Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Смольный.

Оглавление

Смольный — это культовое место для каждого советского человека. Все же помнят, как в фильме «Ленин в октябре» Владимир Ильич кричал в трубку: «Алло, барышня, Смольный!». И ведь кричал не зря, связь была паршивая, а в Смольном институте находился штаб большевиков. Я, к стыду своему сказать, ни разу здесь не был. И даже в 2000-м году, когда мы снимали две комнаты в коммуналке на 10-й Советской улице, то есть совсем рядом, даже тогда не удосужился. Не знаю почему. Видимо, всё думал: «Потом-потом!», и вот сегодня это «потом» наконец-то настало.

Оказался я внезапно в центре города и, когда переходил начало Суворовского проспекта, обратил внимание, что все троллейбусы заворачивают на него с Невского. «Точно, на Невском-то дальше ремонт, им там не проехать!» — вспомнил я и задумался — почти у каждого троллейбуса на «лбу» была указана конечная остановка — «Смольный».

Плюс у меня образовалось временное окно, а кроме того, я вспомнил, как буквально на днях смотрел передачу про Смольный собор, о том, как его восстанавливают и даже можно подняться на звонницу. В общем, как и в случае с Кунсткамерой, много чего вместе сложилось, и вот я здесь.

Сад-партер Смольного.

А именно — в саде-партере Смольного, который, как оказалось, причислен к памятникам декоративно-паркового искусства федерального значения.

Сад-партер Смольного.
Сад-партер Смольного.

Слева вдали виднеется Смольный собор, а чуть ближе — чей-то затылок. Кроме того, сад располагает четырьмя работающими фонтанами. А затылком оказался Карл Маркс, напротив него лицом к лицу стоит Фридрих Энгельс. Памятники установлены в 1932 году.

Конечно же, мне захотелось подойти к легендарному зданию Императорского Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), а ныне — к зданию Администрации СПб, построенному великим архитектором Джакомо Кваренги в 1806–1808 годах. На входе стоял суровый полицейский, взмахом руки разрешивший мне пройти за ограду пару метров и сделать эти фотографии:

Прогуливаясь по саду дальше, я уже предвкушал свою встречу со Смольным собором, тем более, он был уже совсем близко.

Но понял, что без фотографий пропилеев Смольного рассказ о нём будет неполный. И минуя площадь Пролетарской Диктатуры, вернулся к ним.

Пропилеи служат парадным входом на территорию Смольного и являются одним из первых памятников советской архитектуры. Их проект был разработан В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом в 1923 году, а строительство завершилось в 1924 году. Архитектура выполнена в стиле классицизма и гармонично вписалась в общий ансамбль, связывая полукруглую площадь Пролетарской диктатуры и близлежащий партерный сад с историческим зданием Смольного.

Кроме того, в пропилеях расположены мемориальные доски в честь награждения Ленинграда и Ленинградской области орденами и медалями. Я сфотографировал все. Листайте.

Выйдя из сада я оказался на площади Пролетарской Диктатуры.

Площадь Пролетарской Диктатуры.

Российский триколор и золочёный герб. Площадь Пролетарской Диктатуры.
Российский триколор и золочёный герб. Площадь Пролетарской Диктатуры.

Площадь эта интересна и привлекательна своими невероятными размерами, я бы даже сказал — просторами. Здесь потрясающе легко дышится и теряется ощущение тесного мегаполиса. Как будто попал в какой-то из бывших царских пригородов, но это — центр, и царизму тут не место. Дома вокруг — советской застройки, но они уже стали историей города, поэтому спроси меня — хотелось бы мне вместо здания правительства Ленинградской области увидеть Бани Гавриловой, снесённые в 1981 году? Я отвечу: «Нет, не хотелось бы».

Здание администрации и законодательного собрания Ленинградской области.
Здание администрации и законодательного собрания Ленинградской области.
Дом Совнархоза (до 1965). С 1993 — Федеральный дом.
Дом Совнархоза (до 1965). С 1993 — Федеральный дом.

На просторах интернета пишут, что у А. Ярэмы можно прочитать следующее о построении современного облика площади:

“Созидательная” же часть их работы, к собственно архитектуре никакого отношения не имела - как справедливо отмечалось в одной статье, это была “лишь голая инженерия”. Но даже чисто арифметически соотношение построенных и снесённых ими зданий выглядит примерно как 1:15 - 1:25. Так, например, в окрестностях Смольного монастыря эти люди уничтожили около 50 исторических зданий, Лафонскую улицу (полностью), довели до полной деградации концы Шпалерной, Кавалергардской и Ставропольской и оборвали градоформирующую жизнь Екатерининской и Лафонской площадей. Короче, превратили в пустырь около 3-х гектаров городской территории и взгромоздили несколько уродливых партийных “чемоданов”. Главный виновник этого злодеяния Д. С. Гольдгор выразил своё “творческое кредо” с апломбом варвара V века: “Главным я считал освобождение… памятника [Смольного института и монастыря.] из плена окружавших его безобразных порождений эпохи капитализма”. Вот так. “Эпоха капитализма” породила, правда, и сами монастырь и институт, но… “безобразными порождениями” оказались памятник архитектуры Аракчеевские казармы, здание больницы св. Ольги и многие другие ценнейшие, уникальные постройки XIX в.

