В самом конце августа 2025 года прозвучало несколько новостей, связанных с новым российским пассажирским самолетом — потенциальным сменщиком Ил-96. Про новый двигатель ПД-26, который начинают для него создавать. А также про эскизы внешнего вида и компоновок будущего лайнера. Новый проект пока именуют «широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт», название появится позже. Нам же интересны технические детали будущего самолета. Давайте соберем их воедино.
Зачем менять Ил-96?
Очень интересный вопрос. Ил-96, как известно, серийно выпускается, но назвать его объемы производства серьезными нельзя. В среднем, одна машина в год, обещают дотянуть до 2 в год. Основной заказчик — правительственный авиаотряд (СЛО «Россия»). Российские авиакомпании Ил-96 для перевозки пассажиров не используют, единственный коммерческий эксплуатант в этой сфере — кубинская государственная авиакомпания Cubana. Есть грузовые Ил-96-400Т — они трудятся в парке отечественного перевозчика «Скай Гейтс» (Sky Gates Airlines). Но всё это единичные самолеты. У всех модификаций Ил-96 — по 4 авиадвигателя ПС-90. Схема надежная, не современная — сейчас в таком классе самолетов принято использовать по 2 более мощных и современных двигателя. Но у нас такого двигателя не было. Самый мощный серийный авиадвигатель позднего СССР — это Д-18Т для военно-транспортных Ан-124 и Ан-225, выдающий на взлетном режиме тягу более 20 тонн. Версии его для гражданского самолета создано не было, а сегодня производства и вовсе нет. Поэтому самый большой отечественный пассажирский самолет летает на 4 двигателях ПС-90, которые созданы для среднего Ту-204/214… Что мешает сделать большой двигатель тягой 25-30 тонн? Сейчас уже ничего. Работы по ПД-35 (тяга до 35 тонн) идут бодро. Правда, тут мощности уже с избытком, можно на более крупные самолеты замахиваться.
- Необходимое отступление про ПД-35 на Ил-96. Ряд «диванных экспертов», которые только иногда пользуются самолетами в виде пассажиров, любят громко заявлять: вот у вас ПД-35 будет готов, ставьте 2 штуки на Ил-96 вместо 4 ПС-90, и всё, полетели. Если такое услышите, гоните такого «эксперта» тем, что под руку попадется, — машина при такой «переделке» потребует практически полного перепроектирования, доработок и испытаний. Проще создать новый самолет под создаваемый двигатель.
Новый дальний широкофюзеляжный…
Ну вот мы и подошли к новому самолету. Раз уж появляется в перспективе ближайших пяти лет новый мощный двигатель, то самое время начать делать самолет под него. Тут правда в России стали говорить, что новый транспортный самолет для замены Ан-124 нужен с грузоподъёмностью 100 тонн, и для него лучше двигатель мощнее Д-18Т, но чуть поменьше ПД-35. И на сцену выходит проект ПД-26. Грубо говоря, уменьшенный немного ПД-35. Цифра в названии — мощность на взлётном режиме. ПД-35 при этом никто не бросает, работы на предприятиях ОДК по нему идут, про испытания мы писали здесь:
То есть получается, что в итоге у нас все-таки запустили почти всю линейку планировавшихся в начале 2010-х годов авиадвигателей нового поколения. Изначально она выглядела так по возрастанию: ПД-7 (превратился в ПД-8, запуск в серийное производство) — ПД-12 (какое-то время велись работы, новостей нет) — ПД-14 (запуск в серийное производство) — ПД-18 (состояние неизвестно) — ПД-24 (это ниша «нового» ПД-26) и ПД-35 (в разработке). Итак, ПД-26 и новый широкофюзеляжный пассажирский самолет. Что это за самолет?
В российских СМИ и блогах про авиацию в августе 2025 года многократно опубликовали сведения из свежеоформленного патента на перспективный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт (ШФДМС). Эта информация, как правильно, многие заметили не является финальной для данного проекта. Фактически в патенте российские разработчики закрепляют за собой собственные наработки по своему участию в совместном с Китаем проекте CR-929. Поэтому, если смотреть внимательно на попавшие в открытый доступ иллюстрации к патенту, то сходство с CR929 очевидно.
По проекту ШФДМС сообщается о трех возможных вариантах — базовом на 281 пассажира и дальностью 12000 км и двух других — с компоновкой салона на 236 (дальность до 13600 км) и 320 пассажиров (дальность до 10300 км). Машина, разумеется, дозвуковая, традиционной компоновки. Два новых мощных двигателя в наличии (ПД-26 или ПД-35).
А зачем нам еще один новый самолет?
После многолетних метаний и отсутствия финансирования с 2022 года ситуация в российском авиапроме приобрела более-менее адекватный вид. Вокруг основных гражданских программ полностью импортозамещенных машин Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ, «Суперджет» с ПД-8 и МС-21 с ПД-14 выстроились кооперационные цепочки, нарабатывается всё необходимое для их серийного выпуска, пока самолеты налётывают необходимые программы испытаний. Параллельно идут работы по «Байкалу», «Ладоге», «Освею». Не говоря о вертолетах, там тоже всё зашевелилось. Обо всем этом «Техносфера. Россия» постоянно рассказывает (см. ссылки в конце статьи). А вот в секторе дальних широкофюзеляжных машин у нас в стране пока полный застой. Ил-96, как уже говорилось, в Воронеже продолжают выдавать максимум по 1-2 машины в год, без серьезных перспектив коммерческого использования этой машины, а сама машина — набор компромиссных решений, чтобы иметь свой ШФДМС . Попытка «быстрее и дешевле» создать «совместный» современный CR929 с Китаем завершилась не так, как планировали изначально. Это вообще проблема всех коопераций с другими странами в мире высоких технологий. Так что надо делать самим свой новый и главное отвечающий современным стандартам большой пассажирский самолет. Что в итоге мы и видим сейчас.
Больше материалов о российской технике на нашем сайте: www.tehnoomsk.ru
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk. Спасибо за вашу поддержку, друзья!