Найти в Дзене
Маркин у руля

У людей открылись глаза? Люди начали сдавать почти новые Лады пачками — менеджер трейд-ина рассказал почему так происходит

Оглавление

На днях мы с товарищем заехали в один из крупных дилерских центров Haval. Цель была прозаичной — присмотреть ему подержанный Jolion, посмотреть, что вообще предлагают на вторичке. Мы не спеша бродили по огромной площадке с автомобилями с пробегом, и в какой-то момент я поймал себя на странном ощущении. Что-то здесь было не так. Потребовалось несколько минут, чтобы понять, что именно меня смутило: аномально большое количество автомобилей Lada.

Нет, не старых, уставших «десяток» или «Приор». Вся площадка была буквально уставлена свежими, почти новыми «Ладами». Вот стоит ряд «Грант» 2023-2024 годов, с пробегами по 15-20 тысяч километров. Чуть дальше — блестящие Lada Vesta NG, тоже годовалые, в богатых комплектациях. Были и дорестайлинговые «Весты» в идеальном состоянии. Они стояли здесь, на площадке китайского бренда, как молчаливый укор. Как будто их только что привезли и бросили.

Картина была настолько странной, что мы отвлеклись от поисков «Хавейла». Вопрос повис в воздухе. Почему? Почему люди, которые всего год-два назад стояли в очередях за этими машинами, теперь так массово от них избавляются? У людей открылись глаза? Мы нашли одного из менеджеров отдела трейд-ин, который как раз принимал очередную «Весту», и разговорились. Его ответ оказался честным, развернутым и очень неутешительным для нашего автопрома.

«Три всадника апокалипсиса для Lada»: откровения менеджера

«Вы не первые, кто это заметил, — усмехнулся менеджер, кивнув на ряды отечественных машин. — У нас сейчас каждая третья машина в трейд-ин — это Lada с пробегом до 50 тысяч. Люди сдают их пачками. И если обобщить, то причин, по сути, всего три. Мы их между собой называем „три всадника“: разочарование, кредиты и китайцы».

Причина №1: Разочарование. «Ожидали иномарку, а получили Ладу».

«Первая и, пожалуй, самая частая причина — банальное разочарование, — начал менеджер. — Особенно это касается владельцев новых Vesta NG. Понимаете, АвтоВАЗ долго подогревал интерес, обещал прорыв, почти иномарку. Люди, насмотревшись рекламы, приходили, платили 1,8-2 миллиона и ждали чуда. А чуда не происходило».

-2

По его словам, владельцы сталкиваются с кучей мелких, но раздражающих проблем, которых не ожидаешь от машины за такие деньги. Пластик в салоне начинает скрипеть через пару месяцев. Мультимедиа может зависнуть или перезагрузиться на ходу. Качество сборки «плавает» от машины к машине: у кого-то все ровно, а у кого-то зазоры с палец и двери закрываются с разным усилием.

«Приезжает мужик на Весте с пробегом 10 000 км, — продолжает менеджер, — и чуть ли не кричит: „Заберите ее! Я устал! У меня вариатор гудит на холодную, сверчок в панели завелся, а дилер говорит, что это норма!“. Он отдал за нее почти два миллиона, а по ощущениям получил ту же „Гранту“, только в красивой обертке. Вот это несоответствие цены и реального качества — главный триггер. Люди чувствуют себя обманутыми».

Причина №2: Кредитная кабала. «Платеж больше, чем радость от машины».

«Второй „всадник“ — это кредиты, — вздыхает наш собеседник. — Сейчас ставки по автокредитам просто драконовские, 20-25% — это норма. И вот человек, поддавшись импульсу, берет условную „Гранту“ за 1,2 миллиона в кредит на 5-7 лет. Первые пару месяцев эйфория от новой машины, а потом он садится, считает и понимает, что ежемесячный платеж в 30-40 тысяч — это неподъемная ноша. Радость от покупки проходит, а кредит остается».

-3

По словам менеджера, очень много случаев, когда люди привозят машины с пробегом 5-10 тысяч километров. Они просто не тянут платежи и пытаются избавиться от кредитного бремени, пока банк не забрал автомобиль.

«Они готовы потерять 200-300 тысяч, лишь бы закрыть кредит. Приезжают, мы оцениваем машину, гасим их долг перед банком, иногда им даже ничего не остается на руки. Это грустная история, но очень частая. Люди переоценивают свои финансовые возможности, а потом машина из мечты превращается в обузу».

Причина №3: Китайцы. «А за эти деньги у вас есть что-то получше?».

«Ну и третий, самый мощный „всадник“, который добивает первых двух — это китайцы, — улыбается менеджер, обводя рукой свой автосалон. — И это самая интересная категория клиентов. Человек приезжает к нам на своей годовалой „Весте“ просто на оценку. Мы ему называем цену, он соглашается. А потом задает вопрос: „А что я могу у вас купить, добавив 200-300 тысяч?“. И тут начинается магия».

-4

Мы ведем его к подержанному Haval Jolion. Он садится в него после «Весты» и замолкает. Там салон просторнее, материалы лучше, есть панорамная крыша, камеры 360, адаптивный круиз. Двигатель турбированный, едет бодрее.

«И вот тут у человека в голове щелкает, — говорит менеджер. — Он понимает, что за небольшую доплату он пересаживается из отечественного седана в хорошо оснащенный китайский кроссовер. Он получает больше машины, больше комфорта, больше технологий. И все, решение принято. Он оставляет нам свою „Ладу“ и уезжает на „Хавейле“. У нас таких сделок — каждая вторая».

Так у людей открылись глаза?

Выслушав этот рассказ, я снова посмотрел на ряды почти новых «Лад». И ответ на мой вопрос стал очевиден. Да, у людей открылись глаза. Они увидели, что король-то голый. Что за красивой рекламой и патриотичными лозунгами скрывается продукт, который часто не соответствует своей цене. Они увидели, что на рынке появились сильные конкуренты, которые за те же или чуть большие деньги предлагают несравнимо больше. И они начали голосовать рублем.

-5

Эта ситуация — не просто проблема АвтоВАЗа. Это диагноз всему нашему рынку. Это история о том, как завышенные ожидания, непомерные кредиты и мощная конкуренция создали «идеальный шторм», в котором тонут не только автомобили, но и надежды тысяч покупателей. Это история о том, как рынок, лишившись привычных ориентиров, начал жить по новым, жестким правилам, где вчерашний лидер сегодня может оказаться на обочине. И пока АвтоВАЗ не пересмотрит свою ценовую политику и, что важнее, подход к качеству, ряды почти новых «Лад» на площадках трейд-ин будут только расти.

А что вы думаете? Это временное явление или АвтоВАЗу пора серьезно бить тревогу? Делитесь мнением в комментариях!

Спасибо за внимание, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал!