Не то чтобы Чили можно удивить убийствами — в этом деле там знают толк не меньше, а то и побольше многих. Но в лишении одного человека жизни другим всегда был смысл: деньги, хороший дом или эмоции — народ горячий. Никуда не денешься — гены, зов предков.
Ну, неприятные политические взгляды, наконец. При Пиночете этот мотив стал проявлением патриотизма, правильной лояльности и неким выражением передовых, даже прогрессивных и вполне себе демократических взглядов, как у тех самых гринго.
Но то, что началось в августе 1980 года в тихом Винья-дель-Мар или Морском Винограднике, никак не укладывалось в головах местных правоохранителей. Понять, что именно нужно неизвестным упырям, как и почему все это началось, а главное, когда и чем оно все закончится, не получалось категорически.
Неизвестно, слышали здесь “шепот гордый”: “Через четыре года здесь будет город-сад”, да под “воду под и над”, но Винья-дель-Мар так и называется “Город-Сад”. Он считается самым посещаемым курортом на центральном побережье Чили. Он расположен в 120 километрах к северо-западу от столицы страны Сантьяго и предлагает отдыхающим насладиться Тихим океаном.
В начале XX века курорт стал популярным местом среди чилийских банкиров, бизнесменов и промышленников, которые начали строить здесь свои впечатляющие загородные дома, желая проводить время с семьей на свежем воздухе и в окружении живописных ландшафтов. В непосредственной близости находится Вальпараисо — более старинный, и не менее заманчивый для туристов город, известный своим крупным портом.
Винья-дель-Мар привлекает множество жителей Чили, которые стараются посетить этот курорт при первой же возможности. Город отличается дружелюбной атмосферой, особенно в его исторической части, наполненной зеленью и цветами. Также он славится своим казино и развитыми услугами для туристов.
В ночь на 5 августа 1980 года прямо на проспекте Испании в Винья-дель-Мар нашли Мини Купер, висевший над обрывом. Владелец Энрике Гайярдо Касалес, преподаватель электроники 35 лет от роду, пропал. Через два дня его тело с огнестрельным ранением в груди нашли рядом с городским ботаническим садом.
Сначала это дело рассматривали как обычное убийство. Предполагали или корыстный мотив, или личную неприязнь. Но после заявления одной женщины, что ее изнасиловали двое мужчин, которые еще и Касалеса застрелили, дело получило широкую огласку.
Женщина объяснила, что боялась давать показания, потому что не хотела известности, ведь с Касалесом она встретилась, как бы сказать, случайно. Ну и случайно поехала с ним, сама не знает, зачем и почему. Нападавших она тоже не знает, но описала их внешность.
21 ноября того же года жертвами неизвестных стали 34-летний гинеколог Альфредо Санчес и его подруга, так получилось, что и подчиненная, медсестра Луиза Фернанда Боль. Нападение произошло в районе Лагуна-Саусалито: мужчину убили двумя выстрелами, а женщину изнасиловали и опять-таки зачем-то оставили в живых.
Похожее преступление случилось 28 февраля 1981 года. Предпринимателя, 54-летнего Фернандо Лагуну, и его спутницу, 24-летнюю “профессионалку” Дели Кармен Гонсалес Апабласа, известную как Топо Джиджио, застрелили неподалеку от реки Марга-Марга. Судмедэксперты установили, что женщину изнасиловали.
Хотя прямых свидетелей не было, некоторые люди, услышавшие первый выстрел, говорили, что перед вторым, после которого все стихло, они слышали женский крик: “Я знаю тебя, ты — пако! ”. Так в Чили называют карабинеров в память об их форменных пончо светло-коричневого цвета, как окрас альпака, которые они носили ранее.
Эти события указывали на то, что мотивы неизвестных злодеев были более сложными, чем обычный разбой или сексуальное насилие. Но причастность коллег следователи почему-то отвергали. Предположить, что целью убийства было само убийство, а изнасилование лишь проявление практичности, они не могли. Такого в Чили не было никогда. Дело получило наименование “Психопаты из Винья-дель-Мар”.
