Найти в Дзене
Лекторий TopCreator.School

«Изысканный труп»: как игра сюрреалистов изменила историю искусства

В искусстве часто именно игра, лишенная рационального контроля, рождает самые радикальные открытия. Ярчайший пример — игра-практика «Изысканный труп» (Cadavre Exquis), коллективная игра в рисунки и слова, рожденная в 1920-е годы на винных вечерах в парижском Монпарнасе и ставшая одним из ключевых методов сюрреализма. Суть игры проста: несколько участников поочередно создают фразу или рисунок на листе бумаги, складывая его так, чтобы следующий художник не видел предыдущих вкладов. Результатом становится причудливый гибрид — скажем, человек в котелке, с пышной грудью, в килте и с щупальцами осьминога вместо ног. Но для сюрреалистов это был не просто забавный курьез, а манифест и инструмент творческой революции. Хотя подобные словесные игры (как «последствия») существовали и раньше, официальное рождение «Изысканного трупа» как художественного метода связывают с кругом Андре Бретона. Как писал сам основоположник сюрреализма в журнале «La Révolution surréaliste» (1927), игра оформилась при

В искусстве часто именно игра, лишенная рационального контроля, рождает самые радикальные открытия. Ярчайший пример — игра-практика «Изысканный труп» (Cadavre Exquis), коллективная игра в рисунки и слова, рожденная в 1920-е годы на винных вечерах в парижском Монпарнасе и ставшая одним из ключевых методов сюрреализма.

Суть игры проста: несколько участников поочередно создают фразу или рисунок на листе бумаги, складывая его так, чтобы следующий художник не видел предыдущих вкладов. Результатом становится причудливый гибрид — скажем, человек в котелке, с пышной грудью, в килте и с щупальцами осьминога вместо ног. Но для сюрреалистов это был не просто забавный курьез, а манифест и инструмент творческой революции.

Хотя подобные словесные игры (как «последствия») существовали и раньше, официальное рождение «Изысканного трупа» как художественного метода связывают с кругом Андре Бретона. Как писал сам основоположник сюрреализма в журнале «La Révolution surréaliste» (1927), игра оформилась примерно в 1925 году в «старом доме» на рю де Шато, 54, где собирались Марсель Дюамель, Бенжамен Пере, Жак Превер и Ив Танги. Именно там, за бокалами вина, взрослые мужчины с детским рвением предавались игре, стремясь вернуть spontaneity и незамутненность детского восприятия.

Название методу дала первая же составленная фраза: «Изысканный-труп-выпьет-молодое-вино» (Le cadavre - exquis - boira - le vin - nouveau). Эта фраза, с ее случайной, но совершенной поэтичностью, была воспринята как мистическое откровение.

-2

В основе игры лежала центральная эстетическая категория сюрреализма — сопоставление несоответствующего (juxtaposition). «Изысканный труп» стал материализацией их стремления разорвать привычные связи реальности, поставить под сомнение объективность восприятия и обнажить работу бессознательного. Как писал Бретон, этот метод позволял «отрицать неистовое, насмешливое подражание физическим видимостям» и акцентировать «случайные взаимосвязи, то, что объединяет внутренний и внешний миры».

Игра быстро эволюционировала из салонного развлечения в серьезный художественный метод. Коллажи, созданные по его принципам, сегодня хранятся в ведущих музеях мира. Одна из самых известных работ — коллаж самого Бретона и шести его товарищей, созданный для приглашения на открытие Сюрреалистической галереи в 1927 году: голова-зонт, тело-сундук и ноги-горшки. Важно, что метод иногда модифицировался: некоторые коллажи создавались без секретности, но все равно объединяли видение нескольких авторов, порождая то, что «не мог создать ни один отдельный ум». Это также давало возможность для творческого высказывания часто забываемым женщинам-сюрреалисткам, таким как Валентин Юго и Ремедиос Варо.

-3

«Изысканный труп» был не единственным методом, рожденным из стремления сюрреалистов обойти диктат разума. Ему предшествовал «автоматизм» (спонтанное рисование без сознательного контроля), а позже Сальвадор Дали разработал свой «параноидально-критический метод». Все они были нацелены на одно: сместить фокус творчества в область бессознательного, чтобы, минуя рациональность, породить нечто абсолютно новое, свободное и подлинно сюрреалистическое — то, что находится по ту сторону реальности.

Больше статей по искусству в моем Tg