Снимать фильмы во времена советской цензуры было непросто. Даже одна самая маленькая деталь или эпизод легко могли отправить киноплёнку на полку.
1962 год
Близится 150-летие Бородинской битвы, и советский кинематограф должен ознаменовать это событие выходом фильма, так задумал молодой режиссёр Эльдар Рязанов, уже хлебнувший несправедливость цензуры за свой фильм «Человек ниоткуда».
За основу нового фильма он предложил уже популярную пьесу «Давным-давно» Александра Гладкова, с успехом принятую в театральном мире и зарекомендовавшую себя ещё во время Великой Отечественной войны.
Работа предстояла не из лёгких, поскольку пьеса была в стихотворной форме, текст требовалось незначительно переделать и добавить туда новые сюжеты.
Обратившись к автору произведения, Эльдар Рязанов не увидел интереса со стороны Гладкова и сам занялся «перевоплощением» текста. После этой кропотливой работы режиссёр стал писать стихи. (Кто знает, ни откажись вдруг Гладков от сотрудничества, может, и не родились бы у Рязанова такие уже родные всем строки «У природы нет плохой погоды…)
Будущий фильм получил название «Гусарская баллада».
«Не верю я в безгрешие, сам грешен» (Михаил Илларионович Кутузов)
Рязанов считал, что советские жители, только-только оправившиеся от тяжёлых военных лет, нуждаются в лёгких кинокартинах, поэтому совместить героическую составляющую «Гусарской баллады» с юмором, виделось режиссёру отличной идеей.
На начальном этапе картину утвердили к съёмкам, начался подбор актёров.
На роль Михаила Кутузова Рязанов предложил комедийного актёра Игоря Ильинского. Эту кандидатуру изначально не поддержали цензоры, уже знакомые с комедийными ролями претендента), но хитростью режиссёр оставил его в картине.
Сюжеты с Ильинским снимали уже поздней весной, снега было мало (последние съёмочные зимние дни были очень напряжёнными, поскольку пришлось «придумывать снег», щедро насыпав на съёмочную площадку мел, нафталин и опилки). В виду отсутствия устойчивого снежного покрова переснимать сцены с другим актёром было невозможно, так как поджимали сроки, поэтому Игорь Ильинский остался в картине.
Роль главной героини могла достаться Людмиле Гурченко, Алисе Фрейндлих, Светлане Немоляевой, но Рязанов искал «пацанку». И она нашлась! На тот момент ещё студентка Лариса Голубкина была принята на роль Шуры Азаровой.
Голубкина потом вспоминала, как училась быть «мальчиком», как потом её поклонницы примеряли на себя гусарские одежды, чтобы быть похожей на полюбившуюся актрису.
А вот Юрия Яковлева пришлось уговаривать, чтобы он снялся в фильме. Безусловно, Эльдар Рязанов делал акценты на способностях актёров так, что не прогадал изначально.
Дмитрий Ржевский стал любимчиком как советских, так и уже современных зрителей.
На съёмочной площадке режиссёр несколько раз жалел о том, что связался с этой картиной.
«Не мог же, право, отступать я, когда она чуть не рвалась из платья!» (Дмитрий Ржевский)
Старт был дан 1 марта 1962 года. Снег предательски таял. Приглашённые на эпизодически роли партизаны отъедались на пятиразовом питании, обленились и чрезвычайно раздражали Рязанова. Лариса Голубкина боялась высоты и не хотела прыгать для одной из сцен. Тогда режиссёр сам показал ей, как это делать (хотя сам испытывал страх). И она смогла! Три раза снимался этот дубль. В третий раз актриса повредила ногу и какое-то время хромала.
Уже поймав популярность «Гусарской баллады», уже успокоившись от всего пережитого, Эльдар Рязанов понял, что очень рисковал, взявшись снимать этот фильм. Но глаза боятся, руки делают, «а сердца без практики ржавеют» (Дмитрий Ржевский).
Министр культуры Екатерина Фурцева, увидев уже в готовой картине легендарного Михаила Кутузова в лице комедийного актёра Ильинского, потребовала срочно заменить героя.
Её возмутило, что полководец может быть встречен зрителями хохотом, а это безусловно было насмешкой над великим воином, тем более в такую значимую историческую дату — 150 лет Бородинской битвы. Но вовремя вышедшая рецензия после показа фильма в редакции газеты «Известия», спасла картину.
Поговаривают, что зять Хрущёва, Алексей Иванович Аджубей, поспособствовал премьере «Гусарской баллады».
Несомненным успехом во всей этой истории оказался-таки выход кинокартины именно в день 150-летия Бородинской битвы 7 сентября 1962 года.
Почему этот фильм интересен для школьников
Советская кинокомедия «Гусарская баллада» стала культовой в списке работ Эльдара Рязанова, а, значит, всё было не зря!
29 августа 2025 года Министерство просвещения включило «Гусарскую балладу» в список фильмов, рекомендованных для просмотра в рамках школьной программы.
И это совершенно заслуженно, поскольку в фильме отражены исторические события Отечественной войны 1812 года.
Для школьников это не просто унылый исторический текст, а великолепная актёрская игра и лёгкое восприятие сюжета с его героической составляющей, бесстрашием главной героини Шурочки Азаровой.
В общем, «Гусарскую балладу» Минпросвещения к просмотру рекомендует!
Примечательно — персонаж женщины-кавалеристки в «Гусарской балладе» — это реальная историческая личность. Надежда Дурова — первая женщина-офицер, участвовавшая в Отечественной войне 1812 года, и награждённая Солдатским Георгиевским крестом. Нелёгкая судьба заставила молодую женщину примкнуть ещё в 1806 году к казачьему полку под видом юноши по имени Александр Дуров. Потом был «Александр Соколов», храбро сражавшийся наравне с мужчинами. Секрет был раскрыт случайно, Надежда написала письмо отцу, а его перехватили и прочитали. Но Александр I был настолько восхищён храбростью женщины, что разрешил ей взять мужское имя и командовать полуэскадроном. До конца своих дней Надежда носила мужскую одежду и была верна своему героическому имени.