годов прошлого века. Тут уже всё заползает на всё: высоко(лобое) искусство лобных долей мозга на попкорнмассовое кино отделов лимбической системы. Всё запутано в доме Кинообломовских. Все озадачены и счастливы одновременно.
1. "Мать и сын", Германия, Россия, режиссёр Александр Сокуров
"Друг пригласил меня на предварительный просмотр русского фильма в Сохо. Я спросил его, что это за фильм, и он ответил: «В общем-то, ничего там не происходит, но потом один человек умирает. Пошли, тебе понравится». Этот фильм вышел на английские экраны благодаря моему другу, и я почувствовал, что обязан пойти. Высидеть до конца русский фильм — чего не сделаешь ради друга!
Я опоздал и пробирался в первый ряд, когда начальные титры уже заканчивались. Десять минут спустя я начал беззвучно плакать, и это продолжалось со мной в течение всех оставшихся семидесяти трех минут."
Ник Кейв, рок-музыкант, композитор, поэт, писатель
Забегая вперёд. У Сокурова есть и фильм "Отец и сын", 2003 года.
2. "Жизнь прекрасна" / La vita è bella, Италия, режиссёр Роберто Бениньи
Один мой друг, человек насмотренный и умный, терпеть не может этот фильм. Если я правильно понимаю его мотивы — нельзя говорить о холокосте так... поверхностно, нельзя трагедию превращать в трагикомедию. Непозволительно. Мой друг в своей оценке, конечно, не одинок. Некоторые критики высказываются в таком роде: «сентиментальная фантазия Бениньи уменьшает страдания жертв Холокоста» (Тим Доусон, Би-би-си). Комедиограф Мел Брукс сказала, что Бениньи не понимает, что юмор неприемлем в этой теме, так как он сам не еврей и члены его семьи не были убиты в концентрационных лагерях.
Я с ним не согласен. Я на стороне Нобелевского лауреата по литературе венгерского писателя Имре Кертеса, который утверждает: те, кто считает фильм комедией, а не трагедией, упускают смысл фильма. И да, я согласен с его же мнением, что в кино существует явление, которое можно назвать "конформизмом Холокоста".
Другое дело, что когда вы будете смотреть (пересматривать) этот потрясающий фильм, помните о "Шоа" Клода Ланцмана, выдающемся документальном фильме продолжительностью 566 минут. Почему об этом желательно помнить? Чтобы принять, что о трагедии можно и важно говорить по-разному, если в сердцевине художественного высказывания — призыв к милосердию, стойкости и любви.
А папа Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) числил "Жизнь прекрасна" в числе фильмов, которые для него важны. Другие (на всякий случай, для любознательного читателя): "Беглец" Джона Форда, "Дневник сельского священника" Робера Брессона, "Назарин" Луиса Бунюэля, "Я исповедуюсь" Альфреда Хичкока.
3. "Перемирие" / La tregua, Франция, Италия, Германия, Швейцария, режиссёр Франческо Рози
Эта историческая драма — последний фильм именитого итальянского режиссёра Франческо Рози, который снимал социальные притчи, а в юности был арестован за выступления против нацистов, бежал из плена, был участником движения Сопротивления, в общем, имеет своё счёт к фашизму.
В фильме рассказана история возвращения из плена на родину бывших узников концлагеря "Аушвиц", узников, освобождённых советскими войсками. Они возвращаются домой, в Италию через всю Европу и сталкиваются не только с проблемами, так сказать, бытового плана (отсутствии транспорта, пропитания), но и с тем, что в психологии называются ПТСР — постравматическим стрессовым расстройством. Это фильм — о важности сохранения милосердия, само- и взаимоуважения, о взаимопомощи в условиях огромного духовно-нравственного и физического напряжения.
4. "Куб" / Cube, Канада, режиссёр Винченцо Натали
И вот мы попали в первую западню.
С какой стати этот популярный и влиятельный хоррор в списке? Да потому, что этот фильм задал совершенно новый уровень демонстрации "ужасного ужаса" в мировом кинематографе. За обстоятельствами, которые кажутся абсолютно иррациональными, брезжит, а потом уже поднимается во весь рост злодейский расчёт. И даже осознавая вместе с героями фильма алгоритм, который позволяет выйти из ситуации хотя бы кому-то из персонажей, мы осознаём, насколько эта рациональность писана вилами по воде экзистенциального хаоса. Потому, что там, за алгоритмам так и сквозит нечто совершенно непостижимое, бесчеловечное и оттого ещё более "ужасно-преужасное".
И сиквелы это, пожалуй что, подтвердили.
А знаете ли вы, что имена всех персонажей фильма выбраны не случайно и взяты из названий различных тюрем?
В общем, после этого фильма мы с лёгким головокружением выходим на свежий воздух, щуримся на солнце или стряхиваем попавшие на нос дождевые капли, либо снежинки, с хрустом откусываем от яблока, целуем дорого человека рядом и думаем что-то вроде: "Ничего подобно, Винченцо, жизнь — прекрасна!".
5. "Вкус вишни" / طعم گیلاس, Иран, Франция, режиссёр Аббас Киаростами
Один из самых влиятельных в киномире кинорежиссёр из Ирана Аббас Киаростами снял один из лучших фильмов 90-х годов, фильм о ценности жизни, о смыслах, которыми мы наделяем жизнь и с помощью которых формируем себя, воссоздаём из страха, отчаяния, предубеждений и экзистенциальной тоски.
