Иногда жизнь преподносит нам неожиданные уроки, заставляя заглянуть вглубь себя и увидеть то, что мы давно старались не замечать. Сегодня хочу поделиться с вами историей, которая, возможно, откликнется в чьём-то сердце.
Наверно, многие родители сталкивались с изменениями в поведении своего ребенка. И когда эти изменения становятся слишком резкими, мы начинаем искать причины. Но порой оказывается так, что ответ кроется там, где мы меньше всего ожидаем его увидеть, — в нашем собственном прошлом.
#Мамин_хвостик🐰
Мой сын Миша, который раньше был вполне самостоятельным ребёнком, вдруг превратился в мамин хвостик. С начала лета его тревога стала расти в геометрической прогрессии. Сын буквально следует за мной по пятам, он даже засыпает только в моём присутствии. А приёмы пищи превратились марафон синхронности. Мы теперь, как два танцора в балете: я ем суп — сын ест суп, я пью чай — сын пьёт чай. И боже упаси начать пить чай раньше, чем он доест свой суп, — скандал обеспечен! Раньше Миша обожал водные горки и канатные дороги, а теперь от одной мысли об этом его бросает в дрожь.
В поисках выхода мы обратились к Насте — психологу, которая уже помогала Мише в его 4–5 лет. Тогда она быстро вытянула сына до нормы. Обращались мы к ней и в начале этого лета, чтобы решить страх с зубными врачами (спойлер: не смогли, хотя все старались). И вот пришли к Насте и сейчас.
#Вопрос_попал_в_цель🎯
Во время разговора я упомянула, что у меня на прежней работе была фактически удалёнка, а теперь я могу выйти в офис на полный день. «И как вы к этому сами относитесь?» — спросила Настя. «Хорошо, — брякнула я, — потому что пью антидепрессанты».
Психологический пинг-понг начался с вопроса: «Почему вы их пьёте?» И понеслось…
Я рассказала о токсичной ситуации на работе, где мой новый коллега оказался протеже собственника и поэтому постоянно самоутверждался за мой счёт. Сначала я думала: «Ну что такого, просто сложный человек, переживу». А потом я вдруг поняла, что каждое утро начиналось с тревоги. Мне надоели постоянные придирки, необоснованная критика (то я медленно работаю, то не понимаю задачи), хамство.
Конечно, я пыталась справиться с тревогой. Занималась с психологом, например. Во время разговоров с ним появлялось понимание, что делать, но стоило получить рабочее сообщение от коллеги, как паника возвращалась с новой силой. Записи в блокноте не помогали — новые тревожные мысли появлялись быстрее, чем я успевала зафиксировать старые. Увольнение тоже не решило проблему — тревога только усилилась. Она меня уже почти сожрала. Я не могла нормально дышать. Мне не хватало дыхания, чтобы сделать полноценный вдох.
«Если вы начали принимать таблетки, значит, тревога осталась непроработанной». - сказала Настя. «Ну, у меня вся семья тревожная, я долго считала это нормой. Сейчас пытаюсь от этого отходить, но, очевидно, определённые паттерны остаются».
«А что если вы проецируете детский опыт?».
#Флешбек_в_прошлое🕹️
Воспоминания нахлынули волной, яркие, болезненные, живые.
Вспышка — урок труда. Учительница, одержимая своей властью, трясёт моей подстилкой для табуретки: «Таня, это что такое? Я же сказала, дошьём на следующем уроке! Ты что, не слышала? Зачем ты дошила её дома? А, я знаю: тебе мать помогала! Точно!».
«Помогала… только машинку заправить», - лепечу я. И это правда: шила я сама, мама только проверила, правильно ли я заправила швейную машинку.
Но учительница меня словно не слышала. Её глаза горели злорадством: «Ага! Я так и знала, мать шила! Нет, вы поглядите, мать за нее работает! Ты неумеха! Ну-ка шей заново. И поживей давай, что застыла?».
Ужас охватывает меня целиком. Дома на меня никогда не кричали, и теперь я сжимаюсь в комочек. Руки трясутся, я никак не могу продеть нитку в нужное отверстие. Слезы застилают глаза. У меня не получается ничего сшить заново.
«Двойка! Так я и знала, что ничего не умеешь! Матерью прикрываешься!».
#От_королевы_до_изгоя⬇️
Следующая сцена — урок литературы. Наталья Викторовна смакует каждое слово: «Почитаем тот бред, который написала Таня. Как всегда, долго, нудно и ни о чём!»
