Найти в Дзене

«Ночная смена»

Что происходит внутри современной швейцарской больницы и как это может сблизить нас с системой здравоохранения, перегруженным персоналом и обыкновенными человеческими судьбами. Возможно, вы ещё не слышали о «Heldin» или «Ночной смене», но эта однотонная картина ещё даст о себе знать, доступно освещая одну из тихих и не популярных проблем современности. 

Словосочетание «швейцарская больница» так или иначе навевает определённые аналогии, и в первую очередь это скорее всего будет «качество», «оснащение» и  «финансирование». На первый взгляд и в фильме всё представляется именно так. Главная героиня, медсестра Флория Линд работает в красивой современной клинике, где комфортные палаты занимают по два пациента, на новеньких белых подоконниках стоят цветы, а в уходе используется только современное удобное оборудование. Такие вещи несомненно повышают качество медицинской помощи и дополнительно поддерживают состояние пациента, слегка оттеняя самое важное. В клинике катастрофически не хватает персонала, и это сводит на нет все вышеперечисленные преимущества. О причинах такой проблемы фильм особо не говорит, но по недолгим встречам с молодой практиканткой напрашивается единственный вывод – это не работа мечты, и степень её важности вовсе не сочетается с получаемой отдачей. В ответ на тяжелые смены Флорин получает нетерпение, непонимание, тонну личных историй, трагедий и слёз. И что любопытно – «Heldin» не заставляет нас быть добрее и относиться с пониманием к персоналу. Картина лишь показывает, какие мы есть, намекая, что в сфере здравоохранения работают далеко не многие, а вот на месте пациентов рано или поздно окажется большинство. Мы такие, и мы не изменимся, но кто всё же справляется с личным и проявляет заботу к незнакомому человеку – это одна измотанная медсестра. Её отношение не прописано в должностных инструкциях и скорее является чертой характера, которая заставляет терять собственную жизнь и привносить в неё же травмирующий рабочий опыт. 

Выдержанный серо-голубой тон фильма немного усыпляет, старательно вгоняя в состояние, возможно, свойственное уставшей ночной медсестре. Из успокаивающей серости выдаются лишь красные огни, которые заставляют тревожно оглянуться и перебрать в голове каждого подопечного с его проблемой и личными особенностями. Так же выделяется и жёлтый платок, бережно повязанный на шею чьей-то матери. Эта тонкая эмоциональная деталь ненадолго мелькает в кадре, а потом «уезжает» вместе с Флорин домой, закрепляясь в её жизни очередным болезненным воспоминанием. Она вздыхает, наконец позволяя себе минуты безмятежного отдыха, но едва ли этот тихий конец можно назвать счастливым. Фильм завершается эмоциональной точкой и сухими титрами о том, что улучшений в ближайшем будущем не предвидится. Вы словно знали об этой проблеме и раньше, но всё равно остаётесь в смятении и без возможности сослаться на благополучную «швейцарскую клинику».