К моменту начала Второй мировой войны минометы уже прочно заняли место одного из самых эффективных средств поддержки пехоты, а наибольшее распространение этот вид оружия получил в Красной армии. За время боевых действий в СССР было произведено больше минометов, чем в любой другой стране мира. Тем не менее, несмотря на такую увлеченность, в организации и тактике применения минометных частей и подразделений имелось немало "слабых мест", и точно так же сама техника отнюдь не всегда удовлетворяла запросам сражающихся войск.
Процитированный ниже обзор, посвященный вопросам применения советских минометов, был написан в конце мая 1945 года кавалером ордена Ленина генерал-майором Самуилом Маркушевичем, в период с апреля 1942-го по начало марта 1945 годов занимавшим должность начальника штаба 19-й армии. Как можно заметить из текста, к материальной части батальонных, полковых и дивизионных минометов у Маркушевича больших претензий нет, а основная масса замечаний касается организационных моментов. Зато 50-мм ротные минометы генерал оценивает крайне низко, отмечая почти полную их бесполезность. Особенно это подчеркивается применительно к боям в лесисто-гористой местности, причем автор документа в качестве альтернативы фактически предлагает обратиться к опыту германских войск, успешно применявших в подобных условиях ружейные гранатометы и "штурмовые пистолеты" (гранатометы пистолетного типа).
Весьма любопытным представляется описание "пращ-гранаты", разработанной в 1944 году начальником секретной части оперативного отдела штаба 19-й армии лейтенантом Юрием Избаш. Хотя это приспособление вполне предсказуемо не получило практического применения, все же симптоматично, что на такую идею, как и на другие, подобные ей, возник реальный спрос.
Текст документа приводится без сокращений:
"Ротный миномет
1. Опыт показал, что во всех видах боя ротный миномет является весьма неэффективным оружием. Его основные недостатки:
- Малая действенность огня. Так, во время артподготовки при прорыве обороны огонь ротных минометов не наносит вреда живой силе противника, расположенной в самых непрочных укрытиях.
Совершенно неэффективен огонь ротных минометов в боях за населенные пункты.
- Неточность огня при стрельбе дальше 300 - 400 метров.
- Легкая поражаемость огнем всех видов, в том числе ружейно-пулеметным
огнем, особенно в наступлении. Так, даже при удалении расчета ротного миномета на 50 - 100 метров от боевых порядков пехоты, тот вынужден вести огонь с открытой или (реже) полузакрытой огневой позиции. К этому вынуждают два обстоятельства: трудность отыскания подходящего укрытия в непосредственной близости от стрелкового подразделения и необходимость стрельбы прямой наводкой из-за отсутствия времени на подготовку данных для ведения огня с закрытой огневой позиции. В то же время расчет ротного миномета - крупная цель. В силу вышеизложенного, кроме легкой уязвимости минометного расчета от огня противника, в бою чрезвычайно затруднена доставка боеприпасов на огневую позицию, а носимый запас мин при миномете невелик ввиду относительной тяжести последних. Следует заметить, что более значительное удаление ротных минометов от боевых порядков пехоты не является выходом из положения, так как при этом теряется связь со стрелковыми подразделениями.
- Слабые и плохо видимые разрывы, что чрезвычайно затрудняет корректировку огня.
Ввиду указанных недостатков эффективное применение ротных минометов
ограничивается траншейной перестрелкой (ведение огня по отдельным огневым точкам противника в период затишья). Поэтому целесообразно ротные минометы с вооружения стрелковых рот снять.
2. При оставлении ротных минометов в стрелковых ротах их расчет целесообразно увеличить на одного подносчика.
3. Желательны следующие изменения в тактико-технических данных ротных минометов и их конструкции:
- Увеличение дальности стрельбы до 1000 - 1200 метров.
- Увеличение устойчивости миномета при стрельбе. Наиболее устойчив
миномет образца 1938 года, но он имеет больший вес, чем миномет образца 1940 года. Целесообразно создание ротного миномета по типу миномета образца 1938 года с облегчением его на 4 - 5 кг.
- Увеличение точности стрельбы за счет улучшения конструкции дистанционного крана.
Совершенно иным должен быть взгляд на применение ротных минометов в условиях горно-лесистого театра военных действий (например, южная часть Кольского полуострова, Карпаты).