В районе Камино-Гренадилья 25 мая 1981 года произошло убийство 27-летнего таксиста Луиса Альвареса Моралеса, его Пежо-404 было похищено. На следующий день, 26 мая, злоумышленники использовали угнанный автомобиль для поездки в Лос-Оситос.
Там, недалеко от Винья-дель-Мара, они напали на припаркованную машину, убив рабочего Хорхе Иностросу Летелье. После этого они изнасиловали его сожительницу Маргариту Сантибаньес Ибансет, ее несовершеннолетняя дочь была связана и стала свидетельницей этого преступления.
Параллельно шло два независимых расследования: одно вел отдел ОэС-7 Корпуса карабинеров Чили под командованием капитана Майоты Авилы, который обычно специализировался на борьбе с наркотиками, а другое – специальная группа следственной полиции Чили во главе с известным комиссаром Нельсоном Лильо Меродио. Дело было на контроле в Президентском Дворце Ла-Монеда.
И совершенно независимо от правоохранителей развивалась преступная карьера Психопатов Вилья-дель-Мар: жизнь Рауля Эдо Леона трагически завершилась 28 июля 1981 года на парковке Городского ботанического сада Морского Виноградника. После убийства преступники завладели его машиной, которую он использовал как такси.
В тот же день, 28 июля 1981 года, возле дороги к Лиманче Оскар Ногера Иностроса был убит выстрелом из револьвера 38-го калибра. Неизвестные, совершившие это преступление, по обыкновению своему надругались над Аной Марией Риверос Контрерас, которая встретилась с погибшим настолько незадолго до трагедии, что и познакомиться с ним успела едва ли.
В ночь на 1 ноября 1981 года, когда отмечали День Всех Святых, Психопаты Винья-дель-мар зверски убили Роксану Венегас и Хайме Вентуру Кордову. Молодая пара, остановившаяся под мостом Капуцинов в Калета-Абарке в поисках уединения, стала несчастными жертвами социопатии и стремления убивать.
В ходе расследования, которым руководил комиссар Нельсон Лильо Меродио, в поле зрения оперативников попал бизнесмен Луис Эухенио Габлер Диас. Он занимал руководящую должность в Национальном банке, был зятем мэра Винья-дель-Мар и сыном Луиса Габлера Эскобара, главы Южноамериканской пароходной компании, невероятно богатой и влиятельной организации в стране.
Это предприятие использовало некоторые свои суда как тюрьмы и места для пыток в первые месяцы диктатуры Пиночета. Луис Габлер-младший активно участвовал в организации “Родина и Свобода”, которая участвовала в организации заговора против правительства Альенде.
Луис Эухенио управлял сетью коммерческих предприятий в трех странах Южной Америки. В рамках этой деятельности он использовал чилийских беженцев и эмигрантов для получения информации о движении Сопротивления за рубежом. Информация использовалась не только Национальным Управлением разведки, но и их коллегами из США. А еще во время визита Джины Лоллобриджиды на песенный фестиваль в 1978 году он выполнял роль её личного помощника, или другими словами, атташе.
Утром 2 марта 1982 года генерал Фернандо Паредес, глава Следственной Полиции, отправился в президентский дворец Ла-Монеда, чтобы представить Министру внутренних дел Серхио Фернандесу отчёт. В докладе шла речь об аресте человека, подозреваемого в целой серии убийств, произошедших в Винья-дель-Мар. Он заверил, что расследование подходит к концу, и резко опроверг слухи в прессе, что к этим преступлениям причастны военные или сотрудники спецслужб.
В тот же день стало известно об аресте 40-летнего Луиса Эухенио Габлера Диаса, которого обвинили в совершении четырех убийств и нанесении тяжких телесных повреждений одному человеку. Во время обыска у него обнаружили револьвер Кольт 38-го калибра, который, по всей видимости, и был орудием преступлений.
