Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Музыкальные дуэли. Песни Зацепина против песен Гладкова

Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

Есть такой гибридный вид спорта – шахбокс. Интересно! Сначала участники меряются интеллектом, играя в шахматы. Тот, у кого интеллект оказался ниже, имеет возможность отыграться, просто набив обидчику морду. Словом, всё очень гуманно. Мне только непонятно, зачем они для этого уходят на ринг. Прямо за доской было бы интереснее!

Ну да, шахматы – это действительно очень интеллектуально, зато у нас – песни, это гораздо душевнее!

Прочитала, что музыка Штрауса снижает раздражительность. Послушала. По-прежнему хочется кому-нибудь вре́зать, но уже элегантно, вальсируя.

Конкретно к сегодняшним поединкам. Их два. Соответственно, четыре песни-бойца, по два от каждого фильма. Они – представители команд Гайдай-Зацепин-Дербенёв-Золотухин и Захаров-Гладков-Ким-Миронов. Как вы догадались, это песни из двух фильмов с одинаковым названием «12 стульев».

Бой первый. «Танго Остапа» vs «Жестокое танго»

Фильм Леонида Гайдая вышел в 1971-м году, Марка Захарова – в 76-м. Поэтому песни буду представлять по хронологии.

Вообще сто́ит где-то в Сети засветиться этим двум фильмам сразу, тут же начинаются споры, какой из них лучше. Мы, тем более, по поводу фильмов спорить не будем. Пусть песни сами выясняют!

- А я вот никогда ни с кем не спорю.
- Да ну, так не бывает!
- Ну, не бывает так не бывает.

Гайдай песнями в своих фильмах никогда не злоупотреблял, справедливо считая, что они снижают динамику картины. Вот и для «12 стульев» режиссёр запланировал всего две песни, заказав их своим старым напарникам - поэту Леониду Дербенёву и композитору Александру Зацепину.

Дербенёв, как видим, за дело взялся лихо: напихал в песню кучу всяких несовместимостей: на родине пирата соединились реалии двух Америк и Африки (пампасы – Южная Америка, бизоны – Северная, баобабы – Африка).

В «Золотом телёнке» Остап читает Шуре Балаганову статью о Рио де Жанейро, вырезанную из Энциклопедии. Возможно, Леонид Дербенёв решил подчеркнуть сумбур Остапа в географических познаниях.

«Птичка на ветвях моей души» (это Пират о Креолке) - явно ещё один прикол Дербенёва, решившего дополнить своё танго ещё и любовными штампами.

Танго Остапа из гайдаевского фильма, по-видимому, было популярным, ибо кто же будет сочинять пародию на песню, которая мало кому известна?

Где среди пираний плавают акулы,
Где закаты в сельве фантастически нежны,
Командир пиратов — храбрый, но сутулый,
Жил один, без глаза и жены.

Чтобы лучше понять песню, её рекомендуется спеть:

А теперь «Жестокое танго» из захаровского фильма.

Марк Захаров, Андрей Миронов, Геннадий Гладков, Юлий Ким – это всё люди, знаменитые и до этого фильма. А вот для Любови Полищук это был первый шаг к славе:

После этой картины я стала буквально в одну ночь популярной. Если раньше на улице прохожие говорили: "Смотрите, артистка идёт!", то потом стали называть мою фамилию, а тем, кто не знал, объясняли: "Ну, это та, которую Миронов башкой об стекло ба-бах! Помнишь?"

Юлий Ким – великий мастер текстов. Если Дербенёв в своём танго откровенно прикалывается, то Ким, как всегда, ещё и хулиганит: только что говорил «Вы мой кумир, я не покину вас», как тут же «Уходя в дальнейшее пространство»…

И, разумеется, Геннадий Гладков признанный мастер композиторского цеха. Его участие в каком-либо фильме – уже гарантированный успех фильма, как минимум, с музыкальной стороны.

Помимо текста и музыки, есть и другие отличия. Танго в гайдаевском фильме визуально обставлено весьма простенько: в сцене обольщения мадам Грицацуевой Остап за столом поёт ей под гитару душещипательную песенку, которая расплавляет сентиментальное сердце вдовы.

