Найти в Дзене

Лила: гениальный инструмент или красивая иллюзия?

Оглавление
Лаборатория эффективных игр. Оксана Полещук
Лаборатория эффективных игр. Оксана Полещук

Вы сидите в кругу. Перед вами не просто игровое поле, а целая мандала, спираль из 72 клеток. Она называется «Лила». Вы бросаете кубик, двигаете фишку и попадаете на поле «Зависть», «Тщеславие» или «Преданность». Каждое поле - повод заглянуть в себя.

Звучит как магия, да? Так и есть.

Но магия ли это трансформации?

Давайте заглянем поглубже. С точки зрения нейробиологии, психологии и трезвого взгляда на результат.

История, окутанная дымкой: откровение или красивая легенда?

История создания «Лилы» идеальна для маркетинга. Индийский мистик и учитель Хариш Джохари якобы получил её откровение во время медитации в 1970-х годах. Он «увидел» ее, основываясь на древних текстах - «Санкхья-карике» и концепции 72-х таттв (первоэлементов мироздания).

Звучит завораживающе. Но давайте начистоту: это прекрасная история бренда. Она создает ауру сакральности, тайны и причастности к чему-то древнему и мудрому. Это немедленно включает у нас в мозге механизм доверия к авторитету и веры в древние знания. Наш мозг устроен так: что-то старое и традиционное часто воспринимается как более проверенное и истинное (этот феномен известен как «апелляция к древности»).

Психологически это гениальный ход. Игра сразу получает «божественную» санкцию, что снимает с ведущего часть ответственности и критики со стороны игрока. Вопрос «а работает ли это?» подменяется вопросом «достаточно ли я открыт, чтобы это сработало?».

Преимущества: почему игра захватывает и почему это работает

У «Лили» есть мощные психологические плюсы. Именно они и обеспечили ей популярность.

  1. Структурированная рефлексия. Главная ценность игры - она заставляет вас остановиться и подумать. В обычной жизни у нас нет времени и структуры, чтобы последовательно пройтись по разным аспектам жизни: карьере, отношениям, страхам, целям. «Лила» предоставляет этот каркас. Это как психологическая сессия в упаковке игры. Сам процесс проговаривания своих ситуаций через призму абстрактных понятий («А что для меня значит жадность? А был ли в моей жизни пример великодушия?») - мощный инструмент самоанализа.
  2. Эффект «чистого листа». Игровое пространство - это безопасная песочница. Гораздо проще признаться себе в чем-то, играя в фишку на поле «Зависть», чем на прямой коучинг-сессии. Это снижает психологическую защиту. Срабатывает феномен проекции: мы наделяем абстрактные понятия своими собственными историями, что помогает увидеть их со стороны.
  3. Нейробиология нарратива. Наш мозг мыслит историями. «Лила» предлагает нам создать новую историю о нашей жизни.
  4. Групповая динамика. В групповом формате включается мощнейший механизм зеркальных нейронов. Мы видим, как другие люди реагируют на те же вызовы, что и мы. Их откровения запускают наши собственные. Это создает ощущение общности и поддержки, что многократно усиливает эмоциональный отклик.

Со стороны это выглядит как прорыв. Человек вышел с игры, его мозг переполнен инсайтами, эмоциями, новыми связями. И он искренне верит, что трансформация началась. Но вот здесь и кроется главная ловушка.

Темная сторона: почему «Лила» не соответствует основам нейробиологии (и жизни)

Давайте посмотрим на Лилу с другой стороны.

  1. Когнитивная перегрузка. Сессия «Лили» длится 4–8 часов (по крайней мере, меньше я не видела). Это немыслимая нагрузка на префронтальную кору — отдел мозга, отвечающий за принятие решений, самоконтроль и глубокий анализ. Через 60–90 минут интенсивной работы ее ресурсы истощаются. Наступает когнитивное утомление. И тут уже речи нет об инсайтах. Только истощение.
  2. Отсутствие акцента на действии. Игра фокусируется на осознании и рефлексии. Это важно. Но это только первый шаг. Коучинг и современная психология знают: осознание без действия — это просто красивая мысль. Настоящая трансформация происходит не в момент инсайта, а в момент записи конкретного действия в реальной жизни. Лила же оставляет человека наедине с его прозрением и абстрактными понятиями, с которыми он не знает, что делать.
  3. Абстракция vs. Конкретика. Поля игры — это высокоуровневые абстракции: «Заблуждение», «Тщеславие», «Чувственный план», ... которые каждый воспринимает по-своему. И ведущий, который объясняет их (а без объяснения в игре не обойтись) вносит туда субъективное понимание. А значит в нем нет самого человека и его понимание. И инсайты, которые получает человек, часто вообще не его или не из той истории.

Так что в итоге? Играть или не играть?

Трансформационные игры - мощный инструмент, который дает быстрый результат. И «Лила» — не исключение.

Но в ней особенно важно выбрать своего проводника, который действует по принципу "не навреди", создает поле инсайтов для каждого игрока и умеет отойти от классических правил и вовремя остановиться.

Потому что главная трансформация в игре не от поля или фишек, а от талантов ведущего-проводника и нейробиологических моментов, "вшитых" в игру и в технику ее ведения.