Найти в Дзене

Ассоль vs Лукреции. Воспитание средой или итальянская легенда о девственнице

Наполненность среды и корпоративная культура ни одно и то же. Проявления культуры можно увидеть, услышать и даже попробовать на вкус, наполненность даётся в ощущениях иного рода. Ты чувствуешь, что знаешь «это пустое» или «это стоящее», вот здесь про сиюминутное, а вот тут про вечное. Этому феномену посвящают мало текстов. Экспедиция 2025 года подсказала нам сюжет, в котором, как в слоёном пироге, читатель распознает столько вкусов, насколько глубоко он сможет его прокусить. В 2012 году на российские экраны вышел фильм режиссера и сценариста Михаила Сегала «Рассказы». Составленная из нескольких короткометражек, картина стала широко известна в основном благодаря эпизоду с подзаголовком «Возгорится пламя». Зрители были впечатлены смелыми работами восходящей звезды Любови Аксёновой и её партнёра Константина Юшкевича. Крылатая фраза «О чём с тобой трах...я» стала мемом и поисковым запросом, а теория поколений начала набирать популярность. С этой статьёй связан эпизод фильма, в котором геро
Оглавление

Наполненность среды и корпоративная культура ни одно и то же. Проявления культуры можно увидеть, услышать и даже попробовать на вкус, наполненность даётся в ощущениях иного рода. Ты чувствуешь, что знаешь «это пустое» или «это стоящее», вот здесь про сиюминутное, а вот тут про вечное. Этому феномену посвящают мало текстов. Экспедиция 2025 года подсказала нам сюжет, в котором, как в слоёном пироге, читатель распознает столько вкусов, насколько глубоко он сможет его прокусить.

Шаг поколений

В 2012 году на российские экраны вышел фильм режиссера и сценариста Михаила Сегала «Рассказы». Составленная из нескольких короткометражек, картина стала широко известна в основном благодаря эпизоду с подзаголовком «Возгорится пламя». Зрители были впечатлены смелыми работами восходящей звезды Любови Аксёновой и её партнёра Константина Юшкевича. Крылатая фраза «О чём с тобой трах...я» стала мемом и поисковым запросом, а теория поколений начала набирать популярность. С этой статьёй связан эпизод фильма, в котором герой удивляется тому, что его девушка не знает для него очевидного, например названий видов спорта.

- Я считаю, что невозможно забыть что такое «голубое небо», что такое «птицы летают». Если бы ты знала, то не забыла бы.

- Я бы знала, просто мне никто не рассказывал.

- Да мне тоже. Просто, понимаешь? Есть такие вещи, которые с детства в тебя входят. Ну, тебя ж никто не учит, что трава зелёная, снег белый, что поезд колёсами стучит – это как-то всё вокруг присутствует. Всё детство по телеку гандбол шёл.

- В моё детство – нет.

Кадр из х/ф «Рассказы», 2012 г.
Кадр из х/ф «Рассказы», 2012 г.

Не только телек или разговоры взрослых незаметно формируют смысловое пространство растущего человека. Об этом сегодняшний пример. Но начнём с цитаты.

Наполненность среды

Один из моих учителей – автор системно-векторного психоанализа Виктор Константинович Толкачёв – в давнем интервью на вопрос, почему он оставил комфортную жизнь в США и вернулся, ответил: «Окружающее тебя стимульное пространство должно быть наполнено. А в Америке я почувствовал, как вышел на уровень ремесла, пошёл по горизонту». Только спустя много лет, благодаря опыту итальянских экспедиций, я поняла, что он имел ввиду. Точнее, я прожила эту разницу наполненности у нас и у них.

В чьём-то детстве бывали сюжеты про мечты, труд и удачу, про «что такое "хорошо" и что такое "плохо"», позднее о книжке нового талантливого автора, про новый фильм, которому прочат судьбу культового, про «у нас получилось, мы крутые», про смыслы и ценности, про справедливость и возмездие, про разницу, скажем, между законом писаным и неписаным, между духовным и душевным, про настоящее и фальшивое, про верность, про красоту во всём, про Его присутствие даже в Науке, про стремление и цели, про «зачем».

Ты вырастаешь, не понимая, что твоё стимульное пространство всегда старалось направить взгляд твоего разума вверх, оторвав его от уровня живота. Ты просто знаешь без всяких пояснений, что фарцовщик – это не прогрессивный гражданин, опередивший время и продвигающий ценности рыночной экономики с риском для своей свободы. Это другой. Ты, лишённый способности видеть воочию Битву на Калиновом мосту, слышать её гром и лязг оружия, каким-то странным образом научился видеть сам, кто какому Дозору служит. Ты живёшь в обороне временно проигравшего, надеясь на реванш, и включаешь телевизор в день трансляции праздника «Алые паруса», чтобы твоё личное пространство наполнилось верой в лучшее.

