Найти в Дзене

День-3. История Анны: как я победила панические атаки.

В прошлый раз, я описал несколько базовых техник для снижения тревоги. Сегодня я решил рассказать вам историю одной моей клиентки. Анна, 28 лет, маркетолог. История рассказана с ее согласия. Имя изменено. Начало проблемы Первая паническая атака случилась у Анны в переполненном метро во время утренней поездки на работу в час-пик. «Сердце билось так сильно, что я была уверена — сейчас умру прямо здесь. Состояние было ужасное. Оно или не кончится никогда или только моя смерть будет его завершением». Так Анна описывала мне свои ощущения, когда пришла ко мне в первый раз. После этого эпизода страх повторения стал преследовать ее постоянно. В результате, Анна начала избегать общественного транспорта, больших скоплений людей, затем начала работать из дома. Качество жизни заметно ухудшилось — социальная изоляция привела к депрессивным симптомам. Поворотный момент Решение обратиться за помощью пришло, когда Анна поняла: «Я не живу, а выживаю». На первой консультации я рассказал ей, что паническ

В прошлый раз, я описал несколько базовых техник для снижения тревоги. Сегодня я решил рассказать вам историю одной моей клиентки. Анна, 28 лет, маркетолог. История рассказана с ее согласия. Имя изменено.

Начало проблемы

Первая паническая атака случилась у Анны в переполненном метро во время утренней поездки на работу в час-пик. «Сердце билось так сильно, что я была уверена — сейчас умру прямо здесь. Состояние было ужасное. Оно или не кончится никогда или только моя смерть будет его завершением». Так Анна описывала мне свои ощущения, когда пришла ко мне в первый раз. После этого эпизода страх повторения стал преследовать ее постоянно. В результате, Анна начала избегать общественного транспорта, больших скоплений людей, затем начала работать из дома. Качество жизни заметно ухудшилось — социальная изоляция привела к депрессивным симптомам.

Поворотный момент

Решение обратиться за помощью пришло, когда Анна поняла: «Я не живу, а выживаю». На первой консультации я рассказал ей, что панические атаки — это распространенное состояние, которое успешно лечится.

Путь к успеху.

Что мы делали на встречах с Анной? В ознакомительной беседе стало понятно, что Анне ближе и понятней структура и четкие схемы. Прием фармакологических препаратов не был для Анны желательным. К кардиологу Анна уже сходила и патологии не обнаружили, поэтому этот шаг я опустил. Решили работать в когнитивно-поведенческом подходе, а, в случае низкой динамики изменений, вернуться к вопросу о приеме фармы. Я разбил процесс психотерапии на 3 этапа. Первый – подготовительный этап. Пару встреч мы уделили психообразованию. Это хороший фундамент для дальнейшей работы.

Этап 1. Изучили механизмы возникновения панических атак, начали вести дневник триггеров и симптомов, освоили базовые дыхательные техники.

На втором этапе мы приступили к когнитивной работе. На этот этап понадобилось 3 встречи. На них мы уделили внимание когнитивной реструктуризации автоматических мыслей.

Этап 2: Выявили катастрофические мысли: «Если сердце бьется быстро — значит, инфаркт», заменили на реалистичные: «Учащенное сердцебиение — нормальная реакция на стресс» с применением техник когнитивного переструктурирования. Тревога в отношении симптомов заметно снизилась.

После пяти встреч пришло время переходить к третьему этапу – поведенческому подкреплению.

Этап 3: Работали поэтапно, постепенно возвращаясь в избегаемые ситуации - первый выход в метро на одну остановку, постепенное увеличение времени пребывания в «сложных» местах.

Результаты через 8 встреч:

• Частота панических атак: с 4-5 раз в неделю (почти каждый выход в «пугающее место») до 1 раза в месяц

• Интенсивность: снижение с 9 баллов до 3 баллов по субъективной десятибальной шкале

• Избегающее поведение: полное восстановление прежнего образа жизни

• Уверенность в себе: «Теперь я знаю, что справлюсь с любой атакой»

Что помогло больше всего:

1. Понимание природы панических атак — они не опасны

2. Регулярная практика дыхательных техник

3. Постепенное возвращение к избегаемым ситуациям

4. Поддержка близких и специалиста

Анна сегодня:

«Да, иногда тревога еще возникает, но теперь я знаю, как с ней справляться». Впереди еще предстоит работа по общему снижению тревоги, но с симптомами сильно мешающими нормально жить, мы справились.

Панические атаки — это не приговор. При правильном подходе и профессиональной поддержке полное восстановление возможно в 87% случаев. Дорогу осилит идущий.

Что вас больше всего впечатлило в истории Анны? Какой этап восстановления кажется самым сложным?

Если вы узнали себя в этой истории — не откладывайте обращение за помощью. Первый шаг можно сделать уже сегодня.

Ваш психолог Дмитрий Королев.