Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны, и тем интереснее их разнообразие.
Сегодня наша гостья – Лариса Юстус. Лариса – лидер Digital Mafia Club, коммерческий директор Brandquad, персональный член АРИР и со-председатель комитета E-Retail media.
Лариса, что для тебя понятие «мир Digital»?
Digital – это технологии, интернет и гаджеты, которые прочно вошли в нашу повседневную жизнь, сделав её более доступной, удобной и быстрой. С точки зрения индустрии, мир digital – это пространство, в котором работают яркие, харизматичные, креативные, профессиональные люди. Они способны менять реальность: создают инновационные продукты и формируют будущее с помощью технологий.
Как ты попала в сферу Digital?
У меня 25-летний опыт работы в B2B. Всё началось с дистрибуции в сегментах pharma, DIY, бытовая техника, электроника, HouseHold. Я занималась коммерцией и развитием. Как поставщик, сотрудничала с крупным ритейлом, включая Ozon – ещё на этапе запуска их маркетплейс-модели (кстати, была приглашена как партнёр на открытие первого склада Ozon в Твери).
В 2012 году решила сменить сферу и перешла в digital: с нуля погрузилась в рекламную индустрию. Рекламный вайб оказался для меня новым, но интересным: классные люди, без костюмов, в драных джинсах, создающие рекламу в интернете. Мой опыт построения бизнес-структур и коммерции помог мне запустить региональное направление привлечения крупных рекламодателей в агентстве iConText, где я прошла путь от директора по развитию до руководителя всей коммерческой функции группы. За 7 лет удалось поучаствовать в становлении performance-рынка: наблюдала рост инвентаря, новых площадок и форматов, трансформацию ритейла в рекламодателя и источник трафика.
В 2021 году, в качестве founder’а и коммерческого директора, присоединилась к команде Eshopmedia. Развивала retail media: от создания рекламного инвентаря на e-com платформах до его дистрибуции. Получила ценный опыт – и как технологический партнёр по созданию нового рекламного инвентаря, и как реселлер.
С 2025 года являюсь сопредседателем комитета E-Retail Media в АРИР.
Когда-то я была на стороне бренда, работала с дистрибьюторами. Затем перешла в рекламу и технологии. А сейчас я – на стороне сервиса, с которого начинается путь любого товара на цифровой полке, и аналитики, помогающей бренду быть эффективным в e-commerce.
Digital и e-commerce вдохновляют меня и заряжают. Это то, чем я планирую заниматься в дальнейшем. Это – моя экспертиза и страсть.
Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.
В июле 2025 года я присоединилась к команде Brandquad в роли коммерческого директора. Brandquad – это целая экосистема IT-продуктов с использованием AI, созданная для управления данными и автоматизации процессов в e-commerce, маркетинге и PR. Да, это тоже про digital.
Продукты Brandquad помогают выводить товары на цифровую полку в десятки раз быстрее (до 50 раз) и принимать data-driven решения для роста продаж.
Сегодня Brandquad объединяет PIM и DAM-системы, инструмент аналитики цифровой полки Digital Shelf Analytics, а также новую для рынка платформу – AMS Mediaquad. AMS упрощает согласование любых макетов – от упаковки до рекламных материалов для digital и оффлайн-каналов. Всё начинается в цифре, где макет создаётся, дорабатывается и утверждается, а затем превращается в финальный продукт – например, упаковку реального товара.
Какие слабые места/проблемы ты видишь в digital-сфере в России?
Среди ключевых проблем рынка выделю:
- Дефицит кадров
Кадровый голод – это уже перманентное явление в digital. Сложные рекламные продукты, высокие требования со стороны рекламодателей, скорости и объёмы коммуникаций либо приводят к выгоранию, либо становятся барьером для входа в профессию. Тем не менее, рынок активно развивается: digital преподается в вузах, реализуются программы стажировок, и отрасль постепенно формирует новую генерацию специалистов.
- Ограниченность рекламного инвентаря
Нехватка рекламного инвентаря и трафика частично компенсируется за счёт появления новых каналов, в том числе активного развития ритейл-медиа.
- Вопросы регулирования отрасли
Что касается регулирования, наиболее острым вопросом остается налог на рекламу, который может существенно повлиять на развитие рынка в ближайшие годы.
Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?
Для меня важна осознанность в выборе проекта, частью которого я становлюсь – имеет значение, какой это продукт, какую ценность он несёт и как влияет на развитие рынка.
Моё активное участие в профессиональных ассоциациях, таких как АРИР, где я являюсь персональным членом и с 2025 года – сопредседателем комитета по E-Retail Media, обусловлено желанием формировать и развивать отрасль. Совместно с ключевыми игроками – площадками, рекламодателями, агентствами и сервисами – мы работаем над созданием правил игры, разработкой стандартов и продвижением принципов прозрачности и цивилизованности на рынке.
На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективны в 2026 году?
Ожидаю значительного роста retail media, активного внедрения и влияния искусственного интеллекта на медиарынок, а также широкого применения AI-агентов как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
По моим прогнозам, в ближайшие годы retail media продемонстрирует кратный рост. Произойдет это за счёт расширения рекламного инвентаря и запуска собственных рекламных платформ в категорийном e-commerce. Большие ожидания связаны с FMCG-сегментом и ключевыми игроками, такими как Х5 и Магнит, которые всё активнее развивают собственные digital-инструменты.
Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?
Мне везёт на людей. Если говорить о тех, кто повлиял на мой профессиональный путь и выбор, то в digital это, в первую очередь, Саша Симановский и Маша Черницкая – они открыли для меня дверь в рекламный рынок.
Игорь Лутц и Женя Щепелин пригласили меня развивать бизнес в e-commerce и retail media. Именно они сыграли ключевую роль в моём переходе в эту сферу.
Отдельно отмечу Сашу Кубанеишвили – человека, который создал одно из крупнейших и сильнейших сообществ в индустрии – Digital Club. Благодаря ему уже третий год существует и развивается Digital Mafia Club, который я организовала в рамках этого сообщества.
Бывали ли у тебя в работе кризисы? Как ты их преодолевала?
Мне повезло жить в эпоху перемен – я помню кризисы 1998, 2008, 2014, 2020 и 2022 годов.
Если говорить о периоде работы в digital, за это время я пережила три серьёзных кризиса. Мой главный урок – действовать быстро, с холодным сердцем и ясной головой, но при этом всегда оставаться человеком.
Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?
Люди делают бизнес с людьми. Бизнесы строятся не только на взаимных финансовых интересах, но и на сильных межличностных отношениях – как с партнерами, так и внутри команды. Успех любой компании зависит от качества взаимодействия между людьми.
В сотрудниках важны не только профессиональные навыки, но и умение работать в команде, доверять, поддерживать. Только с такими людьми можно достичь сверх результатов.
Я не боюсь брать в команду специалистов сильнее и опытнее себя – наоборот, считаю это преимуществом. В своей работе ориентируюсь на формат «спортивной команды».
Перечисли, пожалуйста, самые часто используемые приложения на твоем телефоне.
Яндекс почта, Mattermost, Telegram, Rummikub.
Продолжи фразу: Россия – страна…
…невероятных, талантливых людей и возможностей.
Если бы ты написала книгу, о чем бы она была?
Я бы написала историю своей семьи. Уверена, она получилась бы захватывающей. В ней переплетаются множество событий: эмиграция части семьи в Канаду в 1918 году, репрессии 1939-го, переселение в Казахстан, разделение между Германией и Россией. В наших корнях – немецкие, французские и польские линии, а сама история полна неожиданных поворотов. И, конечно, она продолжается.
Какое воспоминание делает тебя счастливой?
Счастье для меня – это семья, друзья и путешествия.
Одно из самых ранних воспоминаний: мне три года, и дедушка сажает меня в «копейку» – Жигули. До сих пор помню восторг от запаха рыжей кожаной обивки и ощущения движения. Возможно, именно тогда зародилась моя любовь к автомобилям и скорости.
Из путешествий особенно запомнилась Исландия. Это просто космос и другая планета: айсберги, киты, водопады.
У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?
Если над нами небо, то очень хотела бы побывать и через 3, и через 10 лет в космосе. :) А вообще вижу себя в эти периоды успешной и счастливой.
Какой финальный вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?
Есть ли у тебя мечта?
Представь, что я его задала. Каким будет ответ?
Путешествие на Северный полюс.
Читайте также:
Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