Найти в Дзене
Солянка

Почему в 2025 можно взять МТБ на насыпи, с ви-брейками и трещоткой?

Попробую перечислить пункты, что могут превосходить мтб с кассетой, дисками и промподшипниками.

Ви-брейки:

- ви-брейки позволяют ставить багажник с обеими прямыми стойками, а не хитровыгнутой левой стойкой, что положительно сказывается на ресурсе этой стойки. Плюс такие багажники дешевле.

- дешевизна колодок. Да, хорошие колодки ви-брейков наравне с колодками для дисков, но все же есть более дешёвые предложения.

- простота замены. Колодки для дисков тоже легко поставить, но возможно придется регулировать калипер. Здесь же просто откручиваем одну - ставим другую, прижав её рычаг к ободу для работы по всей поверхности.

- доступность. Колодки ви-брейков имеют единый размер и доступны практически в любом отдаленном магазине, торгующем велозапчастями.

- длинная рабочая поверхность тормозного диска - весь обод. Тепло рассеивается по большой площади алюминиевого обода, в хороших дорожных условиях это дает длительное торможение без перегрева "диска".

Минусы: зависимость от неисправностей обода, в т.ч. восьмерок, от грязи на тормозной дорожке обода.

Насыпь в подшипниках (без сепараторов):

- больше шариков - меньше давление на каждый из них и отдельно взятую точку конусов, а значит узел, при правильной термообработке, может выдержать бо́льшие нагрузки. Меньше продавливается дорожка конусов. Допустим, в рулевую вместо сепаратора 12 шариков поставил насыпь и влезло 20 шариков - давление снизилось почти на 60% на каждый отдельно взятый шарик, это приличный результат.

- легкость регулировки колеса, всегда можно быстро восстановить легкое вращение, имея пару тонких ключей. Поэтому перетянутые магазинные колеса на насыпи становятся "дороже" на 3-5 тысяч буквально за 10 минут их регулировки (не мое изречение, но так и есть).

- легкость обслуживания и замены смазки даже в пути. С подшипниками на сепараторорах, к слову, ещё проще, потому что не надо контролировать каждый шарик от потери. Пром на обочине не переберешь.

Минус: почти нет, если втулки снабжены хорошими резиновыми пыльниками- уплотнителями.

Трещотка:

- дешевизна самой трещотки

- меняется как единый узел, при постановке новой - сразу внутри неё новые собачки зацепления, подшипники и сами звезды.

- доступность в магазинах.

Минусы: нужен хороший длинный вороток для замены, желательно ставить не самую дешевую ось задней втулки, ведь нагрузка на неё неравномерна. И желательна цельная ось, без эксцентрика.

Кому можно рекомендовать такой мтб?

1. Неспешные велопрогулки.

2. Катание (в т.ч. и быстрое, но без гор) при хороших погодных условиях, без экстрима.

3. Длительный велотуризм вдалеке от солидных веломагазинов с разумной загрузкой заднего багажника и распределением части груза на раму и руль.

Самые большие страхи:

1. "Обод обледенеет, покроется грязью и не смогу затормозить". Это надо сильно постараться, чтобы при высоте и толщине современных покрышек тормозная дорожка обода стала такой нерабочей. Да, торможение с грязью превращает её в абразив, влияющий на обод, но очистка происходит вполне быстро.

2. "Ви-брейки протирают обод и он может сломаться". Да, есть такое. Случалось у кого-то на 15000 км похода по гористой местности.

3. "Трещотка говорят ломается, у неё гнется ось". Согласен, гнется. У пацанов, прыгающих на мтб с самодельных трамплинов. В целом, если включать голову, то ось трещотки может и велопоход выдержать с багажником, особенно если куплена не за 200 р. в ближайшей лавочке.

4. "Пром ходит долго и без проблем". Потому что имеет уплотнители с обеих сторон. Втулка на насыпи, имеющая резиновые уплотнители, тоже, даже через пару лет, не набирает в смазку грязь.

5. "Картридж каретки - только на промах". А вот тут все верно, потому как каретка больше всего ловит грязи и воды. И проще, наверное, иметь даже в очень длительном походе запасной картридж, чем часто перебирать каретку на насыпи.

6. "А, ещё ви-брейки медленно тормозят, чем диски". Если тормозить на высокой скорости в последний момент - то да. Поэтому лучше развивать не реакцию, а логику и предугадывать события, а не в спешке исправлять их последствия.

7. "Из-за ви-брейков неудобно снимать колесо, с большой шириной покрышки его приходится сдувать и потом накачивать". Хорошо, это так. Но эта ситуация очень редкая и возможна только при поломке спиц или проблемах со втулкой. Если же прокол, то колесо и так уже сдуто, не так ли? В остальном проблема становится проблемой, если при домашних работах нет хорошего стационарного напольного насоса, а при поездках пользователь купил самый маленький насос и теперь ему надо совершить большое количество нажатий.