На резко пересеченной горно-лесистой местности бой развивается на коротких дистанциях (30 - 40 метров) и протекает в чрезвычайно быстром темпе. Резко пересеченная местность изобилует массой естественных укрытий, что чрезвычайно повышает значение навесного огня. Однако, даже ротный миномет, не говоря уже о более тяжелых системах, не может полностью удовлетворить потребностей пехоты. В условиях лесного боя часто бывает необходимо вести навесной огонь на дистанцию 35 - 50 метров, то есть дальше предельного броска ручной гранаты (в среднем 30 метров) и ближе минимальной дальности стрельбы ротного миномета (50 метров). Появляющиеся на короткое время и с разных направлений цели вызывают необходимость быстрого маневрирования траекториями. К тому же, обеспечение боеприпасами в условиях горно-лесистой местности чрезвычайно затруднено, поэтому минометный расчет должен поднять значительно большее количество боеприпасов, чем это может сделать расчет ротного миномета.
На наш взгляд, стрелковые подразделения в условиях горно-лесистой местности должны иметь на вооружении сверхлегкий скорострельный миномет. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
- Иметь минимальную дальность стрельбы не более 25 - 30 метров.
- Обслуживаться одним человеком, не считая подносчика.
- Обеспечивать быстрый перенос огня с одной цели на другую.
- Иметь легкий снаряд (максимум 250 - 300 граммов). Некоторое уменьшение
эффективности огня не будет иметь существенного значения, так как в условиях лесного боя на близких дистанциях цель в основном поражается разрывами, происходящими в непосредственной близости от нее.
Конструктивно этот миномет может быть сделан по принципу обычного ротного миномета, либо по типу ружейного гранатомета (например, 30-мм ружейного гранатомета, с успехом применяемого немцами в условиях горно-лесистой местности), либо, наконец, представлять собой сверхлегкий миномет-пистолет.
Некоторый интерес представляет возможность применения в условиях лесного боя пращ-гранат, хотя бы по типу пращ-гранаты, сконструированной лейтенантом Ю.В. Избаш. Эта граната представляет собой металлический цилиндр со взрывчатым веществом и взрывателем. Вместо обычной рукоятки к цилиндру крепится брезентовый шланг длиной 55 - 60 сантиметров, имеющий на конце металлическую рукоятку. Бросающий берет гранату за рукоятку шланга, производит вращательное движение вперед-вверх и, сделав один-два оборота, выпускает гранату из руки под углом наибольшей дальности. Несложное приспособление в этот момент запаливает взрыватель. Практические эксперименты с указанной гранатой не производились, но можно с уверенностью сказать, что это несложное приспособление даст возможность увеличить дальность броска гранаты до 50 - 60 метров (проект выслан в ГАУ в 1944 году).
Батальонный миномет
4. Практика показала, что в батальоне наиболее целесообразно иметь минометную роту в составе шести минометов. Применение минометной роты девятиминометного состава затруднено, так как, во-первых, установка всех девяти минометов на одной огневой позиции слишком демаскирует последнюю, а дробление минометной роты на две или более группы затрудняет организацию связи и не всегда целесообразно. Во-вторых, большое количество минометов утяжеляет подразделение, снижает его маневренную способность. Во всех видах боя целесообразнее иметь меньшее количество минометов с большим количеством боеприпасов, чем наоборот.
В минометной роте шестиминометного состава должно быть три взвода по два миномета в каждом, а не два взвода по три миномета. В этом случае минометные взводы могут быть приданы при необходимости всем стрелковым ротам. Кроме того, это позволит иметь в минометной роте четырех офицеров, а не трех, что даст возможность в условиях боя организовать лишний наблюдательный пункт во главе с опытным офицером-корректировщиком.
Для обеспечения нормальной связи в минометной роте должно быть четыре
телефонных аппарата (на огневой позиции, наблюдательном пункте, передовом наблюдательном пункте и один в резерве, или, если рота действует повзводно, один на наблюдательном пункте и три на огневых позициях взводов), 5 километров кабеля, чрезвычайно желательно иметь в минометной роте две рации. В отделении управления минометной роты следует иметь стереотрубу, так как это позволит готовить данные с большей точностью, что особенно необходимо при артиллерийской подготовке прорыва обороны противника (ведение точного огня по траншеям) и в позиционной обороне, когда есть время готовить огонь с максимальной точностью.
Каждый взвод минометной роты (два миномета) должен иметь одну пароконную повозку. Это вполне обеспечит нормальную транспортировку минометов и нормальное обеспечение их боеприпасами в бою.
Целесообразно увеличить количество подносчиков в минометном расчете на 1 - 2 человека (2 - 3 вместо одного). В условиях горно-лесистого театра военных действий минометный расчет должен состоять минимум из 10 - 12 человек (6 человек переносят миномет, 4 - 5 человек - боеприпасы). Только при этих условиях возможна нормальная транспортировка минометов и боеприпасов по полному бездорожью. Данный расчет может поднять батальонный миномет и 20 мин к нему (четыре мины на подносчика), около 60 мин может быть распределено между бойцами поддерживаемого стрелкового подразделения.