Ну где сейчас этот А. Ярэма и где площадь Пролетарской Диктатуры? Правильно — на разных полюсах, а вместо уникальных построек XIX века мы можем наслаждаться просторами и уникальными постройками века XX.

А здесь я было ужаснулся от этой громадной четырёхэтажной галереи, зависшей над проездом вдоль ЖК «Смольный квартал», но потом вспомнил, что я — человек прогрессивный и это тоже след архитектурной эпохи современности, который уже вошёл в историю нашего города.

Тем более что такое стеклянное чудо там уже и не одно. Вот нечто похожее, ЖК «Шпалерная, 60».

ЖК «Шпалерная, 60». Вид от Смольного собора.
ЖК «Шпалерная, 60». Вид от Смольного собора.

Но и хватит, пожалуй. Я же не ностальгировать по СССР сюда приехал и вас привёл. Вот и главная цель моего сегодняшнего путешествия — Смольный собор.

Собор Воскресения Словущего Смольного монастыря.

Начинается всё с площади Растрелли. Именно он — автор собора.

Собор — действующий. Возведен в 1748–1757 гг. как соборный храм Смольного монастыря — арх. Ф. Растрелли. Достраивал собор по распоряжению Екатерины II Ю. М. Фельтен вместо отстраненного Растрелли с 1765 по 1775 гг., начата отделка, не завершена. В 1835 г. достроен при Николае I арх. В. П. Стасовым. Общее время строительства собора — 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге. Архитектурный стиль — русское барокко. Лично меня поразили интерьеры и множество белого цвета. Обычно в православных храмах стены тёмные.

Интерьер собора.

Собор невероятно просторный и, на удивление, немноголюдный. А ещё — батюшки там нежадные. По всей территории расставлены тумбочки со свечами, их можно взять, а денег положить в ящик в качестве пожертвования на собор на своё усмотрение.

А ещё наверняка вы знаете историю о том, что у собора, по замыслу Растрелли, должна была быть громадная 140-метровая колокольня. Но... не срослось. Зато в храме есть макет.

Макет того, что могло бы быть.

А ещё есть:

Скульптура ангела с купола лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове.

Скульптура ангела с купола церкви св. Екатерины на Васильевском острове.

Дерево, свинец. 1811–1823 гг.

Архитектор Михайлов А. А. 2-й, мастер Гусев, скульптор Прокофьев И. П.

Высота — 5,5 метров. Ширина — 1,8 метров. Вес — 2,2 тонны.

Скульптура была изготовлена и установлена на куполе церкви святой Екатерины на Васильевском острове при строительстве храма в 1811–1823 гг. по проекту архитектора Михайлова А. А. 2-го.

Ангел стал одним из видимых небесных покровителей Петербурга наравне с ангелами на шпиле Петропавловского собора и в навершии Александровской колонны.

Скульптурный ангел держал в руках медный крест, утраченный в годы Великой Отечественной войны (отправлен на переплавку). В те же годы скульптура получила повреждения и была покрыта черной краской. В 1950 г. ангел был отреставрирован под руководством архитектора Ю. П. Спегальского: были выполнены утраченные фрагменты, заделаны мелкие дефекты и щели, древесина была обработана для предотвращения от гниения, скульптура окрашена светло-серой масляной краской. В 2004 году были произведены исследования, показавшие аварийное состояние скульптуры, и произведены укрепляющие мероприятия. В 2007 году ангела сняли с купола и установили на дворовой территории храма на специальный помост: на куполе скульптура крепилась с помощью бревна (спицы), представляющего цельную конструкцию с основным объемом скульптуры. В 2016 г. были проведены подготовительные работы для реставрации ангела, выполнена гипсовая скульптура в натуральную величину, но без креста. В 2017 году скульптура перевезена в реставрационную мастерскую «Наследие». Для храма Св. Екатерины была изготовлена точная копия в историческом материале, установленная на купол церкви в 2018 г. Оригинальная скульптура ангела была отреставрирована и в том же 2018 году перевезена для хранения в Воскресенский Смольный собор.

Ну, а я пошёл подниматься на высоту 50 метров — смотровую площадку звонницы Смольного собора. Вход — 300 рублей. 278 ступеней.

Звонница Смольного собора.

Знаете, в таких местах всегда очень интересны интерьеры, все эти проходы, окна, кирпичные стены, винтовые лестницы и не очень, но всё более узкие кверху, поэтому отдельная галерея — путь наверх.

Наверху звонницы почему-то не осталось ни одного колокола, хотя есть крепления для них. Зато есть бесплатный бинокль и приятный дикторский голос непрерывно рассказывает о том, что мы можем увидеть с площадки. А видно там многое.

Я спустился и решил обойти собор вокруг по саду Смольного собора.

Сад Смольного собора.

Пока гулял по саду, встретился с приятной парой петербуржцев, которые предложили меня сфотографировать на фоне собора, а потом попросили меня. Добрые люди подрезали мне ноги, но в общем получилось неплохо, спасибо им.

Мы с собором.
Мы с собором.

А Дзен опять решил, что фотографий в статье более чем достаточно, поэтому приходится заканчивать на том, что есть. Если вы не были в этих прекрасных местах, обязательно побывайте. Петербург прекрасен и особенно — с высоты птичьего полёта!