Найти в Дзене

Почему мать всю жизнь заставляла её стыдиться себя?

— Ну что, приехала к старухе побираться? — Нина Михайловна даже не подняла глаз от телевизора, когда Вера вошла в дом с чемоданом.

— Мам, я же объяснила — квартиру сдала, денег нет на новую. Только на месяц, пока не найдется что-то подешевле, — Вера Андреевна поставила чемодан у порога, чувствуя, как знакомый холодок пробегает между лопатками.

Сорок пять лет, а всё как в детстве — мамино неодобрение ощущалось физически, как сквозняк.

— И чего тебе моя мать обещала? Что возьмет на шею еще одну нахлебничку? — Нина отложила пульт и наконец посмотрела на дочь. В ее глазах читалось привычное раздражение, смешанное с усталостью. — Тебе уже сорок пять, Вера. В твоем возрасте нормальные женщины обеспечивают родителей, а не клянчат приют.

— Я работаю медсестрой, мам. Зарплата маленькая, а после развода...

— После развода нужно было думать, где жить, — резко перебила Нина. — А не бегать по сайтам знакомств в поисках очередного принца.

Вера сжала челюсти. Мать умела бить точно в цель. Да, была пара неудачных попыток устроить личную жизнь после развода. И что? Разве она не имела права на счастье?

— Где бабушка? — спросила она, решив не продолжать этот разговор.

— В огороде возится. В свои семьдесят два года не может сидеть спокойно, — Нина вздохнула и снова уткнулась в телевизор. — Комната твоя прежняя. Только не шуми — у меня давление скачет.

Вера взяла чемодан и поднялась на второй этаж. В детской комнате пахло нафталином и прошлым. На стенах висели те же самые фотографии: она в школьной форме, в медучилище, свадебная с Андреем. Счастливые лица, которые теперь казались чужими.

Она села на кровать и посмотрела в окно. Бабушка Екатерина Семеновна копалась на грядках, несмотря на октябрьскую прохладу. Седые волосы выбивались из-под платка, спина была согнута, но движения оставались уверенными.

Вера чувствовала себя чужой в родном доме. Всегда чувствовала. Как будто между ней и семьей существовала незримая стена, которую она не могла ни преодолеть, ни понять.

В детстве ее дразнили цыганкой — за темные волосы, карие глаза, смуглую кожу. Мать всегда злилась на эти прозвища, требовала не обращать внимания. "Ты не цыганка, ты нормальная девочка", — повторяла она, как заклинание.

Но почему тогда Вера всегда чувствовала себя неправильной? Почему ее тянуло к музыке, к танцам, к ярким цветам, а мать постоянно одергивала: "Не размахивай руками", "Не пой так громко", "Надень что-то скромнее"?

— Верочка! — раздался голос бабушки снизу. — Спускайся, чай поставила!

На кухне пахло свежими оладьями и мятой. Екатерина Семеновна суетилась у плиты, то и дело поглядывая на внучку теплыми голубыми глазами.

— Похудела ты, — покачала головой бабушка. — Плохо выглядишь. Этот развод совсем измотал?

— Да не только развод, баб. Жизнь как-то... не складывается, — Вера обхватила горячую кружку ладонями. — Иногда кажется, что я живу чужую жизнь. Понимаешь?

Екатерина Семеновна замерла, держа в руках чайник. В ее взгляде мелькнуло что-то тревожное.

— Что ты имеешь в виду?

— Не знаю даже... — Вера пожала плечами. — Всю жизнь чувствую себя не на своем месте. В школе, в семье, в браке. Как будто я ношу чужую одежду, которая не по размеру. А еще эта тяга к музыке, к путешествиям... Помнишь, как я в детстве мечтала убежать с цирком? Мама так ругалась.

Бабушка поставила чайник на плиту и тяжело опустилась на стул напротив.

— Вера... — начала она осторожно. — А ты никогда не задавалась вопросом, почему у тебя такая внешность? Почему ты так не похожа на нас с мамой?

— Задавалась. Мама говорила, что я в дедушку пошла. В твоего мужа. — Вера внимательно посмотрела на бабушку. — А почему ты спрашиваешь?

Екатерина Семеновна молчала долго, перебирая пальцами край скатерти. В ее глазах боролись решимость и страх.

— Может, пора рассказать правду, — прошептала она наконец. — Всё равно Нина меня убьет за это...

— Какую правду, баб?

