ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ ШАРДАКОВ (1929–2007 гг.) – советский и российский художник-реалист, монументалист, живописец. Заслуженный художник Российской Федерации.
Мастер родился 24 октября 1929 г. в деревне Копылы Оханского района Пермской области. Своё творчество он делил между Волгоградской землёй и Уралом. Павел Фёдорович приехал в Волгоград в 1965 году по приглашению Волгоградского отделения Союза художников. Его творчество хорошо известно всем волгоградцам. В числе его работ величественные мозаичные панно на фасаде тракторного завода, фасад конференц-зала Волгоградского химического комбината «Каустик», иконы для иконостаса храма Сергия Радонежского, витражи во Дворце пионеров и музее-панораме «Сталинградская битва», мозаичное панно в бассейне «Искра» и ресторане «Белый аист», рельефы из дерева в магазине «Современник» и многие другие.
Крестьянский сын Павел Шардаков был истинно народным художником. Истоки его творчества – в русской деревне, связь с которой он ощущал постоянно. В начале тридцатых годов семья была вынуждена переехать в Пермь. У Паши рано проявились наклонности к рисованию. «Рисовал я мало, – вспоминал, спустя многие годы, художник. – У меня не было ни клочка бумаги, ни огрызка карандаша, тем более красок, но, когда мне удавалось их раздобыть, я рисовал запоем».
Однажды класс, в котором учился Паша, повели на экскурсию в Пермскую художественную галерею. Он впервые увидел настоящие картины, и они потрясли его. После семи классов Павла взяли рисовальщиком в мастерскую «Агитплакат», открытую при пермском отделении Союза художников.
В 1947 году юноша поступил в Свердловское художественно училище, славившееся своим преподавательским составом. Учился он хорошо. На старшем курсе Шардаков вместе с товарищами – Борисом Прокофьевым и Вячеславом Романовым – нарисовал картину «Ермак на Чусовой», которую купил Свердловский краеведческий музей. Друзья светились радостью. Они так осмелели, что потребовали у директора право выбирать себе руководителей дипломных работ. Это было неслыханно. Бунтовщиков решили исключить из училища, но потом смиловались и позволили окончить последний курс. Шардаков получил диплом с отличием и рекомендацию для поступления в вуз.
В 1952 году Павел был принят в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (бывшая Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) и был зачислен на факультет прикладного искусства, отделение монументально-прикладной живописи. Пришлось выдержать жестокий конкурс – пятьдесят человек на место. В «Муху», как называли училище студенты, попали самые лучшие.
Павел зачастил в Эрмитаж, где открылся отдел картин Клода Моне, Анри Матисса, Поля Сезанна, Пьера Ренуара, Пабло Пикассо, и других импрессионистов и постимпрессионистов. Они вызывали у студентов «Мухи» живейший интерес.
Шардаков сделался завсегдатаем и Русского музея. С середины пятидесятых годов студенты Мухинского училища получили возможность видеть в запасниках полотна Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Филиппа Малявина и Мстислава Добужинского, которых официальная критика причисляла к «формалистам» и «космополитам».
Шардакову разрешили во время практики копировать картины Валентина Серова и Ильи Репина. Позднее он писал, что: «… ликовал, просто бесился от радости, когда мне позволили делать копии картин великого Репина – я изучал его мазок и забывал обо всем на свете».
Главными своими учителями в живописи Шардаков считал Илью Репина, Василия Сурикова и Валентина Серова. Многое он непосредственно воспринял от Глеба Савинова, преподававшего в «Мухе» основы живописи. На старших курсах у Павла возрос интерес к прошлому России, к её старине, к иконописи. Преддипломную практику он провёл в Новгороде, где с любовью запечатлел на холсте древний белокаменный Софийский собор, звонницу, седой Волхов. Старина не заслоняла Павлу современность. Он увлечённо рисовал натурщиков, артистов, художников, виды Петербурга. В училище у него сложилась репутация блестящего рисовальщика.
Диплом Павел защитил на «отлично» и при распределении на работу мог выбрать любой город. Вместе с другом, тоже выпускником училища, Евгением Широковым, он вернулся в Пермь. Вскоре они убедились в отсутствии значительных живописных заказов. Им пришлось заняться художественным оформлением общественных зданий. Друзья расписали помещения в санатории «Усть-Качка» близ Перми и нескольких пермских дворцах культуры. Им хотелось рисовать, используя изобразительные находки мексиканских монументалистов – Давида Сикейроса, Диего Риверы, Хосе Ороско, но заказчики требовали привычного и стандартного.
В 1962 году Шардаков был принят в члены Союза художников РСФСР, позднее его избрали председателем Пермского отделения этого союза.
Через три года Павла Фёдоровича пригласили на работу в Волгоград и назначили там главным художником. Его дальнейшая жизнь протекала, в основном, на волжских берегах, но он не порвал нити, связывающие его с Уралом, часто выезжал в Пермь.
Он и в Волгограде завоевал признание и уважение окружающих. Его и здесь выбрали в председатели регионального Союза художников. Он организовывал выставки, поддерживал даровитую молодёжь, и, конечно, рисовал сам, вдохновляясь разными явлениями жизни, как история Земли и история человеческого духа (религиозная живопись).
Сегодня имя Шардакова хорошо известно в нашей стране и в мире. Живописные полотна и графические работы художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Перми, Новгорода, Вологды, Свердловска, Лондона, Мадрида, Праги. Значительное количество его работ находится в музее Ермака в городе Чусовом Пермского края. Муза и надёжный друг, супруга Павла Шардакова Светлана Сергеевна сделала все, чтобы увековечить его имя, чтобы его работы были открыты для зрителей и исследователей. На родине художника в 2012 году был организован художественно-краеведческий музей и картинная галерея им. П.Ф. Шардакова, куда было передано обширное собрание его работ.
Волгоградский искусствовед, заслуженный деятель культуры РФ Валерий Иванович Киселёв давая оценку творчеству художника писал: «Павел Шардаков был честным, талантливейшим представителем изобразительного искусства второй половины XX века. Он не только впитал в себя все лучшее, что было в искусстве, но и отдал все, чему научился, своим зрителям… И когда придёт время по-настоящему оценить все лучшее, что дало нам искусство XX века во второй своей половине, то обязательно будут вспоминать одного из лучших его представителей – Павла Шардакова – и обращаться к его творчеству».
Узнать много нового и интересного можно подписавшись на канал «Perspicillum». Приятных всем открытий!