Найти в Дзене

Локализация: возможности и обратная сторона

Есть одно слово, которое в последнее время звучит в моей профессии чаще всего — локализация. По сути, это постепенный перенос производства из-за рубежа в Россию: сначала сборка, потом внедрение российских комплектующих, а со временем — и полноценное производство внутри страны. Уровень локализации измеряется в процентах. Этот показатель показывает, какая доля изделия создаётся в России. И для компаний, которые хотят участвовать в госзакупках, получать господдержку или попасть в реестры Минпромторга, это обязательный процесс. Чтобы попасть в реестр «российской продукции», нужно подтвердить определённый процент локализации. Чаще всего — 50–70%. Чем выше процент — тем больше льгот и возможностей. Конечно, существует масса способов «накрутить» эти цифры. Но если смотреть с моей стороны, то локализация открывает и хорошие возможности: у конструкторских бюро появляется шанс сотрудничать с крупными компаниями и закрывать для них задачи, которые ещё вчера решались исключительно за рубежом. Есть
Оглавление

Есть одно слово, которое в последнее время звучит в моей профессии чаще всего — локализация.

По сути, это постепенный перенос производства из-за рубежа в Россию: сначала сборка, потом внедрение российских комплектующих, а со временем — и полноценное производство внутри страны.

Уровень локализации измеряется в процентах. Этот показатель показывает, какая доля изделия создаётся в России. И для компаний, которые хотят участвовать в госзакупках, получать господдержку или попасть в реестры Минпромторга, это обязательный процесс.

Чтобы попасть в реестр «российской продукции», нужно подтвердить определённый процент локализации. Чаще всего — 50–70%. Чем выше процент — тем больше льгот и возможностей.

Схема выглядит примерно так:

  • на первом этапе — только сборка, процентов 30;
  • через год добавляются рамы, жгуты, колёса — выходит уже 40%;
  • ещё через год — локализуются двигатели, гидравлика, и процент приближается к 60.

Конечно, существует масса способов «накрутить» эти цифры. Но если смотреть с моей стороны, то локализация открывает и хорошие возможности: у конструкторских бюро появляется шанс сотрудничать с крупными компаниями и закрывать для них задачи, которые ещё вчера решались исключительно за рубежом.

Ложка дёгтя

Есть и оборотная сторона. За последние пару лет большая часть заявок, которые приходят, стали попадать под категорию реверс-инжиниринга. Причём не просто доработка, а стопроцентное копирование.

Мое видео на тему реверс-инжиниринга здесь.

Боятся додумывать. Порой и правильно — ответственность высокая, проще повторить. Но в итоге это превращается не в инженерию, а в кальку.

А для того чтобы повторить, что нужно? Правильно — ехать на замеры. И часто это значит — отправляться далеко, потому что само изделие заказчики далеко не всегда готовы прислать. Попробуйте отправить, например, стрелу фронтального погрузчика или часть буровой установки. Логистика и габариты делают это почти невозможным.

На практике доходит до абсурда. Недавно предложили поехать локализовывать подшипники. Лично я считаю, что это уже перегиб. Чтобы это сделать, пришлось бы ехать аж в Омск.

А на прошлой неделе мне и вовсе прислали фотографию коробки, полной деталей: пружины, пальцы, прокладки. «Нужно повторять».

Я не спорю, такая работа тоже должна выполняться. Но, честно говоря, я уже много раз писал: подобное срисовывание инженерией назвать сложно. Это скорее её закат.