Найти в Дзене
Olya Odisseya

Редчайший образ Спасителя и венецианские мозаики: тайны крымской святыни

Представьте себе роскошный дворец на берегу Чёрного моря — белоснежные колонны, лестницы, уходящие прямо к берегу, террасы, утопающие в зелени. Так выглядел императорский дворец в Ореанде, пока страшный пожар 7 августа 1881 года не превратил его в обугленные руины. Но именно тогда появляется идея, которая превратила трагедию в память. Сын императрицы Александры Фёдоровны, великий князь Константин Николаевич, решает, что на месте дворца будет возведён храм. Его слова звучат как завещание: "От покойной матушки, — писал Константин Николаевич, — я получил прелестный дворец. Его более нет и восстановить его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется, эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки." Первый камень храма Покрова Пресвятой Богородицы был заложен первого октября 1884 года. Проект поручили архитектору Василию Авдееву, тому самому, кто создал величественный Владимирский собор в Севастополе, где покоятся адмиралы Нахимов, Корнило

Представьте себе роскошный дворец на берегу Чёрного моря — белоснежные колонны, лестницы, уходящие прямо к берегу, террасы, утопающие в зелени. Так выглядел императорский дворец в Ореанде, пока страшный пожар 7 августа 1881 года не превратил его в обугленные руины.

Но именно тогда появляется идея, которая превратила трагедию в память. Сын императрицы Александры Фёдоровны, великий князь Константин Николаевич, решает, что на месте дворца будет возведён храм. Его слова звучат как завещание:

"От покойной матушки, — писал Константин Николаевич, — я получил прелестный дворец. Его более нет и восстановить его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется, эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки."

Первый камень храма Покрова Пресвятой Богородицы был заложен первого октября 1884 года. Проект поручили архитектору Василию Авдееву, тому самому, кто создал величественный Владимирский собор в Севастополе, где покоятся адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин.

Для будущего храма Великий князь выбрал возвышенность в Ореанде среди старых дубов и пожелал, чтобы его возвели в византийском стиле, по мнению князя, наиболее подходящего для храмов южнобережья. Отсюда открывается захватывающий вид на Ялту и гору Аю-Даг - картина такая, что хочется остановиться и просто смотреть часами.

Нижняя Ореанда, фото автора
Нижняя Ореанда, фото автора

Константин Николаевич советовался с графом Дмитрием Милютиным — знаменитым военным реформатором, который жил на покое в Симеизе и часто навещал князя в Ореанде.

Вместе они сделали первую разбивку на местности и определили направление алтаря: немного вправо, на юго-восток. Архитектор Авдеев согласился с их расчётами — всё выглядело гармонично и осмысленно. Завершал проект вице-президент императорской академии художеств Г.Гагарин.

По всеобщему мнению, Покровская церковь стала одним из украшений Южного берега

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Царская тропа, июль 2025 фото автора
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Царская тропа, июль 2025 фото автора

Константин Николаевич писал о ней:

«Я должен сознаться, что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое – своей изящной и благородной простотой. Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение».
Храм Покрова
Храм Покрова

Когда в Ореанде в 1840-х годах рыли котлован под фундамент сгоревшего императорского дворца, рабочие наткнулись на византийский бронзовый крестик - реликвию, пролежавшую в крымской земле сотни лет. Императрица Александра Федоровна завещала его вечно хранить в Ореанде. И только при возведении храма уникальную реликвию вмонтировали в крест и перенесли в алтарь за престолом.

Зайдя внутрь храма, первым делом поражаешься свету: он льётся сквозь изящные оконные рамы из белоснежного каррарского мрамора, который князь заказывал в итальянском Ливорно.

Но настоящее произведение искусства — мозаики. Это работа великого венецианского мастера Антонио Сальвиатти. Его имя в XIX веке гремело по всей Европе: он украшал соборы, дворцы, создавал шедевры, которые сегодня стоят миллионы. Для Ореанды мастер лично приехал из Венеции, чтобы обсудить заказ лично с князем. Иконы из его мастерской — это не просто изображения. Это живое сияние, где каждая смальта, наполненная красками Мастера, играет в солнечных лучах, будто дыхание небес. Говорят, когда мозаики впервые открылись взглядам прихожан, многие не могли сдержать слёз: настолько совершенна была красота.

«6 мая вечером приехал Сальвиатти, - писал князь. – Это было очень счастливое для меня обстоятельство. Надеюсь, что результаты этих разговоров будут не только для меня и моей Ореандской церкви, но и для всей России и составят исходный пункт в истории ее художественного развития».
фото автора
фото автора

Когда-то церковь украшали 8 больших панно и 45 икон Сальвиатти, большая часть из них уничтожена. И всё же чудо случилось. В куполе храма уцелело то, что сегодня можно назвать настоящей сенсацией для искусствоведов. Здесь сохранилось уникальное изображение Спасителя без бороды редчайший образ, почти не встречающийся в мировой христианской традиции.

фото автора, в храме Покрова, Ореанда
фото автора, в храме Покрова, Ореанда

Рядом — восемь апостолов, четыре евангелиста, восемь ангелов и тонкий византийский орнамент, который обвивает своды лёгкими узорами.

25 сентября 1908 года в Храме Покрова причащалась великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова — женщина удивительной судьбы, прошедшая духовный путь от княгини императорского дома к подвижнице, которую потом назовут святой. Елизавета Федоровна - основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия в Москве. Её называли «ангелом милосердия». После трагической гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, Елизавета отказалась от роскоши и посвятила себя служению людям, ухаживала за больными и сиротами, помогала всем, кто нуждался в поддержке. Сегодня у храма установлен её бюст — напоминание о том, что здесь, в этом уголке Крыма, прошёл один из тихих, но важных моментов её жизни. Стоишь рядом, смотришь на её образ, и невольно задумываешься: как много силы и света может быть в одном человеке.

Памятник преподобномученице Великой княгине Елизаветте Федоровне. Освящен 7 июля 2017г
Памятник преподобномученице Великой княгине Елизаветте Федоровне. Освящен 7 июля 2017г

Храм Покрова Пресвятой Богородицы стал особой жемчужиной этой местности. Его стены видели многое, а сам храм вписался в пейзаж так гармонично, что кажется — он здесь всегда был.

Звонница, фото автора
Звонница, фото автора

В Ореанду любил приезжать Антон Павлович Чехов. Здесь, на скамейке в Ореанде, в минуты сердечных переживаний оказались герои его рассказа «Дама с собачкой».

Та самая скамейка, фото автора
Та самая скамейка, фото автора

Эта сцена — одна из самых сильных в рассказе. Чехов описывает не просто вид, а состояние души. Герой рассказа Гуров думает о том, что «в сущности прекрасно всё на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве». И правда, здесь природа и духовность сходятся в одной точке, заставляя человека вспомнить о вечном.

Скамейка, фото автора
Скамейка, фото автора

Позже имением и храмом заинтересовался император Александр III. Он выкупил усадьбу в Ореанде для наследника престола, и церковь стала частью императорской резиденции. На осенние и церковные праздники вся царская семья приходила молиться в храм. Осенью 1894 года в Покровской церкви несколько раз служил Иоанн Крондштадтский, приехавший уже к смертельно больному императору Александру III.

фото автора
фото автора

Наследник цесаревич Николай Александрович писал в своем дневнике: “Большая часть семейства пешком отправилась в Ореандскую церковь, к обедне, которую служил Иоанн».

Император Николай II и императрица Александра Федоровна в Ореанде
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в Ореанде