Габлера задержали вместе с его двоюродным братом, 23-летним Анхелем Мартинесом. После ареста обвиняемых допросили Гильермо Моралеса Анабалона, сотрудника таможенной службы, которого задержали прямо в здании Следственной Полиции. Дело начал разбирать Луис Поблете, заместитель судьи 4-го участка уголовного суда Вальпараисо. В то же время председатель суда Изабель Анкарола внезапно ушла в отпуск.
Позже стало известно, что Габлера поместили под стражу на пять суток в городе Лимаче, а затем перевели в тюрьму Вальпараисо. Это было сделано из-за огромного общественного интереса к делу: у здания суда в Винья-дель-Мар собралась большая толпа, желающая увидеть арестованного.
4 марта временно исполняющей обязанности председателя суда стала Динора Камерэтти, работавшая в 3-м участке апелляционного суда Вальпараисо. В тот же день Гильермо Моралеса полностью оправдали, сняв все обвинения. В то же время узнали, что Мариана Эррера, жена Габлера, попала в психиатрическую больницу Мирафлорес. Газеты писали, что до больницы она утверждала, что как раз ее муж психически болен и опасен для окружающих.
7 марта Габлер на допросе признался Нельсону Лильо, что именно он убил Фернандо Лагунаса и Делию Гонсалес. Эти преступления произошли в районе реки Марга-Марга, после чего он спрятался в часовне на территории колледжа Святого Сердца в Винья-дель-Мар. На сумке священника нашли кровь Габлера. Двух важных свидетелей допросили: Маргариту Сантибаньес, близкую к Хорхе Иностросе Летелье, и Луизу Фернанду Болер. И еще анонимный источник, — преподаватель, — дал важную информацию.
Газеты страны опубликовали статьи об этих событиях: психиатрическое заключение с подробным описанием сексуальных отклонений Габлера, разбор психопатии как болезни, ее причин и развития, а также словесные портреты от полиции, которые сильно отличались от того, каким подозреваемого видели раньше. Но вечером в воскресенье все это сильно изменилось…
Руководство Корпуса чилийских карабинеров сообщило о задержании двух своих бывших сотрудников, которых подозревали в убийствах в Винья-дель-Мар. Полковник Уго Валенсуэла, как представитель генерального секретариата, официально подтвердил, что эти преступления были совершены капралом и карабинером, когда они еще служили. Задержанные уже находятся в тюрьме.
В разоблачении злодеев ключевую роль сыграл капрал Хуан Кихада. Он обратил внимание на командный тон, что воспоминали выжившие свидетели, который так характерен для чилийских правоохранителей. Он начал подозревать бывших коллег, когда услышал их подозрительный разговор об убийствах Хайме Вентуры и Роксаны Венегас.
Сопоставив всю информацию, собранную от свидетелей, Кихада заметил сходство между описанием Хорхе Сагредо Писарро и Топпа Коллинза и тем, что рассказывали очевидцы. Однажды во время совместного обхода Кихада прямо спросил Сагредо, причастен ли он к убийствам детей. И тот, сильно разволновавшись, почему-то вдруг признался во всем. Да сразу же в деталях рассказал о других своих злодеяниях, так докладывал начальству и журналистам капрал Кихада.
Он рассказывал, что это признание потрясло его. И он немедленно доложил обо всем начальству. Несмотря на возникшее сопротивление, Кихада все-таки добился задержания подозреваемых 8 марта 1982 года. Которых также однозначно опознали выжившие свидетели, как ранее опознавали Габлера и Мартинеса.
Деятельность полицейских следователей вызвала шквал критики из-за крайне низких результатов. Кажется, проблемы коснулись всех уровней, от руководителей до рядовых сотрудников. Генерал Фернандо Паредес наотрез отказался признавать вину своих коллег в сложившейся ситуации, но это не спасло его от увольнения.
