У всех у нас есть свои привычки: полезные и не очень, странные или смешные, понятные и такие, что, порой, мы и сами не можем их объяснить. Что интересно, вредные привычки "прилипают" мгновенно, а на выработку хорошей, полезной привычки уходит до трёх недель.
Не только у людей, но и у животных тоже есть свои привычки. Я бы даже сказала, что вся жизнь животных это сплошные привычки и ритуалы. И зачастую эти самые привычки у своих питомцев формируют сами хозяева. Взять, например, коз (ну, конечно, о ком я ещё могу говорить))).
После дойки я всегда благодарю коз за молоко, сколько бы они ни дали. "Спасибо", как известно, в кармане не звенит (ну это у нас, у людей), а для коз - на зубах не хрустит, поэтому каждая ушастая красавица за отданное нам молоко получает сухарик. Они обожают сухарики, особенно Юлька. Раньше после дойки она не торопилась в свой загон, и затащить её туда было проблематично.
Юлька всегда противится насилию, она делает только то, что сама считает нужным, и чтобы заставить ее сделать что-то, с ней надо действовать дипломатическими методами. Поэтому в ходе переговоров был достигнут консенсус: Юлька после дойки сама идёт в свой загон, а за это она получает вкусный сухарик. Таким образом, у неё сформировалась хорошая привычка. Сейчас стоит сказать: "Юля, где едим сухарик?" - как она бегом бежит в свое стойло, чтобы получить любимое лакомство. Полезная привычка? Я считаю, что очень даже.
А вот у Шварца, её сына, который переехал в другое хозяйство, есть одна вреднющая привычка. Он запрыгивает в кормушки с сеном и стоит или лежит там, как король, поглядывая на всех свысока. Конечно же, все сено, находящееся в кормушке, из-за этого приходит в негодность. Причём, любые приспособления, препятствующие такому противоправному поведению козла, он ломает/сдвигает/игнорирует и в конечном итоге всё равно оказывается в кормушке.
А у Шкоды, сестры Шварца, привычки очень хорошие. Её девиз: "Убери со стола пустую посуду и закрой всё открытое". На завтрак и ужин Шкода и Ириска получают большую пластиковую миску с зерном, которую я ставлю в кормушку с сеном. После еды Шкода обязательно вытаскивает пустую миску из кормушки и бросает на пол, т.е. убирает со стола грязную посуду. То же самое происходит с ведёрком для воды. Если вода из него выпита, то нечего пустому ведру делать на "столе", и ведёрко тоже отправляется на пол. А закрывать Шкода любит ларь для зерна, когда мы его открываем, чтобы набрать зерносмеси для животных. Она может дотянуться до крышки ларя из своего загона и мордой толкнуть её. Таким образом, мне не раз прилетало по голове крышкой, когда Шкода решала навести порядок.
Животные также перенимают привычки друг у друга. Так, например, наш молоденький козлик Тошка в детстве играл со своими сверстниками - ягнятами, потому что козлят тогда у нас не было (Юлькиных двух козочек мы продали практически сразу после рождения). Поэтому он тусил в овечьем стаде с утра до вечера и привык к овечьему обществу. Позже, когда родилась Лада, она играла с Тошкой, который идентифицировал себя как ягненок, и тоже привыкла к овечьему стаду. Теперь на выпасе она чаще пасётся с овцами, чем с козами.
Свой ежедневный ритуал утром и вечером соблюдает одна из наших кошек - Дымкина дочка. Имя её я не буду публиковать здесь, потому что оно японское и для русского уха звучит не очень прилично. Так вот, она каждый раз караулит меня, когда я выхожу из дома, чтобы идти в сарай к козам на дойку, выскакивает на дорожку передо мной и, подняв хвост трубой и распушив панталоны, важно вышагивает по направлению к сараю. Это она мне дорогу к козовнику показывает, вдруг я забыла. Доводит до калитки и останавливается: "Всё, я тебя провела, дальше сама".
Один из Рыжиков (ягнята, о которых я писала в одной из предыдущих статей) - приверженец привычки плотно поужинать. Ещё в младенчестве он поранил заднюю ногу, стал хромать, отставать от стада и, соответственно, перестал хорошо питаться и набирать вес. Мы его пожалели и стали подкармливать зерном (овцы едят у нас сено и свежую траву, а зерно получают только в холодное время года). Потом он поранил переднюю ногу и так же получал свою порцию зерна. В конце концов он выздоровел, хромать перестал, но привычка осталась, и теперь, если я запаздываю с выдачей ему зерна, возмущённо кричит и требует свою порцию вкусняшки.
Но не только хозяин формирует у своих животных полезные привычки. Очень даже может случиться всё наоборот. Есть у нас баран Бяша. Это старейшина всего стада, аксакал, так сказать. Он знает все правила, все порядки, понимает, что такое "хорошо" и что такое "плохо" и действует как верховный судья стада.
Если какой-нибудь верзила начнет обижать маленьких, Бяша без раздумий выписывает обидчику тумаков. Если козел, лишенный возможности общения с женской половиной стада, вдруг воспылал дикой страстью к хозяйке, баран своим лбом доходчиво объясняет козлу, что он не прав. В общем, Бяша - незаменимый помощник в наведении правопорядка на скотном дворе. За это он по праву требует к себе уважения. Баран любит, когда его треплют по загривку, чешут спинку и теребят ушки. Он тогда от удовольствия закрывает глаза и виляет хвостиком, как собака.
Несколько раз было так, что забегая по делам к баранам в загон, мы в спешке забывали поприветствовать старейшину стада, что очень обижало Бяшу. Он не терпит такого неуважительного отношения к себе и поэтому пару раз с разбега наподдал и мне, и Сергею железобетонным лбом от всей своей широкой обиженной бараньей души. Теперь у нас выработалась привычка почитать старейшину стада и проявлять знаки уважения каждый раз, когда заходим в загон к баранам. Не хочется, знаете ли, опять испытать на себе методы бараньего воспитания.
Вот таки привычки у нас и наших питомцев.