Невиноватый я, оно само так получилось!
Начал делать обзор про БТР начала 30-х, и неожиданно вышел обзор бронеавтомобилей для полицай-штурмовиков.
Десантный бронетрактор Дыренкова Д-14. Заказан в 30м году, и построен в начале 31 года. Тухачевский только-только пришёл на руководящую должность в УММ РККА.
Масса трактора 12.6 тонн. Броня 11мм. Вместимость - до 25 человек. Двигатель 75 л.с. Скорость - 6 км\ч. Безусловно, скорость низкая.
Вот только вместимость бронекорпуса - 25 солдат в полной амуниции вызывает вопросы. Они явно сидели как шпротины в маленькой банке.
Вообще, появление БТР в СССР в 30-х годах, полностью соответствует фразе из поговорки - вдруг откуда ни возьмись, появился ....
Что это было вообще?
Каприз всесильного наркома? Или гениальное предвидение? Или загогулина разработки? Задумывали одно, делали другое а получили третье?
Единственный аналог в Европе, танк-транспортёр МкIX. Массой более 27 тонн и вмещающий 30-50 человек десанта.
Назначение громадной машины - доставка пехоты через ничейную полосу, под пулемётным огнем и высадка десанта прямо во вражеский окоп. Броня в 8-11мм выдерживала как винтовочный огонь так и шрапнельные попадания. Но сосредоточенный артиллерийский огонь наверняка превращает такую медленную машину в руины, а содержимое в кровавое месиво.
Поэтому машину хоть и рекомендовали в серию, для срочных нужд позиционной войны, но едва нужда пропала, эту разработку забыли как страшный сон. С огромным облегчением.
И в период 20-35 год, в Европе сделали всего несколько попыток создать командирский БТР, на 4-5 человек с радиостанцией и выносной оптикой. Основным направлением разработок в это время стало создание артиллерийских тракторов, где в кузове помещался весь расчёт буксируемого орудия.
Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.IIIA.
Например такой артиллерийский трактор. У которого тонкой броней -4мм - прикрывались только ящики для снарядов по левому борту. Но это не боевая машина. Военная, безусловно. Но совсем не БТР.
Хотя вне всякого сомнения это простой транспортёр.
Испанский бронеавтомобиль-транспортёр. Рифская война. Построен примерно в 22-24 годах. Дожил до Гражданской войны в 36-38гг. Десант до 10 человек. Шасси неизвестно.
Такие боевые машины, на колесном шасси делали в Испании для войны с Рифами, в 1920-27 годах. Где они показали себя очень хорошо. Колесное шасси легко двигалось по прочному каменистому грунту Западной Африки, и позволяло либо догнать партизанскую кавалерию рифов-бедуинов, либо уйти от погони если что-то пойдёт не так как задумывалось. Ну а тонкая броня защищала экипаж от свинцовых пуль и острых сабель и пик.
Да-да, анегдот немецкой пропаганды из 1939 года, о польских уланах, рубящих шашками немецкие танки, реально имел место быть в этой самой войне, когда обозлённые неуязвимостью "шайтан арбы" туземцы бросались на бронемашину в ближний бой, с саблями и пиками.
И несколько эпизодов, когда неподвижные одиночные танки и бронемашины оказывались в окружении папуасов, звенящих по броне своими ...эээ...ммм... саблями "булатными" и пихавшими в смотровые прорези всякое острое, действительно были. История повторялась неоднократно в Итало-Эфиопской войне 34-35 годов, случалась в Гражданской войне в Испании. Да и позже, в одной большой снежной стране на востоке, тоже были штыковые атаки на немецкие танки Гудериана...
Не отставали и самураи, которые почитали свою мегабритву-катану, как самое непревзойдённое оружие всех времён и народов.
Впрочем книга на испанском, показывает бронеавтомобиль сожжёный рифами с помощью бутылок с бензином.
Немного про кустарные броневики-БТР времён войны в Испании здесь.
Кустарные броневики-БТР Германия, 1919-23 гг. Фрайкор.