А в чьём-то детстве сюжеты были другие. И наверное их Дозоры тоже другие – Бог его знает, но ты кожей чувствуешь эту инаковость. Невольно сравнивая, не оцениваешь, потому что это не хуже и не лучше, это просто другое.

Городской праздник – мощное оружие, самым тесным образом священное с культурой. Выбирай, какие нарративы сформируют твоих детей, западая в них вместе с впечатлениями. Ведь именно на фоне впечатлений (возбуждения, любования, радостного мировосприятия) да после доброго хлеба, зрелища не просто запоминаются, их подтексты входят смыслами в ментальный код.

Просто выбирай: набережная, водная гладь, люди столпились у перил в ожидании салюта – но в одном случае это про Ассоль и благородного юношу, оценившего её чистоту, стойкость и верность мечте, а в другом – Лукреция, которая отказала злому королю и невольно стала прародительницей феминистского лозунга «Моё тело – моё дело». Неофициально конечно, в Италии, которая не была первой ни в космосе, ни в ЭВМ, ни в мирном атоме, свои представления о благе первенства*. Существовала ли Лукреция на самом деле – вопрос риторический. Жители лигурийского городка Дольчеаква (в переводе «пресная вода») считают сказку былью и подтверждают «свидетельствами» встреч с её призраком.

Координатор проекта Samobranka в Италии (курируется профсообществом Kinsmark.com) Камилла Трогу рекомендовала этот красивый праздник, который в очередной раз прошёл в приморском городке Dolceacqua 23 августа 2025 года. Традиционно это бурлящие очереди у палаток с едой и напитками, громкая музыка и салют. В 2025 году он был посвящён сладкой булочке под названием michetta (микетта). Формой она напоминает женскую прелесть. Но всё по порядку. Вот короткий видеосюжет.

Легенда о Лукреции и праздник микетты в Долчевква

О том, что право первой ночи в средневековой Европе было закреплено законодательно на уровне некоторых княжеств, для россиянина не новость. Династия правителей Дория действительно правила в Дольчеакве в XIV веке и возможно легенда не такая уж и легенда. [Несмотря на название статьи, мы не сравниваем истории или прототипы (придуманная Грином Ассоль – это в чём-то жена писателя, Нина Николаевна Грин). Мы говорим о нарративах и о том, к чему в человеке они обращаются].

Сладкая булочка микетта была создана в память о местной 19-летней новобрачной Лукреции, которая, будучи арестована на своей тайной свадьбе, предпочла умереть от голода в темнице замка маркиза Дория, но не отдаться ему. Жених Лукреции, Бассо, пробрался в замок, приставил нож к горлу Дория и принудил его отменить закон о праве первой ночи. Потрясённые горожане не знали, горевать ли им по Лукреции или радоваться переменам. Утверждается, что именно тогда в Дольчеакве была придумана сладкая булочка в форме женской прелести. Каждый год 16 августа девушки продавали её на улице, решая самостоятельно, с кого брать оплату, а кому эту сдобу просто подарить. А призрак Лукреции до сих пор бродит по улочкам старого города, «привлекая» туристов и любителей жанра horror.

В 2010 году в кулуарах V Международного фестиваля фольклора и культуры ужасов «Autunnonero» в Дольчеаква возникла идея превратить легенду в комикс. Он вышел в издательстве Sergio Bonelli в серии «Dampyr». Книжица под названием «Лукреция» была написана Андреа Скибилия, рисунки к ней создал Микеле Кропера, а обложку, фрагмент которой вы видите в шапке статьи, – Алессандро Скибилия. Пиротехническое шоу праздника 2025 года прошло по сценарию «Легенда о Michetta di Dolceacqua», специально написанному Франко Лоренци. Голоса дикторов Беатриче Орриго и Маурицио ди Маджо чередовались с композициями Led Zeppelin, Леди Гаги и Бруно Марса, ACDC и других популярных исполнителей.

Посещение праздника было организовано в рамках этнографической миссии проекта «Итало-российский эногастрономический мост», Wine Gastronomic Guide Italy.

P.S. Коллега, смонтировавший сюжет, заметил: «Наши Марья Моревна и Василиса в своих мужчин верили. Тоже в темнице сидели, но не голодали, жизнью не разбрасывались, ждали и победили. Как Ассоль».

Подборка статей ИТАЛИЯ РЯДОМ