Бабушка встала и подошла к старому буфету. Достала из дальнего угла небольшую жестяную коробку, покрытую ржавчиной. Внутри лежали старые документы, пожелтевшие фотографии, письма.

— Вот, — она положила перед Верой фотографию. — Это твой дедушка. Мой муж.

На снимке был красивый мужчина с темными волосами и глазами, в которых плясали веселые огоньки. Лицо смуглое, черты резкие, характерные. Вера почувствовала, как сердце пропустило удар.

— Он... он цыган?

— Да, — тихо кивнула Екатерина Семеновна. — Его звали Михаил. Мы познакомились в сорок первом, когда я работала в госпитале. Он лежал раненый, а я за ним ухаживала. Влюбились сразу, как в кино. Поженились в сорок втором, когда родилась Нинка.

Вера смотрела на фотографию, и мир вокруг начинал приобретать новые очертания. Все встало на свои места — ее внешность, характер, странная тяга к свободе.

— Почему мама никогда не рассказывала?

Бабушкино лицо потемнело.

— Она стыдилась. Михаил умер, когда Нинке было пять. А вокруг начались разговоры... Знаешь, как тогда к цыганам относились. Да и сейчас не лучше. Нинка с детства слышала насмешки, стала стыдиться отца. А потом уже и нас заставляла молчать.

— Но почему? — голос Веры дрожал от обиды. — Я же дочь твоего сына! У меня было право знать!

— Нина боялась, что ты тоже будешь страдать. Хотела, чтобы ты была обычной девочкой, без этого клейма, — бабушка вытерла глаза рукавом. — Она думала, что так будет лучше.

Вера чувствовала, как внутри поднимается волна ярости. Сорок пять лет жизни, и она только сейчас узнает, кто она такая? Сорок пять лет она винила себя в том, что не может быть "нормальной", как требовала мать?

— Где еще документы? Фотографии? — спросила она, стараясь говорить спокойно.

Бабушка достала из коробки еще несколько снимков. Дедушка с гитарой, дедушка с маленькой Ниной на руках, дедушка и бабушка в день свадьбы — молодые, счастливые, влюбленные.

— Он играл на гитаре, пел, — рассказывала Екатерина Семеновна. — Такой талантливый был, душа компании. А как танцевать умел! Нинка маленькая была, а уже в пляс пускалась, когда отец играл. Потом стала стесняться, а после его смерти вообще запретила вспоминать.

— Значит, и мама умела танцевать? — Вера не могла представить свою строгую, всегда подтянутую мать в танце.

— Умела. И пела хорошо. Но похоронила всё это вместе с Михаилом. Сказала, что это "цыганские замашки", от которых нужно избавляться.

Вера листала фотографии, и каждая открывала новую грань ее истинной личности. Вот откуда эта любовь к музыке, к ярким цветам, к свободе! Вот почему она всегда чувствовала себя чужой в мире серых правил и условностей!

— А мама знает, что ты мне рассказываешь?

Бабушка покачала головой:

— Нет. И убьет меня, когда узнает. Но я устала молчать, Вера. Устала видеть, как ты мучаешься, не понимая себя. У тебя есть право знать, кто твой дедушка, откуда твои корни.

В этот момент в кухню вошла Нина. Взгляд ее сразу же упал на разложенные на столе фотографии. Лицо побледнело, а потом залилось красным.

— Мама! — голос ее сорвался на визг. — Что ты делаешь?!

— То, что должна была сделать давно, — спокойно ответила Екатерина Семеновна. — Рассказываю внучке правду о ее дедушке.

Нина бросилась к столу, хватая фотографии:

— Убери это! Немедленно убери! — она оборачивалась к Вере, в глазах плескалась ярость. — И ты! Забудь всё, что услышала! Это ложь, понимаешь? Твой дедушка был обычным человеком!

— Мам, успокойся, — Вера попыталась взять мать за руку, но та отдернулась.

— Не прикасайся ко мне! — кричала Нина. — Я знала, что это случится! Знала, что ты не сможешь оставить прошлое в покое! — она показывала пальцем на Екатерину Семеновну. — Сорок лет мы скрывали эту позорную историю, а ты всё разрушила!

— Какая позорная история? — Вера встала, чувствуя, как в груди разгорается огонь. — То, что мой дедушка был цыганом? То, что у меня есть корни, культура, история?

— У тебя нет никаких корней! — визжала Нина. — Ты обычная русская женщина! И не смей позорить нашу семью этими... этими...

— Этими чем? — голос Веры стал холодным. — Договаривай, мам. Чем именно я позорю семью?