В то же время было объявлено о начале внутренней проверки в полицейской организации и роспуске группы Нельсона Лильо Меродио, которого подозревали в жестоком обращении с задержанными, особенно во времена государственного переворота в 1973 году. Кроме того, выяснилось, что Хорхе Сагредо и Топпа Коллинза исключили из рядов карабинеров еще 4 марта. Обоим бывшим сотрудникам отказали в какой-либо юридической поддержке.
Хорхе Сагредо Писарро родился 22 августа 1955 года. Карлос Топп Коллинз - 25 января 1950 года. Оба, в прошлом чилийские военные моряки, нашли общий язык на почве склонности к агрессии и желанию доминировать. Они стали опорой и источником вдохновения друг для друга, позволяя себе погружаться в свои самые тёмные желания, что привело к совместному безумству, только усиливающему их личные недуги.
После окончания службы на флоте, где ни один из них не проявил себя особо, они решили стать карабинерами в родном городе Винья-дель-Мар. Первой их жертвой стала Тереза Эрнандес Рейес, 57-летняя продавщица лотерейных билетов.
5 июля 1980 года Хорхе Сагредо, предложив подвезти ее — после службы он иногда подрабатывал извозом — обманом заманил женщину в свой автомобиль. Карлос Топп уже притаился на заднем сиденье. В укромном месте Винья-дель-Мар они жестоко избили и задушили несчастную, оставив её тело там же.
Похоже, это злодеяние доставило им сильные ощущения, которые они искали, и подтолкнуло к повторению насилия в ближайшие дни. Схема их действий была всегда одинакова: Писарро заманивал жертв в такси, а Коллинз прятался сзади. В безлюдных местах они зверски издевались над своими жертвами, а затем убивали их.
Что особенно бросалось в глаза в этих убийствах, так это отсутствие корыстных мотивов: они не охотились за крупными суммами, не преследовали сексуальных целей и не мстили кому-либо. Единственной причиной было удовлетворение от самого насилия.
24 июля 1980 года, всего через пару недель после первого убийства, они напали на Рауля Зентено Эскобара, 29-летнего водителя. Заказав его такси, они вывезли мужчину в отдаленное место и набросились на него с ножами, отобрав машину и немного денег.
Невероятная жестокость и скудный приз вновь подтверждают — главной целью было чистое насилие, никак не замутненное корыстью. 27 июля, всего через три дня, они совершили еще одно убийство. Жертвой стал 45-летний таксист Луис Моралес Моргадо. Действуя по той же схеме, они вывезли его в уединенное место и зарезали.
9 октября 1982 года, чуть менее чем через полгода после ареста, оба подсудимых были признаны виновными по всем обвинениям. В условиях военного режима в Чили за тяжкие преступления, включая множественные убийства, применялась только смертная казнь. Судья Роберто Гомес Рейес вынес наказание в виде расстрела для Сагредо и Топпа Коллинза.
Апелляционные жалобы были отклонены высшими судебными инстанциями, и казнь состоялась 29 января 1985 года в тюрьме Кильота. Сагредо и Топп Коллинз стали последними, кого законно казнили в Чили до отмены смертной казни за уголовные преступления в 2001 году.
Такси, использовавшееся для осуществления преступлений, было уничтожено после завершения судебного процесса. Материалы дела хранятся в Национальном архиве Чили и периодически исследуются криминологами, изучающими развитие судебной психологии в Южной Америке. Некоторые следователи, работавшие над этим делом, впоследствии стали преподавателями в полицейской академии Чили, используя его для обучения новых детективов.
Дело Психопатов Винья-дель-Мар сыграло важную роль и в чилийской уголовно-процессуальной практике, приведя к внедрению первых систем криминального профилирования и пересмотру подходов к расследованию насильственных преступлений. Специалисты поняли, что убийцы могут действовать без явных мотивов.
Осталось усвоить, что граница между цивилизацией и варварством может быть гораздо тоньше, чем мы готовы признать. И ни одно общество, каким бы цивилизованным оно не считало себя, не застраховано от крайностей человеческой природы, способной на любое, даже самое пока невообразимое зверство.