Одним из них был Стефан Мрачковский. Дипломированный юрист, владеющий европейскими языками, он был ценным кадром для военной разведки молодой Советской Республики.
Отец его - рабочий на кожевенной фабрике, сумел дать сыну отличное образование. Стефан закончил юрфак Харьковского университета. В 1905 году он вступил в партию большевиков.
После Октябрьской революции Мрачковский возглавил ревком в городе Елисаветград на Украине. Власть в малороссийских губерниях менялась в те годы стремительно: то махновцы, то белые, то петлюровцы. Стефан держал связь с красными партизанами. В 1919 году он был арестован деникинцами. Ему удалось сбежать в Москву.
Там Мрачковский стал работать сначала в Наркомате иностранных дел, а потом перешел в военную разведку. Тогда у ее руководства возникла идея создать за границей сеть международных коммерческих предприятий, чтобы использовать их в качестве "крыши" для работы советских разведчиков. Поручили это непростое дело Мрачковскому. В него вложили несколько сотен тысяч золотых рублей.
В те годы первой страной Европы, которая признала Советскую Россию и начала торговать с ней была Веймарская Германия. Мрачковский выехал туда с семьей под чужим именем . Его включили в совет директоров нескольких крупных советско-германских фирм и он начал "торговать" химической продукцией.
Коммерческие дела пошли у Мрачковского успешно. География международной сети возглавляемых им коммерческих предприятий, расширилась. Они действовали на только в Европе, но и в Америке и на Ближнем Востоке. Уже за год Мрачковский окупил вложенную в дело сумму, вышел в плюс, и начал зарабатывать. Ежегодно перечислял в бюджет нашей страны до миллиона долларов.
На главных постах его коммерческих фирм трудились агенты советской военной разведки. Они собирали информацию о состоянии вооруженных сил в Западной Европе и передавали ее в Москву. Одновременно сеть была источником поступления валюты в бюджет нашего государства. На эти средства в предвоенные годы мы приобретали за рубежом новейшие образцы военной техники и вооружения.
Руководитель военной разведки Ян Берзин высоко ценил заслуги Мрачковского. В 1935 году ему было присвоено звание корпусного комиссара, что равнозначно званию генерал-лейтенанта.
Война застала нашего разведчика во Франции. Он был арестован коллаборационистами режима Виши и отправлен в концлагерь. Ему удалось освободиться и он выехал в США. Там у него состоялся непростой разговор с новым руководителем военной разведки Голиковым. Тот приказал ему сворачивать работу и вернуться домой.
В 1942 году Мрачковский вернулся, предварительно переведя пару миллионов долларов в СССР. На родине его ожидал арест и допросы. Мрачковского обвинили в том, что он, якобы, раскрыл сеть немецкой разведке, а её фирмы оказались засорена ее агентами. Не просто разведчику доказать свою невиновность, находившись некоторое время в руках вражеской контрразведки.
Мрачковский не признал обвинение. Он провел в тюрьме долгие годы, ожидая решения суда. Тот приговорил его к 15 годам заключения. Этот приговор был отменен после смерти Сталина. Разведчику вернули его честное имя, только здоровье не вернулось .
Только в 1964 году про него вспомнили. Анастас Микоян и начальник ГРУ Петр Ивашутин посетили Стефана Иосифовича и вручили разведчику орден Ленина.
Ветеран Военной разведки умер в 1967 году. Ему было 68 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.