Попробую перечислить пункты, что могут превосходить мтб с кассетой, дисками и промподшипниками.
Ви-брейки:
- ви-брейки позволяют ставить багажник с обеими прямыми стойками, а не хитровыгнутой левой стойкой, что положительно сказывается на ресурсе этой стойки. Плюс такие багажники дешевле.
- дешевизна колодок. Да, хорошие колодки ви-брейков наравне с колодками для дисков, но все же есть более дешёвые предложения.
- простота замены. Колодки для дисков тоже легко поставить, но возможно придется регулировать калипер. Здесь же просто откручиваем одну - ставим другую, прижав её рычаг к ободу для работы по всей поверхности.
- доступность. Колодки ви-брейков имеют единый размер и доступны практически в любом отдаленном магазине, торгующем велозапчастями.
- длинная рабочая поверхность тормозного диска - весь обод. Тепло рассеивается по большой площади алюминиевого обода, в хороших дорожных условиях это дает длительное торможение без перегрева "диска".
Минусы: зависимость от неисправностей обода, в т.ч. восьмерок, от грязи на тормозной дорожке обода.
Насыпь в подшипниках (без сепараторов):
- больше шариков - меньше давление на каждый из них и отдельно взятую точку конусов, а значит узел, при правильной термообработке, может выдержать бо́льшие нагрузки. Меньше продавливается дорожка конусов. Допустим, в рулевую вместо сепаратора 12 шариков поставил насыпь и влезло 20 шариков - давление снизилось почти на 60% на каждый отдельно взятый шарик, это приличный результат.
- легкость регулировки колеса, всегда можно быстро восстановить легкое вращение, имея пару тонких ключей. Поэтому перетянутые магазинные колеса на насыпи становятся "дороже" на 3-5 тысяч буквально за 10 минут их регулировки (не мое изречение, но так и есть).
- легкость обслуживания и замены смазки даже в пути. С подшипниками на сепараторорах, к слову, ещё проще, потому что не надо контролировать каждый шарик от потери. Пром на обочине не переберешь.
Минус: почти нет, если втулки снабжены хорошими резиновыми пыльниками- уплотнителями.
Трещотка:
- дешевизна самой трещотки
- меняется как единый узел, при постановке новой - сразу внутри неё новые собачки зацепления, подшипники и сами звезды.
- доступность в магазинах.
Минусы: нужен хороший длинный вороток для замены, желательно ставить не самую дешевую ось задней втулки, ведь нагрузка на неё неравномерна. И желательна цельная ось, без эксцентрика.
Кому можно рекомендовать такой мтб?
1. Неспешные велопрогулки.
2. Катание (в т.ч. и быстрое, но без гор) при хороших погодных условиях, без экстрима.
3. Длительный велотуризм вдалеке от солидных веломагазинов с разумной загрузкой заднего багажника и распределением части груза на раму и руль.
Самые большие страхи:
1. "Обод обледенеет, покроется грязью и не смогу затормозить". Это надо сильно постараться, чтобы при высоте и толщине современных покрышек тормозная дорожка обода стала такой нерабочей. Да, торможение с грязью превращает её в абразив, влияющий на обод, но очистка происходит вполне быстро.
2. "Ви-брейки протирают обод и он может сломаться". Да, есть такое. Случалось у кого-то на 15000 км похода по гористой местности.
3. "Трещотка говорят ломается, у неё гнется ось". Согласен, гнется. У пацанов, прыгающих на мтб с самодельных трамплинов. В целом, если включать голову, то ось трещотки может и велопоход выдержать с багажником, особенно если куплена не за 200 р. в ближайшей лавочке.
4. "Пром ходит долго и без проблем". Потому что имеет уплотнители с обеих сторон. Втулка на насыпи, имеющая резиновые уплотнители, тоже, даже через пару лет, не набирает в смазку грязь.
5. "Картридж каретки - только на промах". А вот тут все верно, потому как каретка больше всего ловит грязи и воды. И проще, наверное, иметь даже в очень длительном походе запасной картридж, чем часто перебирать каретку на насыпи.
6. "А, ещё ви-брейки медленно тормозят, чем диски". Если тормозить на высокой скорости в последний момент - то да. Поэтому лучше развивать не реакцию, а логику и предугадывать события, а не в спешке исправлять их последствия.
7. "Из-за ви-брейков неудобно снимать колесо, с большой шириной покрышки его приходится сдувать и потом накачивать". Хорошо, это так. Но эта ситуация очень редкая и возможна только при поломке спиц или проблемах со втулкой. Если же прокол, то колесо и так уже сдуто, не так ли? В остальном проблема становится проблемой, если при домашних работах нет хорошего стационарного напольного насоса, а при поездках пользователь купил самый маленький насос и теперь ему надо совершить большое количество нажатий.