Так-же успешно применялись на мощёных улицах немецких городов, кустарные бронеавтомобили фрайкора и Шупо (полицейские военизированные формирования для уличных боёв). Сразу по окончании 1й мировой, социалисты Германии подняли вооруженные мятежи в различных городах побеждённой страны. Силы правопорядка "шутцполицай - Шупо" вступили с ними в бой, стремясь навести порядок и подавить антигосударственные, антиправительственные сепаратистские выступления. По мере нарастания Гражданской войны, отряды Шупо усиливались возвращавшимися с фронта ветеранами, которые создавали "братства фронтовиков" - "фрайкор", и так-же вступали в бои с социалистами.
Достаточно успешно, в уличных боях применялись кустарные броневики. Часто "забронированные" простым толстым железом. Этого как правило хватало. Экипаж такого броневика составляли до 15-20 человек. Которые могли не только вести огонь сквозь бойницы в стенках броневика но и высаживаться для зачистки или удержания баррикады.
Впрочем некоторые фронтовики выступали за социалистов. Как один австрийский ефрейтор-художник с чёлочкой и усиками "а ля блюхер".
Sd.Kfz.3
"Промышленный" броневик изготовленный совместно Крупп и Даймлер.
Так-же широко применялся для подавления выступлений социалистов. Две пулемётные башни располагались как на броневиках "Остин". Но с германской спецификой. Между башнями ставили командирскую бронерубку для флажковой сигнализации. Кроме двух пулемётов и экипажа, машина могла принять на борт ещё некоторое количество Шупо. 7-8 человек, которые спешивались по мере надобности и вели бой при поддержке пулемётов "броне-матки". Однако возможности шасси были ограничены только дорогами с твёрдым покрытием.
Saurer-CAT, сзади White-Saurer.
Французские колониальные бронеавтомобили-БТР, курсировавшие по Африке.
В прямом смысле курсировавшие. Бронемашины охраняли и сопровождали караваны с различными грузами, передвигавшихся по дорогам Французского Марокко. По территории тех самых рифов-туарегов.
Кроме башни с пулемётами, машина имела ещё и отсек для десанта. Или груза.
Серия в 5 машин сделана в 30-32 годах, на шасси грузовика Заурер. Вместимость неизвестна.
Позже количество таких машин довели до 14 штук. Все они немного отличались внешним видом.
Испанский бронеавтомобиль "Бильбао". 1926-28 годы.
Полицейский броневик, в котором кроме водителя, командира и пулемётчика, можно было разместить 6-7 "гвардия сивиль" - вооружённых полицейских по типу Шупо в Германии. С теми-же задачами. Напомню - в Испании с 24 года шла маленькая гражданская война. Только что созданная компартия Испании проводила почти непрерывные забастовки, нередко сопровождая их вооружённым террором. Полиция зачастую вела уличные бои с вооружёнными люмпенами. Для чего и использовала эти бронеавтомобили.
Свержение монархии в 1931 году, и установление Республики, на несколько лет успокоило страсти.
Но кому-то показалось что крови было слишком мало пролито, и в 34 году случилась новая "революция". Которая хоть и была разгромлена, но вызвала перегруппировку и консолидацию левых партий, и левые социалисты наконец получили в 36 году власть над Испанской республикой.
Вот на этом, полицейско-колониально-карательном фоне появляется советский трактор - БТР Д-14.
И история появления бронетрактора Д-14, становится ещё интереснее, если вспомнить о том КТО заказывал и КТО делал трактор-БТР.
Тухачевский - широко известный и всенародно признанный каратель тамбовского крестьянского восстания.
И...
Исполнитель Дыренков. Немало поработавший над оснащением ВЧК\ОГПУ бронированными железнодорожными дрезинами. На фото Д-2, "Вечеслав Менжинский". Одна из наиболее мощных бронедрезин Дыренкова. По сути - мотоброневагон. Броня - 16мм. Двигатель 110 л.с. Вооружение 2х76мм орудия, 6 пулемётов. Экипаж 16 человек. Таких броневагонов было сделано 33 штуки.
Вполне вероятно что Д-14 строился не только как армейский БТР, но и как машина подавления выступлений внутри страны. В эти годы как раз, советское крестьянство широко противилось насильному "околхоживанию", в том числе и с оружием в руках.
Бронетранспортёр ТР-1.
Разработан в 1932-1933 гг. слушателями ВАММ им. Сталина на базе танка Т-26. Окончательная доработка проекта была выполнена в КБ Опытного завода Спецмаштреста нм.С.М.Кирова (завод № 185). Опытный образец был изготовлен на этом заводе летом 1933 г. и с сентября того же года по февраль 1934 г. прошел испытания на НИБТ полигоне.
Машина массой 9.85 тонны, с мотором "Геркулес" - 90 л.с, могла перевозить 14 человек десанта при одном мехводе. Максимальная скорость до 26 км\ч.
Компоновка исходного танка была изменена. Двигатель поставили рядом с мехводом. Укоротив трансмиссионный вал. Ну и заодно решили проблемму замерзания водителя зимой. Очертания бывшей подбашенной коробки сильно изменились. От неё остался только "прыщик" водительской рубки.
Формально - причиной отказа от машины стала теснота десантного отделения.
Однако, если посмотреть на фото, где рядом стоит человек, и представить на его месте солдата с винтовкой, то причина отказа будет более чем наглядна. почти полутораметровый дрын "мосинки", будет мешать входу и выходу. Нужно было перевооружать десантников на карабины или пистолеты-пулемёты.
ТР-4. 1933-34гг.
Создавался уже конструкторами завода № 185. Там-же где делался предыдущий БТР. Недостатки прежней конструкции были учтены. Но новая конструкция в изобилии получила собственные недочёты.
Неудобный вход\выход через бортовые люки которые были расположены довольно высоко. Теснота в десантном отсеке. Хотя размеры его немного увеличили, внутри предусмотрели места для двух пулемётчиков, которые ограничили свободное место для собственно десанта. Хотя мотор экранировали от десантного отсека, температура внутри всё равно поднималась из-за сильно греющейся трансмиссии впереди.
Машина выдержала полигонные испытания в 1934-35 годы. Хотя и с предложениями по улучшению. Вот только интерес к БТР закончился. Выступления против "околхоживания" были подавленны. Ситуация внитру страны успокаивалась.
И чтоб не пропадать наработкам, на её базе была подготовлена целая гамма "транспортеров переднего края". Бронированных цистерн, подвозчиков боеприпасов, буксировщиков орудий. Некоторые даже были изготовлены небольшой серией в пару десятков штук.
Но в руководстве РККА всё больше преобладало мнение - "все бронемашины должны ваевать и идтить в атакЭ". Не до глупостей тут, панимаешь...
В таких условиях БТР, задача которого только возить пехоту до поля боя явно был лишним. Низовое руководство армии - от полковника и ниже - плохо понимало что делать с самими танками, а тут такая совсем уже узкоспециализированная заумная машина.
Концепция БТР умерла в СССР всего за 6 лет до появления германского полугусеничного БТР Sonderkraftfahrzeug 251, не только ставшего носителем огромной номеклатуры вооружения, но применявшегося как Боевая Машина Пехоты, для поддержки своей атакующей пехоты.
TP-26 Ammunition Conveyor
На этом пожалуй и закончу тухачевскую эпопею.
Задуманный обзор самоходных артсистем отложу, так как уже совсем выдохся по теме.
Как нибуть в другой раз. И под другим соусом.
Ну а пока подведу итог - не был Тухачевский таким уж вредителем и враждебным агентом. Большинство разработок начатых именно при нём, были либо передовыми в буквальном понимании этого термина, либо на крепком мировом уровне.
Множество "вредительских" идей "победителя польши", были всё таки реализованны после его устранения. Только славу их создания и претворения в жизнь приписали совсем левым таварышам. Ну а издевавшиеся над тухаческими "40 000 танков", в годы ВОВ построили более 100 000 только танков, не считая другой бронетехники. Ну а в послевоенные годы, на вооружении СА СССР после 45 года, всегда состояло более 40 000 танков, САУ, БТР и прочих бронированных машин обеспечения...
Вот такой вот "вредитель"....
Спасибо за внимание. И на этом сегодня всё.