5. Очень целесообразно при наличии шестиминометной роты в батальоне иметь по минометному взводу двухминометного состава в каждой стрелковой роте. Это даст возможность командиру стрелковой роты подавлять мешающие огневые точки противника своими средствами, а при артподготовке наступления увеличить огневую мощь батальона. Минометный взвод стрелковой роты обязательно должен иметь свои средства связи (два телефонных аппарата, 2 - 3 километра кабеля).
6. Наилучшим батальонным минометом считается миномет образца 1937 года с коллиматорным прицелом, хотя этот миномет несколько тяжелее миномета образца 1941 года.
В батальонный миномет образца 1941 года целесообразно внести следующие конструктивные изменения при сохранении существующего веса:
- Переконструировать двуногу-лафет по типу миномета образца 1937 года, что придаст большую устойчивость.
- Иметь на основании вертлюга поперечный уровень - это позволит
значительно увеличить точность огня при стрельбе с прицелом, не имеющим
поперечного уровня.
Минометный угломер-квадрант целесообразно с вооружения снять, как не обеспечивающий достаточной точности огня и заменить его коллиматорным прицелом.
Катки для батальонного миномета совершенно не нужны. Ими практически никогда не приходится пользоваться.
Полковой миномет
7. В полку достаточно иметь минометную батарею в составе шести полковых минометов (три взвода по два миномета). Вместо отделения управления следует иметь взвод управления в составе отделения связистов (7 - 8 человек) и отделения разведчиков (6 человек) при 4 - 5 телефонных аппаратах и двух рациях. В минометной батарее полка необходимо иметь стереотрубу и 1 - 2 перископа.
8. Иметь полковые минометы в стрелковых батальонах нецелесообразно.
9. В миномет образца 1938 года необходимо внести следующие конструктивные изменения:
- Уменьшить мертвое пространство прицела (сектор, закрываемый стволом), так как при существующем мертвом секторе при установке на одной огневой позиции шести минометов отмечание всех минометов по основному невозможно. Это вынуждает иметь на огневой позиции две точки наводки, что усложняет расчеты при подготовке данных.
- У ствола миномета в казенной части необходимо иметь 1 - 2 ручки,
которые облегчали бы подъем ствола при отделении его от плиты (это необходимо при разряжании миномета).
10. 160-мм минометы на вооружении стрелковых полков иметь не нужно.
Достаточно ввести батарею этих минометов в состав артиллерийского полка дивизии.
В вопроснике стрелково-тактического комитета не нашел отражения ряд вопросов, являющихся в настоящее время проблемой.
1. Так, минометчики батальонных минометов лишены каких-либо приборов для подготовки данных, исключая таблицы стрельб. При стрельбе с большой базой (например, при корректировке огня с передового наблюдательного пункта) данные готовятся большей частью на глаз, так как по условиям обстановки минометчики не имеют возможности производить какие-либо расчеты. Желательно создание прибора или таблицы, которые позволили бы офицеру-минометчику по трем исходным величинам в течение 4 - 5 секунд подготовить данные для стрельбы, а также быстро рассчитать изменение в прицеле и угломере при переносе огня с одной цели на другую. В изданном нами "Пособии по стрельбе из батальонных минометов" помещены таблицы для подготовки данных, однако они требуют некоторых арифметических расчетов в уме, что не совсем удобно (данные должны готовиться совершенно механически) и сокращает время подготовки с 3 минут (при аналитических расчетах) лишь до 1 - 1,5 минут.
2. Открытым же является вопрос составления таблицы поправок на боковой
ветер (практика показала полную необходимость внесения таких поправок). Нами на основе экспериментальных данных (стрельба проводилась в одном из стрелковых полков на Кандалакшском направлении Карельского фронта) была составлена подобная таблица, однако она требует проверки опытной стрельбой на полигоне. Следует отметить, что минометчики вносят поправку на боковой ветер, сообразуясь с выработавшимся у них "чутьем".
3. Штабы общевойсковых соединений (от штаба дивизии и выше) не имеют
штатных офицеров, объединяющих работу минометных подразделений (исключая батареи 120-мм минометов). Фактически управление батальонными и ротными минометами организуется только в масштабе полка. Управления артиллерии дивизий и корпусов занимаются только артиллерийскими подразделениями и, отчасти, подразделениями 120-мм минометов. Целесообразно ввести в состав управлений офицера, объединяющего работу минометных подразделений. В штабе армии такого же офицера-инструктора целесообразно иметь и в отделе боевой подготовки."