Нина замолчала, поняв, что зашла слишком далеко. Но было поздно. Слова уже были сказаны.

— Ты думаешь, я не понимала, почему ты всегда меня стыдилась? — продолжала Вера. — Почему запрещала петь, танцевать, носить яркую одежду? Почему заставляла быть серой и незаметной? Ты боялась, что во мне проявится цыганская кровь!

— Я хотела защитить тебя! — крикнула Нина. — Хотела, чтобы ты была нормальной! Чтобы над тобой не смеялись, как надо мной в детстве!

— Защитить? — Вера рассмеялась горько. — Ты меня калечила! Заставляла стыдиться себя, своих желаний, своей натуры! Я всю жизнь чувствовала себя неполноценной, думала, что со мной что-то не так!

— Ничего с тобой не было не так! Ты была нормальным ребенком, пока она — Нина ткнула пальцем в сторону матери, — не напомнила тебе об этом... об этом...

— О моем дедушке, — закончила за неё Вера. — О человеке, которого ты стыдишься до сих пор. О части меня, которую ты пыталась убить.

Нина опустилась на стул, закрыв лицо руками:

— Ты не понимаешь... Ты не знаешь, каково это... Жить с клеймом... Слышать шепотки за спиной... "Цыганка", "воровка", "грязная"... Я не хотела, чтобы ты через это проходила...

— А я прошла через другое, мам, — тихо сказала Вера. — Я прошла через годы ненависти к себе. Через ощущение, что я чужая в собственной семье. Через попытки стать тем, кем не являюсь.

Она собрала фотографии в стопку, бережно держа их в руках.

— Знаешь, что самое печальное? Я могла бы гордиться своим дедушкой. Он был талантливым, смелым человеком. Он сражался на войне, любил семью, дарил радость людям. А ты превратила его память в стыд.

Нина подняла заплаканные глаза:

— Вера... я хотела как лучше...

— Нет, мам. Ты хотела как удобнее. Тебе было удобнее стыдиться и заставлять стыдиться меня, чем бороться с предрассудками.

Вера направилась к выходу, но у дверей обернулась:

— Знаешь, что я сейчас понимаю? Почему мой брак распался. Я пыталась быть удобной женой, какой ты меня воспитала. Серой, покорной, без желаний. Но это не я. Настоящая я — это дедушкина внучка. С цыганской кровью, с тягой к свободе, к музыке, к жизни.

— Куда ты идешь? — испуганно спросила Нина.

— К себе. Собираться. Завтра уезжаю.

— Но у тебя нет денег на квартиру!

— Найду. Буду снимать комнату, буду жить в общежитии, буду ночевать у коллег. Но не буду больше жить в доме, где меня стыдятся.

На пороге Вера остановилась и посмотрела на бабушку:

— Спасибо, баб. За правду. Лучше поздно, чем никогда.

Екатерина Семеновна кивнула, не говоря ни слова. В ее глазах стояли слезы, но были и облегчение, и гордость за внучку.

Вера поднялась в свою комнату и начала складывать вещи. За окном уже начинало темнеть, и в душе было тяжело. Она потеряла семью, но обрела себя. Потеряла иллюзии, но нашла правду.

Завтра она расскажет дочери о прадедушке-цыгане. Не будет больше цепи молчания и стыда. Пусть девочка знает, откуда у неё эта любовь к музыке, эти смуглые руки, эти карие глаза.

Вера села на кровать и взяла в руки фотографию дедушки. Впервые в жизни она видела в зеркале не чужое лицо, а родное. Наконец-то она знала, кто она такая.

Цыганская кровь. Не стыд, а гордость. Не проклятие, а дар. Дар быть собой, несмотря ни на что.

В кармане зазвонил телефон. Сообщение от коллеги Дениса Петровича: "Вера, есть вариант комнаты в центре. Недорого. Хозяйка — пожилая музыкантша, ищет тихую соседку. Подойдет?"

Вера улыбнулась сквозь слезы. Музыкантша. Как символично. Она быстро набрала ответ: "Подойдет. Спасибо."

Может быть, это было знаком. Может быть, пора было не только узнать правду о своих корнях, но и жить в соответствии с ней.

Она закрыла чемодан и в последний раз оглянула комнату детства. Завтра начиналась новая жизнь. Жизнь без стыда, без притворства, без попыток быть чужой.

Жизнь цыганской внучки, которая наконец-то нашла дорогу домой. К себе.