Найти в Дзене
MusicFirework

Сказка на сцене, в кино и жизни

Дети очень верят в сказки, но почему бы не верить в них и взрослым? Нам посчастливилось пообщаться с настоящим волшебником в реальной жизни, который очень любит сказки, и сам является автором многих. Яков Шварцман — сценарист и актёр детской телепередачи «АБВГДЕйка».

Яков Натанович, здравствуйте. Вы всегда любили мечтать?

В этом я мало отличаюсь от остальных людей. Мечтать любят все, особенно в детстве. Просто, когда мечты долго не сбываются, люди начинают сильно огорчаться, переживать и обижаться на кого-то, в том числе и на самих себя. А я просто научился все свои мечты, в том числе те, что много лет безуспешно стоят в очереди на реализацию, превращать в сказки, пьесы, фильмы, песни. Жизнь показала, что так они получают больше шансов сбыться, причём не только у меня, но и у тех моих читателей и зрителей, у которых есть похожие фантазии.

-2

Российский кинематограф очень изменился за последние годы, как Вы считаете, насколько современное искусство готово покорять зрителя?

Ещё как готово и очень даже покоряет. Но проблема в том, что многое из того, что сейчас называют термином «видеоконтент», это всё творения весьма вредные для душ людских. Искусство должно делать людей и мир лучше. Чуток перефразируя Александра Сергеевича Пушкина: «Искусство и злодейство – две вещи не совместные».

Как Вы думаете, чему учат сказки?

Сказки учат видеть и анализировать реальную жизнь, чувствовать скрытые смыслы и тайные знаки событий. Какой бы странной нам не казалась некая сказочная история, – чувства и эмоции её героев могут быть искреннее и реальнее тех, что представлены даже в документальном кино. В этом смысле сказка – самый правдивый литературный жанр. В чём её сила как учителя.

-3

А какая была самая первая сказка у Вас, которая Вам запомнилась, может, чем особенным?

В этом вопросе скрывается ответ. Главные сказки в нашей жизни не те, что были первыми, а те, которые запомнились и спустя много лет хочется их перечитывать или пересматривать на экране. В детстве я читал много и с удовольствием самых разных авторов, но своими главными учителями считаю великих Андерсена и Гауфа. Первый – это нежная поэзия в прозе, невероятная лирика, яркие образы персонажей. А Гауф – приключения и героика, а ещё «экшен» и «саспенс», то есть то, без чего невозможно представить современное кино.

Что должно двигать человеком, чтобы он упорно шёл к своей цели?

Человеком движут эмоции и убеждения. Путь наш по жизни сильно зависит от того, что и как мы чувствуем, реагируя на события. Это может направить нас к краю пропасти или поднять выше облаков. Самая сильная эмоция, бесспорно, любовь. А истинная любовь, та, что описана в сказках Андерсена, – не просто эмоция, это ещё большая и сложная работа, которая способна привести к важной цели, осуществить мечту.

Какие произведения Андерсона и Гуфа повлияли на вашу сферу деятельности?

Практически все повлияли. Не буду перечислять, они хорошо известны, многие неоднократно экранизированы, они были и есть в свободном доступе в печатном и электронном виде. Советую всем прочесть и перечитать. В историях, написанных 200 лет назад, очень много сегодняшнего. Те же эмоции, те же ситуации в отношениях между людьми. Там можно найти ответы на вопросы, которые, как нам порой ошибочно кажется, возникли только вот-вот сейчас, в наш уникальный век технологического феномена. А ещё меня лично всегда зачаровывали удивительные истории жизни этих двух людей.

-4

Вы написали полсотни сценариев для легендарной телепередачи «АБВГДейка!», где сыграли Гудвина, Андерсена, Карло Коллоди. Что Вас вдохновляло и двигало на написание всего этого?

Я уже сказал чуть ранее, что сказки дарят людям не просто яркие эмоции, но и раскрывают многие секреты. Они, образно говоря, волшебные ключики к дверям в тайные комнаты, где хранятся «сокровища». А старый сказочник, очевидно, напоминает немного чудаковатого проныру-взломщика со связкой ключей-отмычек, позволяющих проникнуть в этот удивительный мир фантазии. Наверное, я когда-то придумал для себя такой образ и вот уже много лет живу в нём…

Вы руководитель театральной студии. Режиссёр видеостудии. Автор документальных, научно-популярных и короткометражных фильмов. Вы передаёте свои знания ученикам. Как на Ваш взгляд изменилось восприятие к обучению у современных детей, относительно детей советского времени?

(Яков Шварцман – режиссёр Студии «Друзья Волшебника» с 1990 года)

Дети и сегодня очень разные, так же как во все прежние времена. Да, окружающий мир меняется, и, соответственно, меняются проблемы. Но во все времена дети мечтали и будут мечтать о чём-то сказочном, чудесном, прекрасном. А ещё они все стремятся быть похожими на кого-то из взрослых. И это то, очень важное, что должны иметь в виду педагоги, родители и создатели всякого рода фильмов.

-5

Какие темы, важные для зрителя, поднимает фильм «Футляр»? Какие важные уроки или идеи он передаёт?

Так или иначе, каждый живёт в том мире условностей и установок, которые он принимает для себя. Абсолютной свободы не существует. Но каждому даётся шанс выбора, как жить и зачем жить. Наверное, это и есть главная идея нашего фильма. Кроме отсылок к произведениям Чехова, Брэдбери и Лагина, там есть ещё много разных намёков и аллегорий. Пусть каждый найдёт что-то для себя интересное…

Какие качества и навыки, на Ваш взгляд, наиболее важны для актёра?

Соглашусь с популярной в творческом мире формулой успеха: «Нужны талант и трудолюбие, где второго 99 процентов». Ещё мне очень нравится формула создания авторских произведений: «Смотри на мир глазами ребёнка и размышляй над увиденным, словно старый философ». От себя могу добавить: «Ищите своего мастера, с которым вам хочется много и интересно разговаривать, и, главное, получится вместе создать волшебную сказку на сцене, в кино и просто в жизни».

-6

В заключение хочется сказать: сказки очень важны не только детям, но и взрослым, через сказки мы лучше понимаем людей, эмоции, которые мы ощущаем. И, конечно, самое главное, что нами движет, это любовь, а сказки — это самый верный путь к пониманию истинной любви.

https://rutube.ru/channel/24235473/videos

Марианна Ковальских

Фото: из личного архива Якова Натановича Шварцмана