Церковь Иисуса Христа на земле никогда не была и не будет свободна от конфликтов. Так же, как невозможно прожить жизнь без болезней, так и Церковь не может избежать столкновений и напряжений. Дьявол никогда не оставляет Церковь в покое. Его цель — разрушение, ослабление и подрыв доброго свидетельства христиан. Один из его инструментов — конфликты. Бог, напротив, допускает их ради нашего освящения и роста. Поэтому так важно понимать, что забота о единстве Церкви — это не второстепенный вопрос, а условие успешного благовестия и духовного здоровья.
Апостол Павел предупреждает:
2 Коринфянам 2:7–11: «…чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».
Когда верующие живут в горечи, непрощении или чрезмерной придирчивости, они становятся невольными инструментами врага. Внешне это может казаться борьбой за справедливость или истину, но результат — разрушение любви и подрыв доверия. Именно поэтому Писание призывает нас к прощению, снисхождению и благодарному сердцу.
Особенно ясно заботу о единстве Церкви мы видим в служении апостола Павла. Завершая своё второе миссионерское путешествие, он прошёл важный путь:
1. Из Коринфа в Кенхреи.
В Кенхреях, восточном порту Коринфа, Павел совершил обет назорейства, остригши голову (Деяния 18:18).
Что это значило?
Согласно Числам 6, назорей — это «посвящённый, отделённый» человек.
Обет включал три запрета: воздержание от вина и всего, что производит виноградная лоза (Числа 6:3); отказ от стрижки волос (Числа 6:5); запрет прикасаться к умершим (Числа 6:6).
Завершался обет сбриванием волос у входа в храм и принесением жертв (Числа 6:19–20).
Для иудеев обет был символом благодарности и особого посвящения Богу. Павел не видел в нём средства спасения, ведь спасение только во Христе. Но, совершив его, он достиг двух целей:
- Выразил благодарность Богу за успех служения в Коринфе, где многие язычники обратились.
- Сблизился с иудеями, показывая, что он не враг их веры, но продолжатель Божьего дела.
Так апостол поступал «ради немощных», чтобы стяжать доверие (1 Коринфянам 9:19–23).
2. Морской переход в Эфес.
Около 400 км по Эгейскому морю. Эфес — крупный центр Малой Азии, известный как торговый и религиозный узел. Здесь Павел вошёл в синагогу и рассуждал с иудеями. Его слушали внимательно и даже просили остаться (Деяния 18:19–20). Но Павел отказался, потому что спешил завершить обет в Иерусалиме.
3. Путь в Кесарию.
Около 800 км морем на юго-восток. Кесария была римской резиденцией в Палестине и важным портом. Из Кесарии Павел пошёл в Иерусалим.
4. Подъём в Иерусалим.
Около 90 км пешком (3–4 дня пути). Здесь он встретился с церковью, рассказал о плодах служения среди язычников и исполнил требуемое завершение обета. Для него это было не только личное посвящение Богу, но и шаг навстречу иерусалимской общине, где оставались сомнения насчёт его служения язычникам.
5. Путешествие в Антиохию.
Ещё 500 км на север. Антиохия Сирийская — миссионерский центр, церковь, которая посылала Павла и поддерживала его. Здесь он отчитывался о своих трудах и получал духовное и материальное подкрепление для дальнейших миссионерских путешествий.
На первый взгляд — это просто завершение миссионерского путешествия. Но если всмотреться, становится ясно: Павел поставил заботу о единстве выше проповеди в Эфесе, где двери были открыты. Он спешил в Иерусалим, чтобы исполнить обет и показать иудеям, что он не отвергает веру отцов, а благодарит Бога за успех служения среди язычников.
1 Коринфянам 9:19–23 раскрывают его мотив: «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Павел боролся не за формы, а за сердца, стремясь соединить иудеев и язычников в одном теле Христовом.
Таким образом, его поступок — это проявление глубокой заботы о единстве Церкви. Для апостола важнее было примирить иудейское и языческое крыло Церкви, чем лично остаться и благовествовать.