Думая об этом фильме, хочется привести слова Жан-Люка Годара: "Фотография – это правда. А кино – это правда 24 кадра в секунду".
"Вкус вишни" называют последним шедевром авторского кино XX века.
"Никакая мать не может сделать так много для своих детей, как Бог делает для своих созданий. Вы хотите сдаться, отказаться от всего этого? Вы хотите отказаться от вкуса вишен?…" — говорит один старый человек главному герою фильма, который собирается совершить самоубийство.
А что такое этот вкус вишни, что он значит для каждого из нас?
6. "Шоссе в никуда" / Lost Highway, США, Франция, режиссёр Дэвид Линч
Безумству храбрых поём мы безумно.
Линч наш, Дэвид дошёл до точки невозврата, но останавливаться на ней не стал и отправился дальше, за следующими фильмами.
"Шоссе в никуда" не понял почти никто. А те, кто понял, себе это внушили. Другое дело — интерпретировать. Куча мала интерпретаций. У меня вообще есть подозрение, что для того, чтобы интерпретировать совсем не обязательно понимать. Это видно по кандидатским и особенно докторским диссертациям гуманитарных дисциплин нашего времени.
Говорят, правда, что есть те, кто фильм Линча понял. Среди них, конечно, сам Линч, который вообще уверял, что рассказал "историю прямолинейную", стоит только присмотреться. Действительно, стоит.
Более-менее точно можно сказать, что в начале появляется мужчина, испытывающий проблемы с потенцией, а потом уж как хотите.
Знаменитый критик Роджер Эберт сказал, что фильму недостаёт ясности. Это очень мягко, деликатно сказано.
"Шоссе в никуда" — фильм Мёбиуса.
Вместе с тем, пел же Дима Билан, вдохновлённый шедевром Дэвида Линча: "Я знаю точно: невозможное возможно".
7. "Умница Уилл Хантинг" / Good Will Hunting, США, режиссёр Гас Ван Сент
Совсем другое дело! Вот как я пытаюсь запрячь в одну повозку кино 1997 года и коня, и трепетную лань, и гиппопотама, и кролика.
Итак, шестой фильм в прошлом "независимого" режиссёра американского кино понятен, пристоен, успешен, а всё потому, что мил.
Он рассказывает историю математического гения, освобождённого по УДО, который работает в уборщиком в университете, а после работы выпивает с друзьями.
Недолго ему выпивать. Скоро подхватит его под белы рученьки профессор Ламбо и умница Уилл, преодолевая детско-юношеские травмы, начнёт совершенствоваться в науке, а главное — в личной жизни.
Исполнитель главной роли Мэтт Дэймон и начал писать сценарий будущего фильма в качестве задания по курсу кинодраматургии. А потом уж продолжил вместе с Беном Аффлеком.
Если бы не было "Титаника", к которому я бесстрашно подбираюсь, "Умница Уилл Хантинг" собрал бы щедрый урожай "Оскаров", а так только девять номинаций и две победы (Робину Уильямсу, за роль второго плана и за лучший оригинальный сценарий, между прочим!).
8. "Титаник" / Titanic, США, режиссёр Джеймс Кэмерон
Где же на фото Леонардо? Неужели, Джеймс на нём стоит?
В своё оправдание мне сказать нечего. Особенно после Стивена Кинга: "Как-то раз, после того как я перенес тяжелую болезнь в госпитале и вернулся домой, я сел смотреть «Титаник». Никогда в жизни я так остро не чувствовал наносимый моему мозгу ущерб".
Нет, могу сказать. Кэмерон кто угодно, но точно не халтурщик. Он какой-то зевес Голливуда, покрошивший разных титанов. Он может всё, кроме того, что не может категорически. Он не может снимать не зрительское кино.
А потом — Леонардо! Милый ирландец Джек Доусон ди Каприо! Как не вздохнуть о нём одной половине человечества, а другой как не расправить плечи, бегло мысля, что главное — не оказаться хоть и в нужном месте, но в ненужное время.
9. "Угорь" / うなぎ, Япония, режиссёр Сёхэй Имамура
Припечатаю список двумя азиатскими фильмами.
Сёхэя Имамуру многие знают, в основном, по выдающейся "Легенде о Нараяме". Но вот вам, друзья, "Угорь" с главным героем — клерком, который жил благопристойным обывателем, а когда узнал из письма (возможно, облыжного) о том, что его супруга изменяет, взял да и убил свою жену.
И это история не о том, что человек скрывается от правосудия или о муках раскаяния. Это история о том, как человек нашёл себе друга, который понимает его лучше кого бы то ни было и которому человек может рассказать всё самое важное. И друг этот — угорь.
Вместе со "Вкусом вишни" именно "Угорь" получил в 1997 году в Каннах главный приз — Золотую пальмовую ветвь.
10. "Фейерверк" / 花-火, Япония, режиссёр Такэси Китано
Вот и финальный залп.
Я начал обзор этого года длинной цитатой, а завершу тоже цитатой, только покороче.
Критик Михаил Брашинский о фильме "Фейерверк":
"Эффект редчайший: за два часа всю душу вынули, а вернули на место уже немного другой. Так работают только шедевры".
Главный герой фильм увольняется из полиции после трагического случая во время задержания...
А далее — смотрите. Или пересматривайте.