Танго Бендера-Миронова сопровождает шикарный видеоряд со знаменитым танцем, в результате исполнения которого Любовь Григорьевна получила травму позвоночника, когда Миронов уронил её мимо матраца.

Искусство требует жертв!

Бой второй. «Полосатая жизнь» vs «Белеет мой парус»

Первая из песен – теневая. Она не звучит в фильме со словами. На закрытом предпремьерном показе министр культуры Екатерина Фурцева категорически потребовала убрать её из фильма: «Эту песню, товарищи дорогие, из кинофильма надо выбросить! Она сразу оторвётся от экрана, и её будут распевать на всех углах. Хватит того, что советские люди поют «А нам всё равно»!

Полностью не выкинули, оставили инструментальный вариант. И всё же песню в итоге советскому народу показали. Но не в фильме: туда она уже не вернулась. В передаче, посвященной юбилею Леонида Гайдая, показанной по центральному телевидению в 1977 году, через шесть лет после релиза «12 стульев» «Полосатую жизнь» спели актеры из гайдаевских фильмов (так это подавалось, на самом деле большую часть композиции, за исключением бэк-вокала, исполнил Валерий Золотухин).

Фурцева оказалась права! Песня действительно пошла в народ, и её стали распевать. Но, на мой взгляд, никаких катаклизмов от этого не случилось.

И не надо зря портить нервы:
Вроде зебры жизнь, вроде зебры…
Чёрный цвет, а потом будет белый цвет -
Вот и весь секрет!

В принципе, могу представить, что не устроило Фурцеву в тексте. Это ж фатализм какой-то получается! Идёт всё плохо, но делать ничего не надо: это просто чёрная полоса, а после неё сама собой придёт белая. Нет, советский человек не станет ждать, когда всё само собой настроится, он – сам кузнец своего счастья и сидеть сложа руки не будет!

Моё мнение – все эти цензоры и худсоветчики слишком засерьёзнивали шуточное и несерьёзное, везде усматривая вражеские происки. А может, у них просто чувства юмора не было.

Белеет мой парус такой одинокий…

Вообще-то, Юлий Ким видел этот свой текст в формате танго, но Геннадий Гладков этому воспротивился. По его мнению, количество танго в фильме и так уже зашкаливало, поэтому решил написать песню в ритме фокстрота.

Юлий Ким всерьёз испугался: он полагал, что тогда будут плохо различимы некоторые слова. Но когда Гладков показал ему свой вариант, успокоился.

А изначально эта песня в фильме вообще не планировалась. Марк Захаров считал, что песен уже достаточно, но когда Ким показал ему текст, решил сделать исключение.

И произошла неожиданная вещь: как бы уже считалось, что главной песней фильма будет «Странствуя по свету, словно птица», но после выхода фильма стало очевидно, что «Парус» «Птицу» затмил и в популярности зрителей вышел на первое место.

Вторая незадача вышла, когда песню предложили Миронову. Поначалу он её петь отказывался, опасаясь, что просто не вытянет её в предложенной тональности: «Это у вас какая нота? Фа? Извините, голубчик, у меня такой ноты нет».

Гладков пообещал понизить тональность, но схитрил. Зная, что слух у Миронова отнюдь не абсолютный, для записи предложил песню в той же самой тональности, а Миронов не заметил и в порыве энтузиазма исполнения всё вытянул.

Заключение

Ну вот, я представил вам весь песенный материал, пора приступать к поединкам!

-2

Знаю, что задача у вас очень сложная: все ведь песни замечательные, но… Надо какую-то одну поставить выше другой.

Было бы очень хорошо, если бы вы не только проголосовали за ту или иную песню, но и прокомментировали свой выбор, почему вы так решили. Это же интересно очень!

Выльется ли этот наш со Светланой проект в цикл статей, в полной мере зависит от того, понравится вам это или нет. Так что в комментариях можно высказаться и по этому поводу.

Всего вам самого доброго!