Она ждала моих слёз, но я такой радости не доставила. Стиснула зубы и встретила её взгляд.
История моего взлёта и странных отношений с учительницей началась в 8 классе. Будучи умной девочкой, я оказалась в предпрофильном втором гуманитарном классе, где большинство были троечниками. Учительница сразу выделила меня среди остальных, и я стала её любимицей. Разумеется, такое положение дел сыграло со мной злую шутку. Зачем стараться, если все равно поставят хорошую оценку? Я расслабилась, забросила учебу… пока не получила первую тройку за полугодие.
Прозрение наступило быстро. Я взялась за ум, и в 10–11 классах уже училась в профильном гуманитарном, где меня окружали такие же целеустремлённые ребята. Там я, наконец-то, нашла свое место.
Но учительская ревность не знала границ. У Натальи Викторовны появился новый фаворит, а меня, бывшую любимицу, начали методично унижать. Каждый урок повторялось одно и то же: мои работы становились объектом насмешек. Я превратилась в мишень для издевательств. Бывшая любимица теперь была тем, кого можно безнаказанно унижать перед всем классом.
#Учительская_амнезия👩🏫
Снова вспышка — разговор с учительницей истории после выпускного.
«Татьяна Петровна, почему мне не дали грамоту за заслуги перед школой? Я что, мало защищала честь школы? У меня первое место на городской олимпиаде по истории, а на областной я вошла в десятку лучших. Мальчишки, с которыми я ездила на олимпиады, грамоты получили. А я?»
Её ответ хлестнул, как пощёчина: «А я про тебя забыла».
Я выдавила улыбку, хотя внутри всё кипело: «Бывает».
Удобная девочка. Хорошая. Послушная. Нельзя показывать слабость и демонстрировать эмоции.
Мое время поступления в вуз пришлось на период, когда ЕГЭ существовал только по русскому языку. В тех условиях грамоты становились настоящим сокровищем, каждое достижение могло сыграть решающую роль при поступлении, стать весомым аргументом в пользу абитуриента.
Но дело было же не только в грамотах…Дело было в другом: полном безразличии к моим достижениям. В том, что мои победы остались незамеченными. Что мои старания оказались никому не нужны. Учительница просто «забыла». Забыла о моих успехах и о том, сколько сил я приложила.
#Стратегия_молчания😶
Сначала мама пыталась заступиться за меня перед учителями, но быстро отступила. Её аргументы звучали убедительно: «От учителя зависит твой аттестат, так что улыбайся и терпи. Плакать можно дома, я тебя утешу. Но в школе молчи и веди себя спокойно».
Сейчас я знаю: это неправильная стратегия. Молчание перед обидчиком — не признак силы, а проявление слабости.
Мы думаем, что если не реагировать на нападки, обидчик устанет и отстанет. Но это не работает. Молчание только раззадоривают агрессора. Он продолжает свое дело, наслаждаясь безнаказанностью.
Реакция — это то, чего агрессор жаждет. Но не слёзы и мольбы, а чёткие границы. Нужно уметь говорить: «Со мной так нельзя». Установить правила игры, обозначить свою позицию.
Я не смогла сделать этот важный шаг в школе. Позволила унижать себя, надеясь, что это когда-нибудь закончится. Но оно не заканчивалось. Только усиливалось.
#Цена_непроработанных травм🔖
Настя помогла мне увидеть то, что я так долго игнорировала: мой детский опыт до сих пор влияет на меня. Школьные кошмары не исчезли бесследно. Травля учителей, публичные унижения, чувство беспомощности — всё это продолжало жить во мне, затаенное и забытое. И когда на работе появился человек, который начал меня травить, я снова стала той маленькой девочкой, которой некому было помочь. Одна против всех.
#Момент_истины: пазл_сложился🧩
Теперь я понимаю: чтобы помочь Мише справиться с тревогой, сначала нужно проработать свои собственные травмы. Ведь его тревога — это не только его переживания, но и мой эмоциональный багаж, который он неосознанно считывает и перенимает.
Это открытие дает мне надежду. Потому что первый шаг к решению проблемы — это ее осознание. А дальше… дальше будет работа над собой, и я готова к ней.
А вы замечали, как детские переживания и незавершённые ситуации из прошлого влияют на ваши семейные отношения? Поделитесь, если сталкивались с этим.