Из примера Павла вытекают и практические шаги, которые каждый верующий и каждая община могут предпринять:
1. УСТУПАЙТЕ ПО ВСЕМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ВОПРОСАМ.
Колоссянам 3:12–13: «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Очень часто конфликты рождаются не из-за ересей или тяжёлых грехов, а из-за второстепенных вопросов: вкусов, привычек, традиций. Одни спорят о стиле музыки, другие — о порядке собрания, третьи — о бытовых мелочах.
- Если это не связано с явным грехом или ересью, стоит уступить ради любви.
- Покрывайте любовью несовершенства ближних.
- Не делайте мелочи центром духовной жизни.
Апостол Павел умел ради единства поступать гибко: для иудеев становился «как иудей», для язычников — «как язычник» (1 Коринфянам 9:19–23).
2. РАЗВИВАЙТЕ В СЕБЕ ДОВОЛЬСТВО ЦЕРКОВЬЮ.
Филиппийцам 2:14: «Всё делайте без ропота и сомнения».
Одна из причин разделений — дух недовольства. Когда человек постоянно ищет недостатки в братьях, служителях или в общине в целом, он сам становится источником конфликтов.
- Умейте благодарить Бога за сильные стороны своей Церкви.
- Составьте список положительных качеств братьев и сестёр.
- Вместо ропота развивайте привычку благодарности.
Такой настрой укрепляет мир и препятствует дьяволу сеять раздражение.
3. УТВЕРЖДАЙТЕ ИСТИНУ.
1 Коринфянам 1:10: «…чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».
Истинное единство возможно только на основании истины. Единство ради единства — иллюзия.
- Мы разные по характерам, привычкам, культуре, но нас объединяет одно Евангелие.
- Не второстепенные традиции, а учение Нового Завета является фундаментом.
- Там, где есть истина — там возможно настоящее единство в Духе.
Если в центре Христос и Его благодать, то всё остальное не разрушит союз святых.
4. УДАЛЯЙТЕ УПОРСТВУЮЩИХ В ГРЕХЕ.
Евреям 12:15: «…чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Иногда любовь выражается не в покрытии, а в дисциплине. Если человек упорствует в грехе и не кается, он становится «горьким корнем», заражающим других.
Следует применять церковную дисциплину по Матфея 18:15–17. Если человек кается — восстанавливать его в любви. Если же нет — Церковь должна удалить его, чтобы сохранить чистоту и мир. Это нелегко, но без этого Церковь может разрушиться изнутри.
5. НЕ ПОКИДАЙТЕ ПОМЕСТНУЮ ЦЕРКОВЬ БЕЗ СЕРЬЁЗНЫХ ОСНОВАНИЙ.
Смена церкви — серьёзный шаг, который может повредить единству.
Часто люди уходят из-за обид, несогласия по мелочам или амбиций. Это грех против единства. Даже в слабых общинах апостолы призывали не к бегству, а к изменению.
Уход возможен только в крайних случаях: при ереси, явном грехе, отсутствии дисциплины.
Антиохийская церковь стала миссионерским центром не потому, что верующие уходили при трудностях, а потому что они сохраняли верность и строили общину.
6. НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ДРУГИХ ЦЕРКВЕЙ.
Притчи 26:17: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору».
Межцерковные конфликты часто возникают именно из-за того, что люди вмешиваются туда, где у них нет ответственности.
- Не принимайте сторону в чужих спорах, если не знаете всей картины.
- Поддерживайте свою общину и укрепляйте своё собрание.
- Уважайте самостоятельность других церквей и их решения.
Такой подход защищает от ложных суждений, подозрений и ненужных разделений.
Апостол Павел понимал: если в Церкви нет единства, то проповедь Евангелия становится затруднительной. Поэтому он предпочёл укрепить доверие между иудеями и язычниками, даже если ради этого нужно было прервать перспективное служение в Эфесе.
И сегодня забота о единстве Церкви начинается с малого: уступить в мелочах, простить, покрыть любовью, хранить довольство, утверждать истину, вовремя удалять «горькие корни», не покидать общину без веских причин и не вмешиваться в чужие внутренние дела.