Найти в Дзене

За Берию или за Колчака?

В числе странностей нашего времени можно назвать то (в плане изучения родной истории), что людей уносит в противоположные крайности. После падения советской власти наступила свобода в высказывании своего мнения, а это оказалось опасным. Особенно опасным в век небывалых возможностей информационных технологий.

Возможности работы на аудиторию, которую можно определить, как неглубоко изучающую тему (то есть большинство), стали весьма огромны, но главное, доступны. И любой человек, владеющий современными технологиями (а их нетрудно понять и изучить), может увлечь большое число людей даже, вроде бы, совершенно бредовыми идеями. Напоминать о том, что в абсурдные и нелепые версии событий многим людям хочется верить больше, чем в серьёзные и заумные, думаю, не стоит.

Сегодня мы видим, с одной стороны — пышный расцвет разных антикоммунистических взглядов. Это вполне понятно и легко объяснимо, поскольку за годы советской власти в общественном сознании аккумулировалось слишком много негативного, что не имело выхода в публичное пространство. И во многом стоит лишь приветствовать, поскольку позволяет, в том числе, изучать закрытые долгие годы страницы нашей истории.

Гораздо менее понятен некий сталинский ренессанс, когда Сталина и его сподвижников вдруг вытаскивают на свет божий, возвеличивая их даже больше, чем в пресловутые годы культа личности. Люди публично заявляют, что не всех Сталин уничтожил, что вот бы сегодня его методы, дабы всем несогласным мало не показалось и т.д. Процесс этот вреден, в первую очередь с точки зрения изучения истории, ибо возвращает нас от реальных фактов к выдуманной советской версии событий. Причём ситуацию осложняет то, что сторонники сталинизма (назовём их так) исходят не из каких-то знаний, а веры. Веры на уровне религиозных фанатиков, когда факты любые либо отметаются, либо подгоняются под рамки того, во что верят. Какой смысл что-то доказывать фанатику, если тут слепо верит во что-то? Разумеется, это касается рядовых сторонников, включая туда, впрочем, и многих из тех, кого называют лидерами мнений. Политики, продвигающие идею, ни во что, конечно, не верят, да на то они и политики.

Буквально несколько дней назад, до того, как пишу эту заметку, я опубликовал статью с фамилией Берии в заголовке. Собственно, сама статья мало имела отношения к конкретному персонажу, а речь шла про битву за Кавказ. Но поскольку очень большая часть читателей дальше заголовка не читает, увы, а сторонники большевиков относятся к людям не особо грамотным, то под статьёй я прочитал много комментариев, к сути написанного отношения не имеющих, зато дающих пищу для размышлений. И размышлений довольно грустных, ибо радовать они не могли. Значительная часть комментариев была построена по схеме «всё негативное, каким бы оно не было, забываем из-за каких-то, пусть несопоставимых успехов». Разумеется, во всём всегда можно найти и позитивное, и негативное. И когда историю переписывают политики, то они очень умело выпячивают то, что можно выдать за хорошее, и умело прячут всё плохое. Это, например, когда мы говорим про результат войны, умалчивая цену этого результата.

И находится много желающих буквально ставить памятники Берии (не говоря уж про Сталина), поскольку можно же при определённом подходе ему что-то приписать. Ну, например, создание советской атомной бомбы. Трудно спорить, его организационные усилия имели место, куда же без этого. И даже условия для Курчатова и других, кому мы действительно обязаны, отличались от «шарашек» 30-х годов. То есть радость из серии «хоть не сильно били».

При этом на память приходит реакция тех же людей, например, на предложение увековечить память адмирала Колчака — человека, который, хотя бы как учёный и путешественник, принёс России славы немало. Сразу столько виз… возгласов недовольных набралось, мама не горюй. Наверное, в ходе Гражданской войны (повторюсь, наверное) к Колчаку и многим других из лагеря Белых можно предъявить претензии, но неужто больше, чем к Красным?

Наверное, очень нескоро люди научаться говорить про нашу историю без эмоций. На холодную, трезвую голову.

А вы способны это делать?